Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их совер-шенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить проблемы современных российских фондовых бирж, выяснить причины их возникновения.

В этой работе будут рассмотрены такие проблемы фондовых бирж, как их государственное регулирование и саморегулирование, взаимодействие внебиржевого и биржевого рынков ценных бумаг, информационная закрытость (непрозрачность), мошенничество на фондовых биржах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1.Фондовая биржа как хозяйствующий субъект современной рыночной экономики……………………………………………………………………...4
1.Фондовая биржа как экономическая категория……………………...4
2.Механизм функционирования фондовой биржи…………………….6
3.Регулирование деятельности фондовых бирж……………………….9
4.Развитие биржевого фондового рынка наряду с внебиржевым: современные общемировые тенденции………………………………...10
2.Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их совер-шенствования ………..……………………………...………………….…….12
1.Проблемы государственного регулирования деятельности фондовых бирж и их саморегулирования………………………..…...…….15
2.Взаимодействие биржевого и внебиржевого рынков ценных бумаг в российской экономике………………………………………………...20
3.Проблемы мошенничества на российском рынке ценных бумаг….26
Заключение…………………………………………………………………...28

Список используемых источников………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

kyrsbirzh.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

    2.1 Проблемы государственного  регулирования деятельности  фондовых бирж и их саморегулирования.

    В настоящее время система государственного регулирования рынка ценных бумаг, как и в 90-е годы, должна предусматривать два уровня органов регулирования и три уровня нормативных актов (законы, акты государственного регулятора и правила и стандарты саморегулирования).

    В основе регулирования должен лежать принцип активного использования саморегулирования, поэтому двумя уровнями органов регулирования должны быть:

  1. Государственные органы регулирования, включая Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;
  2. Саморегулируемые организации.

    Структура органов государственного регулирования  российского рынка ценных бумаг  в настоящее время еще не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли:

    Высшие  органы государственной  власти:

    Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок  ценных бумаг;

    Президент издает указы, поскольку законы принимаются  довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

    Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

    Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:

    Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);

    Министерство  финансов РФ;

    Центральный банк РФ;

    Государственный комитет по антимонопольной политике;

    Госстрахнадзор.

    ФКЦБ  имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т. д. Реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулирования рынка ценных бумаг.

    Министерство  финансов РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

    Центральный банк РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами, контролирует экспорт и импорт капитала.

    Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

    Госстрахнадзор  регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.

    В отношении государственных регуляторов должны быть в значительной мере усилены функция стратегического управления, подотчетность и координация усилий регуляторов, полностью преодолен конфликт интересов между ними. Должно быть завершено разграничение полномочий между регуляторами на рынке ценных бумаг.

    Необходимо  осуществление следующих организационных  изменений:

  • Введение стратегического планирования;
  • Создание Национального совета по финансовому рынку при Председателе Правительства РФ, постоянно действующих рабочих групп ФКЦБ, Банка России и других регуляторов;
  • Заключение соглашения между Банком России и ФКЦБ о разграничении полномочий и координации действий на фондовом рынке;
  • Создание региональных отделений ФКЦБ в областях и республиках.

    Соответственно  необходимо отказаться от попыток внедрить концепцию мега регулятора как не соответствующую российским условиям (отсутствие финансовых конгломератов, ослабление совокупных ресурсов регулятора). Важно также отказаться от попыток ввести исключительно функциональное регулирование рынка ценных бумаг. Необходимо обеспечить сочетание институционального и функционального регулирования, как это происходит повсеместно в международной практике.

    Должна  быть сформирована ресурсная база финансового  регулятора (ФКЦБ), адекватная его задачам  строительства рынка (отчисление части налогов и сборов, формируемых на фондовом рынке, в адрес регулятора на нужды его развития).

    В существенной мере должна быть усилена  надзорная и контрольная функции  финансовых регуляторов, прежде всего  в области надзора за финансовом состоянием профессиональных участников рынка ценных бумаг, соблюдения ими правил честного ведения бизнеса и законодательства в целом.

    Кроме того, с учетом накопленной практики и интересов привлечения инвестиций в реальный сектор должны быть:

  • Приняты законы, регулирующие обращение отдельных финансовых инструментов или определяющие особенности деятельности отдельных институтов рынка;
  • Решены на законодательном уровне отдельные вопросы технологии финансовых рынков;
  • Усилены возможности санкций со стороны финансовых регуляторов за нарушения на рынке ценных бумаг.

    Необходимо  также обеспечить расширение начал  саморегулирования.

    В последнее время ФКЦБ в сознание профучастников стала внедрять мысль  о том, что лучшие саморегулируемые организации (СРО) – это организаторы торговли. Цель регулятора понятна и объяснима – биржи по своей природе являются гораздо более зависимыми и объективно постоянно лояльными организациями по сравнению с классическими СРО. Они, в отличие от СРО, привязаны к регулятору из-за получения лицензии, необходимости согласовать все свои правила и т. д. На СРО же у регулятора практически нет прямых рычагов воздействия, за исключением действий в отношении его членов.

