Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:52, реферат
Государственная налоговая политика рассматривается как часть финансовой политики государства, представляющая собой комплекс мероприятий, способствующих достижению балансов интересов государства и налогоплательщиков в процессе формирования доходов бюджетов всех уровней публичной власти, на основе стратегической концепции развития налоговой системы. Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
11.
Упрощение администрирования
12. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.
13.
Налоговая нагрузка в
В период 2012-2014 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».
Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.
В
рамках проводимой налоговой политики
основными источниками
При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям.
1.
Налоговое стимулирование
2.
Мониторинг эффективности
3. Акцизное налогообложение.
4.
Совершенствование
5. Налог прибыль организаций.
6.
Налогообложение природных
7.
Совершенствование
8. Введение налога на недвижимость.
9. Налоговое администрирование.
С учетом отмены с 1 января 2010 года единого социального налога и введения страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также принимая во внимание, что указанные взносы в настоящее время составляют существенную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике, основные направления налоговой политики содержат предложения в области исчисления и уплаты указанных страховых взносов.
В процессе реализации налоговой политики следует также обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, с тем чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.
1. При осуществлении налоговой политики необходимо учитывать, что одни и те же налоговые ставки оказывают неравномерное влияние на финансовое состояние и хозяйственную деятельность предприятий различных отраслей экономики. Например, в сельском хозяйстве налоговое бремя больше, чем в сфере торговли и общественного питания. Поэтому следует разработать четкие разграничения налоговых ставок по отраслям экономики с выявлением четких и обоснованных критериев.
2. Важным рычагом осуществление налоговой политики являются налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщикам сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Обычно государство устанавливает различные основания предоставления налоговых льгот от желания стимулировать либо сдерживать развитие того или иного направления деятельности, региона, тем самым воздействуя на различные экономические процессы. Однако одним из достаточно распространенных направлений современной налоговой политики российского государства стало провозглашение концепции «ликвидации льгот с одновременным снижением налоговых ставок». Представляется, что данное направление не совсем согласуется с целями налоговой политики, так как уменьшается возможность стимулирования развития приоритетных для страны направлений развития экономики. Безусловно, российская практика предоставления льгот имела множество недостатков, но это не означает, что данный инструмент стимулирования следует исключать из рассмотрения. Осуществление политики ликвидации налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции налогообложения, возможности определять и стимулировать приоритетные наукоемкие направления развития отечественного производства. Поэтому стоит отменить такую политику по осуществлению ликвидации льгот, а лучше, определиться в первую очередь по следующим позициям: какие льготы можно использовать на данной ступени развития, каковы условия, формы и процедуры их предоставления, каковы должны быть формы контроля за их целевым применением и каковы должны быть санкции в отношении недобросовестного использования.
3. Благодаря снижению налоговых ставок страна получает преимущества на мировом рынке, так как инвесторы принимают решения, не в последнюю очередь ориентируюсь на размер налоговых ставок. Представляется, что этот фактор в значительно мере и определял основную тенденцию установления налоговых ставок в Российской Федерации на уровне ниже среднемировых, а также отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы получателей доходов. В то же время необходимо иметь в виду, что в условиях, когда «истинные размеры базы, подлежащей обложения (а значит, и степень реальной собираемости того или иного налога), остаются неизвестными не только для налоговых ведомств, но и для аналитиков, <…> простое снижение ставок означает только снижение налоговых поступлений».1 Также стоит отметить, что связь между налоговыми ставками и масштабами уклонения от уплаты налогов оказалась не столь однозначной. Снижение ставок вряд ли может представляться оправданным при слабом администрировании. Применение налоговой ставки в качестве инструмента налоговой политики может быть достаточно эффективным только в комплексе с другими мероприятиями. Тем более что частая трансформация данного параметра вряд ли вызывает доверие со стороны инвесторов. Вероятно, основной путь достижения этой цели в большей степени связан с улучшением налогового администрирования, которое должно создавать равноконкурентную среду для налогоплательщиков, а не преследовать чисто фискальные цели и введением прогрессивной шкалы налогообложения. Что касается инвесторов – нужно улучшать среду не количественных (в виде низкой налоговой ставки), а качественных показателей (политическая и экономическая стабильность, инновационная сфера, улучшения образования кадров).
4. Вновь введенные в законодательство нормы, посвященные регулированию процедур налоговых проверок, с одной стороны, ограничивают сроки проведения выездных налоговых проверок, а с другой стороны, жестко регламентируют возможность, основания и сроки приостановления проверки. Теперь отсутствует эффект неожиданности приезда налоговой проверки, а предприятие к установленному сроку улучшает бухгалтерскую отчетность и подгоняет её под стандарты, что препятствует продуктивной работе налоговых органов и выявлению нарушений.
5. Социальная функция представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функции налогов. Её предназначение – предотвращать обнищание низкооплачиваемых слоев населения. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали, т.е. лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали – социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить существенно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.
6. Регрессивным является всякое косвенное налогообложение, которое в большей степени ущемляет малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы. А так как, например НДС – один из основных косвенных налогов, является вторым налогом (после налога на прибыль) в обеспечении доходов федерального и консолидированного бюджетов, то есть составляет довольно внушительную сумму, то малообеспеченные слои населения в большей степени несут налоговое бремя по сравнению с более обеспеченными. Поэтому следует приуменьшить роль НДС в образовании доходов бюджетов.
7. Принцип равномерности налогообложения у нас в стране трактуют как принцип «единых правил для всех». Однако необходимо трактовать его как «равнонапряженность налогового бремени для налогоплательщиков» в конкретизации его вертикального и горизонтального разрезов. В вертикальном разрезе справедливость налогообложения означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица. Иными словами, с ростом дохода ставка налога должна увеличиваться. Справедливость налогообложения в горизонтальном разрезе предполагает единую налоговую ставку для лиц с одинаковыми доходами. Прогрессивная шкала налогообложения должна быть в нашей стране фискальным инструментом в руках государства, а также средством решения ряда социально-экономических проблем общества.
8. Налог на доходы физических лиц устанавливается, в том числе и на доходы, которые ниже прожиточного минимума. Тем самым нарушается принцип способности налогоплательщика к уплате налогов. Необходимо отменить налогообложение для этих слоев населения, дабы избежать социальной напряженность и обеспечить функционирование одного из основополагающих принципов.
9. Как известно, в налоговую базу включаются все полученные налогоплательщиком доходы, как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды (экономия на процентах при получении заемных средств). При этом никакие удержания из дохода налогоплательщика (средства на содержание нетрудоспособных членов семьи, удерживаемые из заработной платы лица по его распоряжению или по исполнительному лицу) не подлежат исключению из налоговой базы. В этой связи, необходимо разработать объективные критерии исключения того или иного дохода из налоговой базы и создать службу административного контроля достоверности выполняемых действий.
10.
В Российской Федерации субъекты Федерации
не имеют права вводить те или иные налоги
в пределах своей территории. Это не есть
положительное решение, учитывая, что
уровень субъектов Российской Федерации
весьма различен. Поэтому, следует разработать
документ, в котором будут изложены возможности
введение собственных налогов Субъектами
РФ для обеспечения достойной жизни своих
граждан и пополнения бюджетов Субъектов
РФ. Однако следует создать организацию,
осуществляющую административный контроль
над соответствующей деятельностью Субъектов
РФ.
Список использованных источников:
Информация о работе Приоритетные направления финансовой политики РФ. Налоговая политика