Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 03:00, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой категории как прибыль, ее экономическая сущность в пределах предприятия.
В рамках поставленной цели важно решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность прибыли, определить ее понятие и виды, рассмотреть функции прибыли;
Проанализировать влияние прибыли на хозяйственную деятельность компании, а также найти факторы, влияющие на саму прибыль, в рамках поставленной задачи привести показатели рентабельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность прибыли. 5
1.1. Понятие прибыли и ее виды. 5
1.2. Функции прибыли. 11
Глава 2. Критерии оценки влияния прибыли на хозяйственную деятельность предприятия. 14
2.1.Факторы, влияющие на прибыль. 14
2.2. Показатели рентабельности. 18
Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности.docx

— 174.97 Кб (Скачать документ)

Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долгосрочный период. Максимизация прибыли подразумевает  под собой задачу планирования прибыли  на некоторый срок вперёд, что является довольно сложной задачей на сегодняшний день10

 

 

    1. Функции прибыли.

 

Сущность прибыли, как  экономической категории, проявляется  в ее функциях.

В современной экономической  науке не сложилось единого мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции прибыли - измеритель (мера) эффективности общественного производства и стимулирующая функция.

Функция прибыли как меры эффективности производства заключается  в том, что именно прибыль и  рентабельность являются основными  показателями успешной деятельности предприятия  и предопределяют принятие таких  решений, как выход фирмы на новые  рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.

Стимулирующая функция прибыли  предопределена тем, что прибыль  позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный  с выплатой дивидендов, но и создает  возможности для наращивания  капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки  сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет11.

Можно также рассматривать  и другую классификацию функций  прибыли:

1. Прибыль выполняет функцию  оценки итогов работы предприятия,  поскольку в ней отражаются  все стороны его деятельности, как в сфере производства, так  и в сфере обращения;

2. Распределительная функция.  Прибыль используется в качестве  орудия распределения прибавочного  продукта и его денежной формы  - чистого дохода (в части соответствующей  прибыли) между предприятием и  государством, предприятием и его  работниками, между сферой материального  производства и непроизводственной  сферой предприятия. Данная функция  реализуется через образование  фондов денежных средств предприятия  (фондов накопления и фондов  потребления).

3. Третья функция связана  с процессом экономического стимулирования  предприятия и его работников. Прибыль используется как источник  и условие формирования поощрительных  фондов, а также в качестве  источника финансовых ресурсов  для осуществления процесса расширенного  воспроизводства. 

Рассматривая прибыль  как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Однако, при планировании и оценке финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, формировании и распределении прибыли используются конкретные показатели прибыли. Показатели прибыли весьма разнообразны. Обобщённо  эти показатели представлены в отчёте о финансовых результатах (форма  № 2), который входит в состав годового и квартального бухгалтерского отчёта предприятия. Форма № 2 представлена в приложениях на примере ОАО "Приморнефтепродукт".

Прибыль, как финансовый результат, представляет собой выраженный в  денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности предприятия12.

В данном качестве прибыль  выступает как один из основных обобщающих качественных показателей финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, как инструмент для измерения эффективности  производства, который наиболее полно  характеризует все стороны хозяйственной  деятельности предприятия. Однако, значение прибыли как обобщающего качественного  показателя не следует преувеличивать, так как ее величина определяется во многом не зависящими от деятельности данного предприятия факторами (политика цен, изменение ставок налогов, структурные  сдвиги в экономике и так далее).

Прибыль как форма денежных накоплений предприятия представляет собой источник финансовых ресурсов, направляемых на потребление и накопление.

Стремление к получению  прибыли ориентирует предприятия  на увеличение объема производства и  снижение затрат. В условиях рыночной экономики этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей13.

 

 

Глава 2. Критерии оценки влияния прибыли на хозяйственную  деятельность предприятия.

2.1.Факторы, влияющие на прибыль.

 

Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает под собой  изучение экономических условий  её формирования. Экономические условия  могу быть как внутренними, так и  внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина и относительный  уровень прибыли.

К внешним условиям можно  отнести такие как: инфляция, изменения  в законодательствах и нормативных  документах в области ценообразования, кредитования, налогооблажения предприятий, оплаты труда работников и др..

К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно  отнести количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно  тем самым увеличивать или  уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может  повлиять на величину валовой прибыли  и соответственно на величину чистой прибыли14.

Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить как  бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объём прибыли торгового предприятия. К ним относятся:

1. Прибыль (убыток) от реализации  товаров.

2. Прибыль (убыток) от неторговой  деятельности предприятия.

3. Сальдо доходов и расходов  по внереализационным операциям.

4. Прибыль (убыток) от реализации  основных производственных средств15.

Ко второй группе относят  так называемые взаимозависимые  факторы:

1. Объём продажи товаров.

2. Розничные цены на  реализуемые товары.

3. Издержки обращения.

4. Фондовооружённость работников.

5. Налогоёмкость предприятия.

6. Численность работников  предприятия.

7. Оборачиваемость и состав  капитала.

8. Затраты, относимые на  прибыль.

