Понятие инжиниринга и инжиниринга качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:09, статья

Описание

При оказании услуг инжиниринга клиент получает консультации, связанные с подготовкой и обеспечением процесса производства, эксплуатации, обслуживания сооружений, хозяйственных объектов, а также их реализации.

Работа состоит из  1 файл

Понятие инжиниринга и инжиниринга качества.docx

— 15.99 Кб (Скачать документ)

Понятие инжиниринга  и инжиниринга качества

Перейдем  к рассмотрению понятия инжиниринга. Под термином инжиниринг в экономической  практике понимается целый комплекс услуг в сфере инженерного  консультирования коммерческого характера.

 При  оказании услуг инжиниринга клиент  получает консультации, связанные  с подготовкой и обеспечением  процесса производства, эксплуатации, обслуживания сооружений, хозяйственных  объектов, а также их реализации.

 Специалисты,  оказывающие услуги инжиниринга,  должны иметь высшее инженерное  и управленческое образование,  поскольку в их консультации  и компетенции входит не только  собственно инженерная часть,  но и указание на наиболее  оптимальные пути решения поставленных  задач.

 Наиболее  востребован инжиниринг в инновационных,  технологоемких областях производства товаров и услуг.

 Выделяют  следующие направления инжиниринга: 

Консультативный инжиниринг. Инжиниринг, связанный, главным  образом, с интеллектуальными услугами при проектировании объектов, разработке планов строительства и контроля над проведением работ.

Технологический инжиниринг. Предоставление заказчику  технологий, необходимых для строительства  промышленного объекта и его  эксплуатации (договоры на передачу производственного  опыта и знаний), разработка проектов по энергоснабжению, водоснабжению, транспорту и др.

Финансовый  инжиниринг. Разработка новых финансовых инструментов и операционных схем .

инжиниринга – инженерное дело, инженерия (от фр. ingénierie, также инжиниринг от англ. engineering, исходно от лат. Ingenium – изобретательность; выдумка; знания, искусный) – область человеческой интеллектуальной деятельности, дисциплина, профессия, задачей которой является применение достижений науки, техники, использование законов и природных ресурсов для решения конкретных проблем, целей и задач человечества.

 Иначе  инженерия – это совокупность  работ прикладного характера,  включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологий и прототипов, их промышленную проработку, а также последующие услуги и консультации [6].

 Не  трудно предположить, что инжиниринг  качества – это некоторая деятельность, направленная на достижение качества  результатов деятельности в какой-то  сфере.

Инжиниринг  качества (ИК) – совокупность конкретных "инструментов качества", используемых для реализации менеджмента качества [4].

 Методологическая  основа инжиниринга качества  включает концепции качества  и методы. Концепция качества: Шухарта; Деминга; Исикавы; Тагути; Мицуно и Акао.

 Основные  методы инжиниринга качества  включают:

1. Статистические  методы контроля и управления  качеством (Statistical Quality Control (SQC)).

2. Семь простых  инструментов контроля качества:

  • контрольный листок;
  • диаграмма Исикавы;
  • диаграмма Парето;
  • гистограмма;
  • диаграмма разброса;
  • стратификация;
  • контрольные карты.

3. Семь "новых"  инструментов планирования и  управления качеством: 

  • диаграмма сродства;
  • древовидная диаграмма;
  • диаграмма связей;
  • матричная диаграмма;
  • анализ матричных данных;
  • диаграмма отношений;
  • стрелочная диаграмма.

4. Семь «новейших»  инструментов управления качеством:

  • развертывание или структурирование функции качества (Quality Function Deployment (QFD));
  • бенчмаркинг;
  • анализ видов и последствий отказов (Failure Mode and Effect Analysis (FMEA))
  • анализ деятельности подразделений;
  • система «ноль-дефектов»;
  • система «точно вовремя»;
  • функционально-стоимостной анализ (ФСА).

5. Методы  Тагути.

6. Аппарат  индексов пригодности и воспроизводимости.

7. "Шесть  сигм" ("Six Sigma").

8. Использование  метода "нечеткой логики" ("Fuzzy Logic") [2,4].

 В  настоящее время необходимость  постоянного улучшения признана  важным средством достижения  и сохранения организацией конкурентоспособности.  Улучшение должно быть заложено  в структуру и характер организации,  постоянное улучшение должно  стать целью каждого в отдельности  и организации в целом.

 Приведем  некоторую сравнительную характеристику  применимости тех или иных  методов инжиниринга качества  на этапах жизненного цикла  продукции: 

  • Маркетинг и изучение рынка – применяются простые и новые инструменты, а также СФК;
  • Проектирование и разработка продукции – методы Тагути, СФК, FMEA, новейшие инструменты управления качеством;
  • Планирование и разработка процессов – методы Тагути, СФК, FMEA, новейшие инструменты управления качеством;
  • Закупки – простые и новейшие инструменты;
  • Производство или предоставление услуг – простые инструменты;
  • Проверки – простые, новые и новейшие инструменты;
  • Упаковка и хранение – простые, новые и новейшие инструменты;
  • Реализация и распределение – простые, новые и новейшие инструменты;
  • Установка и ввод в эксплуатацию – простые, новые и новейшие инструменты;
  • Техническая помощь и обслуживание – простые, новые и новейшие инструменты;
  • Послепродажная деятельность – простые, новые и новейшие инструменты;
  • Утилизация или переработка в конце полезного срока службы – простые и новейшие инструменты.

Информация о работе Понятие инжиниринга и инжиниринга качества