Прибыль организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие прибыли, ее экономическая сущность
2. Показатели прибыли
3. Факторы роста прибыли
4. Планирование прибыли
4.1. Метод прямого счета
4.2. Аналитический метод
4.3. Планирование распределения прибыли
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

финансы организаций курсовая.docx

— 36.43 Кб (Скачать документ)

В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации; поступления, связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные  с участием в уставных капиталах  других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Операционные  расходы - это расходы, связанные  с предоставлением за плату во временное пользование (временное  владение и пользование) активов  организации; расходы, связанные с  предоставлением за плату прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Внереализованными доходами являются штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в  том числе по договору дарения; поступления  в возмещение причиненных организации  убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым  истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).[3]

 

 

 

 

 

 

4. Планирование  прибыли

4.1. Метод прямого  счета

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся  с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного  исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет  зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность фирмы.

Расчет плановой прибыли  должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное  и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных  средств, соответствующие выплаты  рабочим и служащим, а также  своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Планируется прибыль раздельно  по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и  услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого  имущества и от внереализационных доходов и расходов.

Выделяют следующие основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции: метод  прямого счета и аналитический. Рассмотрим эти методы исчисления прибыли.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при  небольшом ассортименте выпускаемой  продукции. Сущность его заключается  в том, что прибыль исчисляется  как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих  ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой  и несравнимой товарной продукции  в плановом году по полной себестоимости  и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и  товаров, отгруженных на начало и  конец планового года.[5]

 

 

 

 

      4.2. Аналитический метод

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

- определение базовой рентабельности  как частного от деления ожидаемой  прибыли за отчетный год на  полную себестоимость сравнимой  товарной продукции за тот  же период;

- исчисление объема товарной продукции  в плановом периоде по себестоимости  отчетного года и определение  прибыли на товарную продукцию,  исходя из базовой рентабельности;

- учет влияния на плановую прибыль  различных факторов: снижения (повышения)  себестоимости сравнимой продукции,  повышения качества ее и сортности,  изменения ассортимента, цен и  т.д.

При этом методе прибыль по несравнимой  продукции определяется отдельно.

План  по прибыли на следующий год разрабатывается  в конце отчетного периода. Поэтому  для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно девять месяцев) и ожидаемое  выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый  квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается  в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому, если в течение истекшего года имели место изменения цен  или ставок налога на добавленную  стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются  при определении ожидаемой прибыли  за весь отчетный период, независимо от времени изменений.

На  основе найденного таким образом  уровня базовой рентабельности и  планируемого объема товарной продукции  по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора  — изменения объема сравнимой  товарной продукции.

Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения  себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то па следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль  по остаткам готовой продукций и  товаров, отгруженных на начало и  конец планового года.

На  размер плановой прибыли влияет изменение  цен в плановом периоде. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или  увеличения следует исчислять от объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или  увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли.

При прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления  конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются факторы, положительно и отрицательно влияющие на прибыль.

Прежде  всего, значительно снижает плановую прибыль повышение себестоимости, что можно объяснить ростом цен  на потребляемые товарно-материальные ценности, повышением оплаты труда  в связи с увеличением минимального размера месячной оплаты труда и  другими факторами. Прибыль несколько  увеличивается в связи с изменением ассортимента производимой продукции  в сторону повышения удельного  веса наиболее рентабельной продукции. Значительный рост прибыли планируется  в связи с предполагаемым увеличением  цен на реализуемую продукцию, что  обусловлено инфляционными процессами. Поэтому, несмотря на возрастание прибыли  вследствие роста цен, нельзя рассматривать  этот фактор как положительный.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции  в составе валовой прибыли, учитывается  прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и  услуг подсобного хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера  — для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планируется  методом прямого счета. Лишь при  незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности прошлого года. Результат от прочей реализации может быть как положительный, так и отрицательным.

Кроме изложенных выше, способов планировании прибыли - методом прямого счета и аналитическим — существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Исчисление  оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально  возможной прибыли в плановом году целесообразно (исходя из зарубежного  опыта рыночных отношений) сопоставить  выручку от реализации продукции  с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные. К переменным затратам относятся расходы па сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и др. Эти затраты изменяются пропорционально изменению объема производства.

Постоянные  затраты - это такие, которые не изменяются в зависимости от роста или  сокращения объема производства. К  ним относятся амортизационные  отчисления, оплата труда управленческого  персонала, административные расходы  и др.

Смешанные затраты включают как переменные, так и постоянные расходы. Таковыми, например, являются почтово-телеграфные  расходы, расходы па проведение текущего ремонта оборудования и др.

В связи с небольшим удельным весом  смешанных затрат сосредоточим внимание па переменных и постоянных расходах и попытаемся выявить влияние  их изменения на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли  зависит от относительного уменьшения переменных или постоянных затрат.

В экономической теории существует так  называемый эффект операционного рычага (термин, взятый из западной практики предпринимательства, который некоторые авторы называют эффектом производственного рычага или эффектом эксплуатационного  рычага).

Эффектом  операционного рычага называют такое  явление, когда с изменением объема продаж (выручки от реализации продукции) происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.

Очевидно, что по мере возрастания постоянных затрат при прочих равных условиях темпы прироста прибыли сокращаются.

Чтобы определить степень воздействия  операционного рычага, следует из объема продаж исключить переменные затраты, а результат разделить  на сумму прибыли.

Определив влияние структуры затрат на прибыль  с помощью воздействия операционного  рычага, можно сделать вывод: чем  выше удельный вес постоянных затрат и, соответственно, ниже удельный вес  переменных затрат при неизменном объеме продаж, тем сильнее влияние операционного  рычага. Однако если бесконтрольно  увеличивать постоянные расходы, то резко увеличивается предпринимательский  риск — при сокращении выручки  от реализации продукции предприятие  понесет большие потери в прибыли.

При исследовании взаимосвязи между  постоянными и переменными затратами  и прибылью важную роль играет анализ безубыточности производства. Для проведения такого анализа многие отечественные  экономисты использовали рекомендации западного предпринимательства.

Распределение и использование прибыли - это  сложный процесс, обеспечивающий как  покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Экономическую основу функционирования этого механизма  составляют следующие элементы: форма  собственности, которая определяет способы присвоения полученных благ; организационно-правовая форма предприятия, которая определяет способы распределения  прибылей и убытков; степень вмешательства  государства (регулирование пропорций  распределения через налоги, таможню  и др.); необходимость повышения  эффективности производства.

Прибыль, остающаяся после налогов и отчислений, используется предприятием самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе  государство, не имеют права вмешиваться  в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия  хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость  расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Итак, чистый доход предприятия после  уплаты налогов и отчислений (предпринимательский  доход) используется для формирования:

- фонда развития (фонда накопления), что соответствует приросту основных  оборотных фондов предприятия  (прирост капитала);

- фонда потребления (для повышения  материальной заинтересованности  работников предприятия в повышении  эффективности и рентабельности  предприятия);

- резервного фонда, предназначенного  для финансирования непредвиденных  затрат, связанных с риском хозяйственной  деятельности, других фондов, если  они предусмотрены учредительными  документами, законами, требованиями  практики.

Наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие  условия хозяйственного развития предприятий  и организаций при переходе к  рынку, является важным фактором дальнейшего  укрепления и расширения их коммерческой деятельности. Поэтому важным является и умение правильно спланировать распределение прибыли.

Информация о работе Прибыль организаций