Потребительский бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:01, контрольная работа

Описание

Исследование минимального потребительского бюджета, а также изучение складывающихся тенденций изменения и разработки его методологических основ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 4
1. Характеристика потребительского бюджета ……………………... 5
2. Потребительские расходы …………………………………………... 6
Заключение ……………………………………………………………..11
Список литературы ……………………………………………………..12

Работа состоит из  1 файл

К Р Потребительский бюджет.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)


МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»

Институт экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Экономические социально- трудовые отношения»

на тему «Потребительские бюджеты»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка группы

 

 

 

Преподаватель:                                                                           

д. э. н.                                                                                                   .                           

 

 

 

 

 

 

                                               Ижевск, 2012

Содержание

Введение  ………………………………………………………………. 4

       1. Характеристика потребительского бюджета  ……………………...  5

       2. Потребительские расходы …………………………………………... 6

Заключение  ……………………………………………………………..11

Список литературы ……………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Преобразования, проводимые в современной России, привели к радикальным переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества. В то же время произошло снижение уровня жизни у наименее защищенных слоев населения.

Для осуществления эффективной социальной политики необходимо знать численность этого наименее обеспеченного населения. В системе показателей уровня жизни населения в качестве критерия его обеспеченности выступает нормативный потребительский бюджет.

В 1992 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации предусматривалась разработка системы минимальных потребительских бюджетов населения, которая включала прожиточный минимум и, собственно, минимальный потребительский бюджет.

Однако, если методология прожиточного минимума была разработана и утверждена, то официальной методики построения и расчета величины минимального потребительского бюджета до настоящего времени нет.

Вместе с тем, в настоящее время в ряде регионов Российской Федерации при определении численности наименее обеспеченного населения, а также размера минимальных социальных гарантий, уже используется минимальный потребительский бюджет.

Такой подход обусловлен тем, что, как зафиксировано в Конвенции МОТ (Международная организация труда) 1970 года и в Конституции Российской Федерации, целью современной социальной политики является обеспечение достойного уровня жизни населения. Критерием, определяющим этот уровень, должен быть не прожиточный (физиологический) минимум, а, воспроизводственный по своей сути, минимальный потребительский бюджет.

Важное значение в настоящее время приобретает также и проблема стратификации населения по уровню душевого дохода. Использование системы потребительских бюджетов и, прежде всего, минимального потребительского бюджета для группировки населения в доходные группы позволяет проанализировать складывающиеся в этой области основные тенденции.

Вместе с тем, развитие функций потребительских бюджетов в изменяющихся условиях жизни населения, продолжение социально -экономических реформ в России и проявившиеся в последнее время некоторые позитивные результаты в изменении жизненного уровня населения определяют необходимость продолжения комплексного исследования минимального потребительского бюджета, а также изучения складывающихся тенденций изменения и разработки его методологических основ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     1. Характеристика потребительского бюджета

Потребительский бюджет - баланс доходов и расходов семьи, характеризующий сложившийся уровень жизни различных социальных групп. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом по согласованию с Правительством РФ.

Материалы обследования являются основой для получения данных:

  1. о распределении населения по уровню материального благосостояния;
  2. об уровне потребления, денежных расходах и условиях жизни населения;
  3. для характеристики структуры потребительских расходов в семьях различного состава;

4. позволяют проследить за изменением потребительского спроса в домашних хозяйствах, проживающих в городской и сельской местности, характеризуют дифференциацию населения по уровню располагаемых ресурсов.
        Показатели, характеризующие потребительский бюджет, используются также при расчетах нормативных потребительских бюджетов:
1. минимального потребительского бюджета с учетом сложившихся минимальных социальных стандартов;
2. прожиточного минимума, учитывающего необходимые потребительские потребности индивида.
         По методологии Госкомстата при расчете доходов домашних хозяйств учитываются все источники, полученные семьей как в денежной форме (оплата труда, социальные трансферты, доходы от собственности и предпринимательской деятельности и др.), так и стоимость натуральных поступлений (продуктов и товаров, дотаций и льгот, поощрений товарами от предприятий и пр.). Оценка стоимости натуральных поступлений производится в денежном эквиваленте.


                             2. Потребительские расходы

Расходы на конечное потребление семей – это потребительские расходы (за вычетом стоимости отданных домашним хозяйствам продуктов питания) в сумме с натуральными доходами домашнего хозяйства. Денежные расходы домашних хозяйств представляют собой сумму фактических затрат, произведенных в течение учетного периода, и включают в себя потребительские расходы и расходы, не связанные с потреблением. Потребительские расходы состоят из расходов на приобретение продуктов питания, алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату труда. Расходы, не связанные с потреблением, включают обязательные платежи и различные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, денежные переводы, подарки и пр.). В показатель расходов потребительского бюджета не включаются суммы инвестиций, затраты на покупку иностранной валюты и ценных бумаг, суммы, помещенные на банковские счета. Сальдирующая статья потребительского бюджета определяется в денежной оценке – в виде прироста или уменьшения объема наличных денег на руках у населения.

Бюджеты всех типов строятся на основе одних и тех же статей расходов, которые отличаются различной наполняемостью. Это можно проиллюстрировать некоторыми примерами из таблицы 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

                                                                                                         Таблица 1

Некоторые статьи расходов типовых бюджетов

Способы удовлетворения потребностей

Прожиточный минимум

Минимальный потребительский бюджет

Бюджет высокого достатка

Питание

Покупка основных продуктов питания в соответствии с минимальными нормами потребления

Покупка основных продуктов питания, самообеспечение за счет приусадебного хозяйства, питание в столовой

Покупка разнообразных продуктов питания, питание вне дома, в ресторанах, кафе

Непродо-вольственные товары

Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели в соответствии с необходимыми потребностями (с учетом физического износа)

Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели в соответствии с минимальными социальными потребностями (с учетом морального износа), пользование бытовыми услугами по восстановлению имущества (химчистка, прачечная)

Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели, оборудования жилья, художественных изделий и ювелирных предметов.

Пользование бытовыми услугами по восстановлению имущества (химчистка, прачечная, уборка помещений, ремонт имущества)

Жилье

Оплата жилищно-коммунальных услуг на уровне минимальных социальных стандартов

Оплата жилищно-коммунальных услуг, ремонт жилья

Оплата жилищно-коммунальных услуг, ремонт жилья, покупка квартиры, строительство загородного жилья

 

 

Потребительские бюджеты отличаются степенью удовлетворения основных физиологических, социальных и духовных потребностей человека. Система потребительских бюджетов формируется на основе ограниченного количества типовых бюджетов, обеспечивающих различный уровень удовлетворения потребностей. В качестве основополагающих бюджетов выделяют:

- прожиточный минимум,

- минимальный потребительский бюджет,

- бюджет высокого достатка.

Перечисленные составляющие расположены в порядке увеличения степени удовлетворения потребностей человека. Прожиточный минимум характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы гигиены, жилищно-коммунальные услуги и т.п.). Минимальный потребительский бюджет удовлетворяет основные материальные и духовные потребности человека, необходимые для восстановления сил человека, поддержания активного физического состояния и простого воспроизводства. Бюджет высокого достатка обеспечивает более высокий уровень потребления, рассчитанный на расширенное воспроизводство и достаточное удовлетворение потребностей человека.

Предметы длительного пользования (например, верхняя одежда, бытовые приборы, жилье и т.п.) учитываются в составе потребительского бюджета с учетом срока износа или срока пользования. Например, срок износа пальто зимнего составляет 5 лет, т.е. в годовой величине потребительского бюджета учитывается 1/5 часть от стоимости пальто, а в месячной величине потребительского бюджета – 1/12 часть от годовой стоимости.                                                                                                             

 

 

 

                                                                                                                 Таблица 2
Помимо этого учитываются расходы на обязательные платежи и взносы.

 

Прожиточный минимум

Минимальный потребительский бюджет

Бюджет высокого достатка

Обязательные платежи и взносы

Подоходные налоги трудоспособного населения

Подоходные налоги трудоспособного населения, налоги на недвижимость, находящуюся в личном пользовании

Подоходные налоги трудоспособного населения, налоги на недвижимость, находящуюся в личном пользовании, транспортный налог, оплата услуг страхования

 

На основе практических расчетов специалистами Всероссийского центра уровня жизни определены примерные соотношения между бюджетами различных типов. Так, минимальный потребительский бюджет превышает прожиточный минимум примерно в 2 раза, а бюджет высокого достатка – примерно в 5-6 раз. По статистическим данным за прошедший год, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила в нашей области около 34%, а доля населения с доходами выше бюджета высокого достатка – не более 5% от общей численности населения.

Вся система потребительских бюджетов разрабатывается во Всероссийском центре уровня жизни (г.Москва), а величина прожиточного минимума для региона рассчитывается и устанавливается органами исполнительной власти на основе нормативно-правовой базы. Здесь основополагающим документом является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В целом прожиточный минимум по РФ предназначен для:

1. оценки уровня жизни населения,

2. обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий (Правительством РФ поставлена задача поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума),

3. формирования федерального бюджета.

В субъектах Федерации прожиточный минимум, наряду с функциями оценки уровня жизни населения и формирования бюджетов субъектов, выполняет роль критерия для оказания необходимой государственной социальной помощи.

Таким образом, прожиточный минимум, с одной стороны, является минимальным социальным стандартом (нижней ступенью в системе потребительских бюджетов), а с другой стороны, эффективным инструментом оценки уровня жизни населения. Хотелось бы отметить, что представление о приемлемом уровне удовлетворения материальных, культурных и других потребностей людей складывается под влиянием многих факторов. Поэтому состав прожиточного минимума не может не зависеть от различных социально-экономических условий конкретной страны и не отражать реалий современности. По мере увеличения темпов экономического роста прожиточный минимум как минимальный социальный стандарт будет включать более широкий спектр товаров и услуг, позволяющий удовлетворять потребности человека на более высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время при характеристике уровня жизни населения целесообразно и необходимо использование системы потребительских бюджетов, в том числе и минимального потребительского бюджета.

Вероятное использование минимального потребительского бюджета в качестве критерия уровня «бедности» в перспективе, учитывая сложившиеся позитивные тенденции изменения жизненного уровня населения, вполне возможно. Более того, уже в настоящее время использование такого критерия практически реально для наиболее экономически развитых регионов России.

Информация о работе Потребительский бюджет