Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:18, реферат
К числу проблем, практически никогда не утрачивающих своей исследовательской актуальности в различных отраслях научных знаний, справедливо относятся процессы и тенденции экономического развития общества, проблемы повышения эффективности государственного правого воздействия на экономику. Именно поэтому в последние годы в российской науке исследовательский интерес к вопросам, связанным с правовым регулированием экономики, заметно возрос, актуализировав тем самым соответствующую проблематику. Но не стоит забывать и про проблемы андеррайтинга в России.
1.Введение………………..………………………………………………………..3 2.1 Правовое регулирование первичном и вторичном рынке ценных бумаг…………...…………………………………………………………………..4
3.2 Проблемы андеррайтинга в России………………………………………….9
4.Заключение……..………………………………………………………………16
5. Список используемых источников…………………………………..………17
Кажется, ситуация тупиковая. Но лишь на первый взгляд. Проблема решается эмиссией ценных бумаг предприятия (организации), нуждающегося в финансировании. Можно, конечно, попробовать сбыть их самому. Однако практика показывает, что, не располагая необходимой информацией и дополнительными инвестиционными ресурсами, сделать это довольно затруднительно. Поэтому и применяется такой способ, как андеррайтинг. Для реализации ценных бумаг профессиональные участники фондового рынка чаще всего объединяются в синдикаты андеррайтеров.
Как показывает зарубежный опыт, эмиссиия ценных бумаг, прежде всего акций и облигаций, занимает важное место в структуре источников финансирования корпораций. В развитых странах совокупная стоимость (капитализация) корпоративных облигаций составляет от 20-30 до 65% общего объема капитализации фондового рынка. Для того чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся рынков ценных бумаг, доля капитализации рынка акций в ВВП, по нашей оценке, должна достигать 30-40%.
Андеррайтинг - хороший способ нивелировать негативные факторы, сдерживающие развитие рынка ценных бумаг в России (в частности, высокую общую нестабильность) и инфляцию. Он как воздух необходим именно инновационным предприятиям и предпочтительнее обычного банковского кредита. Дело в том, что при его применении риски распределяются между всеми держателями акций пропорционально их количеству и сравнительно малы, а прибыль в виде дивидендов вполне осязаема.
В процессе андеррайтинга, во-первых, можно найти инвесторов, которые искренне заинтересованы в развитии данной отрасли, проведении исследований или в выпуске новой продукции, что дает возможность установить долгие и плодотворные отношения на взаимовыгодных условиях (не всякая, даже дорогая, реклама способна обеспечить такие перспективы). Во-вторых, и после реализации программы денежные вливания не иссякают. Они получают новую дополнительную подпитку за счет повышения курса акций, улучшения кредитной истории и репутации фирмы. И, наконец, еще один аргумент в пользу андеррайтинга - доступность для самых мелких инвесторов. Это в наших условиях немаловажно.
Что касается предприятия, то, приступая к выпуску акций и облигаций, оно, помимо всего прочего, получает возможность вовлечь в это полезное дело своих работников. В таком случае возникает их дополнительная материальная заинтересованность в успешном развитии своего завода, фабрики или научно-производственного центра.
Если же свободных средств для того или иного инновационного проекта нет в достаточном количестве внутри страны, то андеррайтинг позволяет привлечь их из-за рубежа, без ущерба и ущемления национального производства. Ведь все технологии, рабочие места и продукты остаются здесь, а на расчетный счет иностранным инвесторам отчисляется только часть прибыли в виде дивидендов.
Наряду
со столь существенными
Вторая проблема вытекает из первой. Поскольку дело это новое, то пока не сформировались ни четкая система, ни государственные стандарты. Все условия размещения обговариваются в договоре, заключаемом непосредственно между эмитентом и синдикатом андеррайтеров. Такая форма не дает безусловных гарантий, и эмитенту приходится в основном полагаться на доброе имя и деловой авторитет андеррайтеров. Правда, сравнительно недавно саморегулируемая организация ”Национальная фондовая ассоциация” сформировала ”Стандарты деятельности по андеррайтингу”. Конечно, они носят рекомендательный характер, но и это уже во многом облегчает задачу пользования данным институтом.
Есть еще одна проблема, во многом психологическая. Однажды обжегшись на финансовых пирамидах (МММ) многие мелкие частные инвесторы вообще не доверяют ценным бумагам, особенно тем, которые выпускают новые, недавно созданные предприятия, использующие пока непонятные инновационные технологии. Но эта проблема во многом устраняется синдикатом, поскольку он занимается размещением, и ценные бумаги эмитента гарантируются репутацией и финансами каждого члена синдиката. Довериться профессионалам значительно легче, чем частной незнакомой компании. Да и ответственность распределяется между всеми участниками соглашения, а вероятность того, что одновременно у всех будет спад, значительно меньше.
Если
вы выходите на рынок с новой продукцией
и нужно преодолеть так называемый
входной барьер и выдержать конкуренцию,
то именно андеррайтер помогает найти
необходимые дополнительные средства.
Обратившись к
Что касается мировой практики, то сложилась достаточно устойчивая классификация: по способу заключения договоров, по мере ответственности и риска для андеррайтерского синдиката и по наступлению определенных условий.
В России применяются два основных типа андеррайтинга (по способу заключения договоров): ”твердое обязательство” и ”приложение максимальных усилий”. Первое предполагает, что андеррайтер соглашается купить у эмитента весь выпуск ценных бумаг с их последующим размещением среди инвесторов. В этом случае посредник гарантирует эмитенту выплату определенной суммы и принимает на себя все риски, сопряженные с размещением в дальнейшем выпущенных акций или облигаций. ”Приложение максимальных усилий” - это когда андеррайтеры соглашаются работать без твердых обязательств. В таком случае андеррайтеры, снижая свой риск не берут на себя обязательств выкупить нереализованные акции, но вместе с тем зачастую теряют часть прибыли.
