Прибыль как источник создания финансовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:52, реферат

Описание

Цель работы состоит рассмотрение прибыли как источника создания финансовых ресурсов.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
- определить понятие прибыли как чистого дохода предприятия;
- раскрыть функции и виды прибыли;
- рассмотреть цели распределения и использования прибыли предприятия, а также факторы, влияющие ее величину;
- перечислить показатели рентабельности и планирование прибыли.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие, функции и виды прибыли 5
1.1. Прибыль как чистый доход предприятия 5
1.2. Функции и виды прибыли 6
2. Распределение, использование прибыли и факторы, влияющие
на ее величину 11
2.1. Распределение и использование прибыли предприятия 11
2.2. Факторы, влияющие на величину прибыли 12
3. Анализ рентабельности предприятия 14
3.1. Показатели рентабельности 14
3.2. Планирование прибыли 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Р--Финансовые ресурсы предприятия - Прибыль как источник создания финансовых ресурсов.rtf

— 111.87 Кб (Скачать документ)

      Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Прибыль, направленная на накопление и потребление, называется распределенной. Направления распределения и использования полученной прибыли предприятием определяются самостоятельно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ВЕЛИЧИНУ 

      2.1. Распределение и использование прибыли предприятия 

      Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

      В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития отечественной экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

      С развитием рыночных отношений предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

      Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

      Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

      При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:

      Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.

      Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.

Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности3.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части -- на потребление.

Распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. 

2.2. Факторы, влияющие на величину прибыли 

Изменения социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводят к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности.

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯИТЯ 

      3.1. Показатели рентабельности 

      Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Производные от прибыли относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств и используются в экономических расчетах и финансовом планировании. Виды показателей рентабельности подразделяются на четыре основные группы: рентабельность предприятия, рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность капитала (активов) предприятия.

      Рентабельность предприятия -- это показатель, который является важной характеристикой факторной среды формирования прибыли предприятия. Исходя из этого данный показатель является обязательным элементом сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

      Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли, валовых расходов и валового дохода предприятия, и рассчитывается как отношение прибыли к валовому доходу или прибыли к валовым расходам.

      Рентабельность продукции можно рассчитать по всей проданной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от продажи продукции к затратам на ее производство и обращение. Показатели рентабельности по всей проданной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности продаваемой продукции. Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция продается потребителю, и расходов по данному ее виду.

      Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать как по налогооблагаемой, так и по чистой прибыли4.

      Рентабельность капитала (активов) предприятия определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. 

      3.2. Планирование прибыли 

      Планирование прибыли -- составная часть финансового планирования и важный участок в финансово-экономической работе предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать те из них, что обеспечивают максимальную прибыль. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана.

      Поскольку в настоящее время планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

      В настоящее время в связи с постоянно меняющимися условиями хозяйствования и с тем, что прибыль определяется в целом по предприятию, исходя из объема валового дохода, валовых расходов и величины амортизации, наиболее приемлемым для планирования прибыли является аналитический метод.

      Аналитический метод планирования прибыли показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего, из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Итак, в заключение подведем краткие выводы по контрольной работе:

      1. Прибыль в общем виде представляет собой превышение доходов от реализации продукции (товаров и услуг) над расходами на производство и реализацию этой продукции (товаров и услуг). Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности.

      2. Функции прибыли: прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция); прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция); прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).

      Среди видов прибыли выделяют налоговую и чистую прибыль.

      3. Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.

      4. Прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

      Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

      5. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

      При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от продажи и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи и зависят от организации и управления деятельностью предприятия. Поэтому важен контроль за изменениями внутренних факторов: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов и т.д.

      6. Планирование прибыли -- составная часть финансового планирования и важный участок в финансово-экономической работе предприятия.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт-Издат. 2006. - 399 с.
  2. Буряковский В.В. Финансы предприятий. Минск: 2008. - 420 с.
  3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. М.: 2009. - 447 с.
  4. Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина. Киров: АСА. 2007. - 350 с.
  5. Микроэкономика. теория и российская практика / Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. М.: 2009. - 544 с.
  6. Нешитой А.С. Финаны и кредит. М.: «Дашков и К». 2009. - 544 с.
  7. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. М. 2006. - 663 с.
  8. Сафрончук М.В. Микроэкономика. Курс лекций. М.: Эксмо. 2008. -   256 с.
  9. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: 2007. - 340 с.
  10. Экономика / Под ред. А.С.Булатова. М.: Экономистъ. 2009. - 831 с.

Информация о работе Прибыль как источник создания финансовых ресурсов