Если говорить насчёт основных факторов, влияющих на прибыль, то можно  сказать, что на практике валовая (балансовая) прибыль в основном создаётся  за счёт прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину прибыли от неторговой деятельности предприятия, на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов (причём прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой  или остаточной стоимостью с учётом переоценок, вызванных инфляцией.

Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесённых затрат, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над  суммой выручки от реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается  валовая прибыль предприятия. Если наоборот, сумма выручки превышает  первоначальную стоимость и расходы  по выбытию основных фондов и иного  имущества, валовая прибыль увеличивается  на эту разницу)16.

Взаимозависимые факторы  также как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы  не случайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния  каждого из них на прибыль на основе применения методов и приёмов  экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние  каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние.

К примеру, издержки обращения  в розничной торговле сильно зависят  от размеров заработной платы работникам, различных отчислений во внебюджетные фонды. Снижение издержек обращения  влечёт соответственно снижение заработной платы и разного рода отчислений. Это в своём роде может увеличить  размеры прибыли, но в то же время  может подорвать у работников стимул к работе и очень сильно снизить производительность труда, что может привести к очень  большим затратам на восстановление работоспособности персонала.

В зарубежной практике на этот счёт используется система стимулирования работников, где наряду с повышением окладов используется так называемое участие работников в хозяйственной  деятельности предприятия, в котором  подразумевается, что работники  имеют право на покупку акций  предприятий по льготным ценам, а  затем могут получать дивиденды  по купленным акциям.

Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда  должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Предприятие распределяет ту или иную часть прибыли не в  форме наличных выплат, а в форме  акций или переводит её на банковские счета работников, образуя кредитный  фонд, который предприятие пускает  в оборот, что в какой-то мере снижает  потребность в заёмных средствах, при этом сокращаются затраты  на выплату процентов по банковским кредитам17.

Величина прибыли в  торговле также зависит от объёмов  спроса на товары и их предложения. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации, так и к сокращению валовой прибыли.

Регулятором соотношения  спроса и предложения на рынке  выступают розничные цены товаров. При низких ценах на товары объём  спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более  дешёвые заменители этих товаров. По мере увеличения объёмов продаж норма  прибыли растёт, затем рост её замедляется  и наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определённых групп товаров.

Таким образом, на прибыль (убытки) влияют два взаимозависимых фактора: издержки обращения и объёмы продаж товаров. Остальные факторы также  непосредственно влияют на прибыль  и друг на друга18.

 

 

2.2. Показатели рентабельности.

 

При рыночной экономике результаты деятельности торгового предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности19.

Существует великое множество  показателей рентабельности, главным  из которых является показатель общей  экономической рентабельности торгового  предприятия. Он вычисляется по формуле:

Р  =  П / Т * 100,

где Р - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности торгового предприятия;

П - сумма прибыли (валовой  или чистой);

Т - объем товарооборота (без  НДС).

Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность  использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется  по формуле:

Р  =  П / К *100,

где П - сумма прибыли торгового  предприятия,

К - средняя величина собственного капитала20.

Этот показатель имеет  важное значение для акционеров торгового  предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход  от вложения средств в акции и  другие ценные бумаги. Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления  суммы прибыли на величину всего  капитала.

Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей  формуле:

Р  =  П / ОФ *100,

где П - сумма прибыли;

ОФ - средняя стоимость  основных фондов;

Аналогично высчитывается  показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости основных фондов применяется показатель средней  стоимости материальных оборотных  средств. Эти два показателя часто  объединяют  и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов:

Р = (П / (ОФ + МС) * 100),

где МС - средняя стоимость  материальных оборотных средств.

Если торговое предприятие  арендует помещения или сдаёт  помещения в аренду, то среднюю  стоимость основных фондов целесообразно  исчислять с учётом сданных и  полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания  из суммарной стоимости собственных  и арендуемых основных фондов стоимости  объектов основных фондов, сданных  в аренду21.

Наряду с основными  показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности  текущих затрат (отношение прибыли  к издержкам обращения), рентабельность  затрат живого труда (отношение прибыли  к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли  к средней величине оборотных  средств), рентабельность эффективности  использования рабочей силы (отношение  прибыли к численности занятых  на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности  использования основного капитала и т.д. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями. Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика22.

 

Заключение

 

Итак, из всего вышесказанного, можно сказать, что прибыль –  это особый систематически воспроизводимый  ресурс организации, конечная цель осуществления  бизнеса; основной внутренний источник развития и роста рыночной стоимости  организации; индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности организации; гарантия выполнения организацией своих  обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников  в текущем периоде и в перспективе. Рост прибыли определяет потенциальные  возможности организации. По прибыли  определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного  капитала и каждой акции. Прибыль  является мерилом финансового состояния  организации. Различные стороны  производственной, сбытовой, снабженческой  и финансовой деятельности организации  отражаются в системе показателей  прибыли. Обобщенно эти показатели представлены в форме № 2 (Отчет  о прибылях и убытках).

Информация о работе Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности