Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:20, контрольная работа
Цель работы состоит в исследовании теоретических вопросов, практических проблем, а также анализу государственной финансовой политики. Объект исследования – деятельность, осуществляемая органами государственной финансовой политики. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в системе государственной финансовой политики в процессе её реализации. Эффективность проводимой финансовой политики государства является актуальным вопросом.
Введение
1 Государственные финансы и финансовая политика
1.1 Предмет, цели и направление государственной финансовой политики
1.2 Принципы и факторы, влияющие на финансовую политику государства
2Анализ финансовой политики Российской Федерации на современном этапе
2.1 Основные показатели социально – экономического развития
2.2 Прогноз финансовых показателей до 2014 года
3 Проблемы и мероприятия по улучшению финансовой политики
Заключение
Список используемой литературы:
Введение
1 Государственные финансы и финансовая политика
1.1 Предмет, цели и направление государственной финансовой политики
1.2 Принципы и факторы, влияющие на финансовую политику государства
2Анализ финансовой политики Российской Федерации на современном этапе
2.1 Основные показатели социально – экономического развития
2.2 Прогноз финансовых показателей до 2014 года
3 Проблемы и мероприятия по улучшению финансовой политики
Заключение
Список используемой литературы:
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие общества.
Таким образом, финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.
Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды государства.
Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.
Для своего функционирования в условиях рынка, а следовательно, товарно-денежных отношений государство нуждается в определенном фонде денежных ресурсов, которые и составляют государственные финансы.
Государственные финансы состоят из федерального и местного бюджетов, финансов государственных предприятий и внебюджетных фондов.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет
Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.
Цель работы состоит в исследовании теоретических вопросов, практических проблем, а также анализу государственной финансовой политики. Объект исследования – деятельность, осуществляемая органами государственной финансовой политики. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в системе государственной финансовой политики в процессе её реализации. Эффективность проводимой финансовой политики государства является актуальным вопросом.
Государственные финансы — важнейший элемент финансовой системы. Достаточно сказать, что через них перераспределяется от 25 до 50% ВВП развитых стран.
Государственные финансы не только мощный механизм перераспределения вновь созданной стоимости. Они также представляют собой механизм стимулирования деловой активности.
Государственные финансы — общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих функционирование государства. Как и финансы в целом, государственные финансы выполняют распределительную и контрольную функции.
Финансы как система общественных отношений достаточно динамичны. Законодательно могут вноситься изменения и в процесс формирования доходов, и в статьи расходов. Могут меняться межбюджетные отношения. Такие изменения вносятся в целях проведения той или иной финансовой политики.
Финансовая политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на достижение целей, декларируемых органами государственной власти в сфере финансов.
Иногда финансовую политику трактуют в широком смысле, объединяя в это понятие бюджетную, денежно-кредитную, инвестиционную политику. Иногда исследователи выделяют собственно финансовую политику и денежно-кредитную политику, затрагивающую вопросы денежного регулирования и прежде всего обеспечения денежного предложения.
Разграничение финансовой и денежной политики связано с тем, что осуществляемые в их рамках меры проводятся двумя формально независимыми государственными учреждениями — Министерством финансов и Центральным банком. Принципиально различен инструментарий (набор методов) той и другой политики. Кроме того, результаты проведения финансовой и денежной политики могут противоречить друг другу.
В рыночных условиях финансовая и денежная политика является основным элементом макроэкономической политики.
В финансовой политике можно выделить два аспекта: чисто денежный и общеэкономический. Под первым понимается влияние на экономику денежной массы, попадающей в обращение вследствие дефицита бюджета; под вторым — воздействие государственных закупок.
Соотношение финансовой и денежной политики до сих пор остается дискуссионным вопросом.
В узком смысле слова финансовая политика государства — это политика, проводимая государством в отношении доходов, расходов, а также государственного долга.
Политика в отношении доходов включает налоговую политику, а также политику в сфере использования государственной и муниципальной собственности (рис. 1).
Политика в отношении расходов объединяет государственную инвестиционную политику, социальную политику, а также политику в сфере безопасности и государственного управления.
Финансовая политика государства в отношении доходов и расходов отражается непосредственно в структуре бюджетов соответствующих уровней. Различают финансовую политику федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Каждое из этих звеньев решает специфические задачи и имеет собственные бюджетные полномочия.