Андеррайтинг предполагает применение ряда приемов, способствующих быстрому и эффективному размещению нового выпуска ценных бумаг: открытая продажа ценных бумаг, РR-кампания, маркетинг и конкретизация потребностей в эмиссии, определение условий размещения ценных бумаг для инвесторов-членов синдиката. Цель проведения маркетинга состоит в том, чтобы с помощью соответствующих приемов создать превышение спроса на данные ценные бумаги над их предложением. Мировая практика свидетельствует об эффективности такой, например, процедуры, как ”гастроли”, назначение которой - обеспечить непосредственное ознакомление предполагаемых инвесторов с компанией-эмитентом, представленной ее высшими менеджерами.
В принципе андеррайтинг должен предоставлять эмитенту гарантию того, что в результате продажи ценных бумаг он получит как минимум определенную сумму денег. Это позволяет последнему быть уверенным, что все предлагаемое к выпуску количество ценных бумаг будет продано, а он - избавлен от трудоемких процедур.
В России андеррайтинг законодательно не регулируется, поэтому все условия надо зафиксировать в договорах (порядок определен в Гражданском кодексе). Генеральный агент берет на себя ответственность за размещение всего выпуска. Если же на аукционе продана только часть акций или облигаций, остаток безоговорочно выкупает генеральный андеррайтер (если, конечно, иное не предусмотрено в договоре между эмитентом и андеррайтером). За такую гарантию генеральный андеррайтер берет комиссию в 1-2 % от номинальной стоимости выпуска. Соандеррайтеры могут выкупить, а могут и не выкупить свою долю, что, в свою очередь, представляет предмет договоренности между генеральным андеррайтером и членами синдиката. Эмитента интересует гарантированное размещение, поэтому зачастую он соглашается платить высокие комиссионные.
Развитие
андеррайтинга весьма полезно для
российского рынка ценных бумаг
и оживления
он обеспечивает привлечение дополнительных фондов, повышение ликвидности фондов. Это возможно, поскольку потенциальные инвесторы часто не в состоянии самостоятельно найти приемлемое и интересное для себя предложение. При развитии системы андеррайтинговых отношений увеличатся возможности выбора, а также общий объем выпускаемых ценных бумаг;
как одна из передовых и наиболее развитых технологий экономических отношений, андеррайтинг способен существенно упростить регулирование потоков финансово-экономической информации;
упрощается государственный контроль в форме стандартизации и регистрации эмиссионных соглашений, а в конечном счете облегчается формирование государственной долгосрочной политики на рынка ценных бумаг.
Сравнительно недавно и в России появилась организация ФСФР (взамен ФКЦБ). Для нее очень важно шире использовать андеррайтинг, который способствует повышению роли инвестиционных ценных бумаг и сокращению доли ”черного” и спекулятивного оборота. Механизм андеррайтинга предоставляет хорошую возможность заработать (на спрэде курсов акций, на процентах от реализации эмиссии, на самой эмиссии), не прибегая к ”теневым” схемам и спекуляции. Широкая доступность информации, прозрачность и постоянное взаимодействие различных компаний и финансовых структур, вовлеченных в работу синдикатов, характерная для андеррайтинга, сильно снизит риски, давая возможность широкому кругу предприятий представить себя на фондовом рынке. Это усилит здоровую конкуренцию, улучшит качество ценных бумаг, выровняет движение курсов и снизит уровень монополизации.
Андеррайтинг, конечно, не решит всех проблем современного фондового рынка в России, но поможет существенно улучшить ситуацию в смысле увеличения инвестиционной активности, прекращения колоссальной утечки капиталов за границу.
В
последние годы конкуренция значительно
улучшила качество андеррайтинговых услуг
в России. Если раньше брокер лишь готовил
для потенциального эмитента требуемый
пакет документов, делал инвестиционный
меморандум, сдавал его в агентство, размещал
облигации, то сегодня подход к клиенту
существенно изменился. Профессиональный
андеррайтер более глубоко подходит к
оценке потенциала своего клиента. Работа
начинается с изучения эмитента, его проблем
и преимуществ. Затем в случае необходимости
брокер консультирует клиента по вопросам
корпоративного управления, улучшения
определенных финансовых показателей,
кадровой политики, реструктуризации
компании, заботясь о повышении привлекательности
компании в глазах инвесторов.
Заключение
Подводя
итоги можно сделать ряд
Существует два основных рынка ценных бумаг: первичный (размещение ценных бумаг — непосредственная их продажа сразу после эмиссии) и вторичный рынок, на котором обращаются ранее выпущенные бумаги. Вторичный рынок представлен биржевым, внебиржевым рынками, которые в настоящее время дополняются различными системами электронных торгов. Все названные рынки в определенной степени противостоят друг другу, но в то же время взаимно дополняют друг друга.
В
нашей стране механизм размещения ценных
бумаг с помощью андеррайтинга
и инвестиционных компаний только начинает
складываться. Притом; что в России не
сформировалась еще сеть крупных компаний
по пенным бумагам, а также соответственно
услуг по операциям, существуют законодательно
разрешаемые предпосылки для более, широкого
развития андеррайтинга.
Список используемых источников.
6. Рынок ценных бумаг и биржевое дело : учебник для вузов / под ред. проф. О. И. Дегтяревой, проф. Н. М. Коршунова, проф. Е. Ф. Жукова. – М., 2009.
7. Мартемьянов, В. С. Хозяйственное право. Т. 1 / В. С. Мартемьянов – М., 2009.
8. Килячков, А. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело / А. А. Килячков, Л. А. Чалдаева. – М., 2009.