Рисунок 1.1 Структура финансовой и денежной политики
Структура финансовой и денежной политики:
– Денежная политика центрального банка
– Политика в сфере государственных и муниципальных финансов
– Политика доходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации
и органов местного самоуправления)
– Налоговая политика
– Политика в сфере собственности
– Политика расходов (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
– Инвестиционная политика
– Социальная политика
– Политика в сфере управления
– Государственный и муниципальный долг (политика федеральной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления)
Реализация финансовой политики происходит за счет составления финансового плана на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Финансовая политика состоит из бюджетной и денежно-кредитной политики. Современная бюджетная политика России соответствует стратегическим целям экономического развития РФ, повышения качества жизни населения. Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком.
Приоритетные задачи финансовой политики:
– формирование эффективного законодательства, приспособленного к реальным условиям;
– снижение налогового бремени одновременно с повышением эффективности функционирования налоговой системы;
– планирование и прогнозирование развития финансовой системы;
– достижение максимальной сбалансированности бюджетов всех уровней;
– создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты различных уровней.
Государственная и муниципальная финансовая политика имеет сложную классификационную структуру. С учетом различных специальных критериев (признаков) различают:
– уровню управления: федеральную, региональную и местную финансовую политику;
– по признаку целевой направленности: стимулирующую и сдерживающую финансовую политику;
– по отношению к сегментам финансового рынка: валютную, денежно-кредитную и страховую политику.
Государственная (муниципальная) финансовая политика имеет решающее значение для экономики страны, так как охватывает не только ее макроуровень, но и отдельные отрасли, микроэкономику и социальную сферу. В ее составе выделяется федеральная (общегосударственная) финансовая политика. Она определяет концепцию и направление использования финансов в целях финансового обеспечения социально-экономической стратегии и тактики развития страны, сфер экономики, отраслей и территорий, реструктуризации экономики, ускоренного развития отдельных ее сегментов, рыночной и социальной инфраструктуры и т.д. Общегосударственная финансовая политика (ее концепция, стратегия и тактика) разрабатывается Минфином России с учетом концепции, стратегии и тактики экономической политики государства, а также бюджетных посланий Президента РФ Федеральному собранию РФ. Федеральная финансовая политика является базой при формировании региональной и местной финансовой политики, хотя это не исключает специфики и относительной самостоятельности последних.
Региональная и местная финансовая политика строится с учетом особенностей экономики, финансов и социальной сферы субъектов Федерации и муниципальных образований, установленных законодательством доходных и расходных полномочий названных уровней власти. Цели и задачи региональной и муниципальной финансовой политики адаптированы к специфике конкретного субъекта РФ, должны конкретизировать цели и задачи федеральной политики на территориальном уровне, что обеспечивает синхронность и территориальную преемственность государственной финансовой политики, а значит, и ее эффективность в целом.
Стимулирующую государственную финансовую политику обычно осуществляют по времени с периодом экономического спада и депрессии. В этом случае государство разрабатывает и принимает стабилизационные меры, направленные на стимулирование деловой активности. В их число входят проведение политики низких налогов, налоговое и таможенное льготирование, увеличение государственных расходов на развитие отраслей экономики, определяющих экономический рост в стране и т.д. Однако в современной экономике данный тип финансовой политики необязательно должен быть жестко привязан к неблагоприятным стадиям экономического цикла. Государство может принять концепцию и проводить политику долговременного ускоренного экономического роста и соответствующую ей финансовую политику.
Сдерживающая государственная финансовая политика проводится на стадии экономического подъема, когда возникает опасность кризиса перепроизводства в силу чрезмерного повышения деловой активности, темпов роста производства, продаж и доходов в экономике. Сдерживание осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения налогов, отмены налоговых и иных преференций в целом либо в отдельных секторах экономики и других финансовых мер. В современном мире данный тип финансовой политики встречается крайне редко, особенно в странах с развитой рыночной экономикой.
Валютная политика является составной частью финансовой политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Основные инструменты валютной политики - валютная интервенция, валютные ограничения, валютные резервы, валютное субсидирование, валютные паритеты.
Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Основными методами и инструментами денежно-кредитной политики являются:
Страховая политика – совокупность мероприятий органов государственной власти по регулированию страхового рынка.
В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:
- научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;
- прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;
- учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;
Информация о работе Проблемы и мероприятия по улучшению финансовой политики