    При этом биржи по своей природе вполне способны и даже должны выполнять некоторые функции саморегулирования, например, устанавливать стандарты торговли, контроль за раскрытием информации и соблюдением профессиональной этики. Но биржа никогда не будет выполнять главную функцию СРО – быть представителем и отстаивать интересы своих членов в органах регулирования. В основе этого лежат следующие причины:

  1. Принятые Государственной думой поправки к закону «О рынке ценных бумаг» позволяют преобразовывать биржи из НП в АО. Трудно представить эффективную и справедливую общественную организацию, созданную в форме АО.
  2. Став АО, биржа направит свою деятельность на получение прибыли, и в этих условиях не будет заинтересована в установлении качественных правил рыночного поведения для участников рынка. Она  согласится с любыми условиями регулятора, не мешающими ей зарабатывать прибыль даже в ущерб интересам участников торговли. В настоящее время это ярко проявляется в поведении бирж, например, при установлении правил листинга.
  3. Количество участников рынка пока что еще гораздо больше, чем количество участников биржевых оргов. Понятно, что биржа не сможет выполнять роль СРО для внебиржевых участников торгов. В то же время внебиржевой рынок является довольно большим сегментом российского рынка ценных бумаг, и он также требует определенных стандартов поведения и норм регулирования.
  4. Разрабатываемые в настоящее время СРО стандарты профессиональной деятельности охватывают более широкий спектр взаимоотношений участников рынка, нежели взаимоотношения при биржевой торговле. Биржа как СРО может быть не заинтересована в этих стандартах.

    Если взглянуть на историю развития российского рынка ценных бумаг, то можно вспомнить, что когда-то функции биржи и СРО были объединены. Но когда стало понятно, что такое совмещение не всегда целесообразно, то участники рынка приняли решение об институционализации функций саморегулирования в виде отдельных ассоциаций. Так, например, произошло разделение НП ФБ РТС и СРО НАУФОР. И это был шаг вперед для участников рынка, для формирования практики цивилизованных рыночных взаимоотношений.

    В будущем можно предложить четко разделить функции организаторов торговли и СРО. Например, функции третейских судов передать СРО. Также СРО могут быть переданы сбор отчетности профучастников и контроль за соблюдением требований, предъявляемых биржами к участникам торговли. Биржи же обеспечивают симметричное раскрытие информации и устанавливают оптимальные правила игры при заключении сделок на организованном рынке.

    Особое  внимание СРО должно быть обращено на разработку правил, обеспечивающих защиту инвесторов, прежде всего в  области предупреждения нечестных торговых практик и нарушений правил ведения честного бизнеса с клиентами, а также в области управления финансовыми рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг.

    1. Взаимодействие биржевого и внебиржевого рынков ценных бумаг в российской экономике.

    Изначальное преобладание в России внебиржевого рынка ценных бумаг над биржевым связано с тем, что первичное  размещение ценных бумаг осуществляется преимущественно на внебиржевом рынке, что соответствует и мировой практике.

    В 1995 г. российский внебиржевой рынок ценных бумаг представлен в виде следующих организационных форм и образований:

  • система торговли государственными казначейскими обязательствами (НКО);
  • торговая сеть Сберегательного банка;
  • аукционная сеть, осуществляющая первичное размещение выпусков акций приватизированных предприятий;
  • внебиржевой рынок ценных бумаг коммерческих банков;
  • телефонные дилерские рынки;
  • электронные внебиржевые рынки;
  • Российская торговая система (РТС), организованная ПАУФОР.

    В качестве первоначального варианта Российской торговой системы - «Портал» - была принята одна из подсистем американской внебиржевой системы торговли NASDAQ. Технические средства «Портал» были усовершенствованы российскими специалистами, и система получила свое нынешнее наименование. РТС была создана при финансовом содействии правительства США.

    Основным  объектом торговых сделок в РТС являются акции крупнейших российских предприятий, таких, как: РАО ЕЭС, РАО «Норильский никель», АО «Юганскнефтегаз», НК «Лукойл». Всего в основном листинге РТС 13 крупных компаний.

      По  состоянию на середину 2002 года к  торговле в РТС допущено свыше 400 ценных бумаг, в том числе более 50 облигаций. На срочном рынке обращается около 6 фьючерсных и 2 опционных контракта. В информационных системах представлена информация об индикативных котировках порядка 600 акций и 500 векселей российских компаний.

      Индекс  РТС, официальный индикатор Биржи, впервые был рассчитан 1 сентября 1995 года и на сегодняшний день является основным показателем развития российского фондового рынка. Индекс рассчитывается каждые полчаса в течение всей торговой сессии на основании данных о сделках, заключенных в РТС с наиболее ликвидными акциями. Индекс РТС обновляется в режиме реального времени и публикуется на WEB-сервере РТС, транслируется на рабочие станции и распространяется информационными агентствами.

    Торговля  в РТС осуществляется следующим  образом. Участники торгов через  удаленные терминалы вводят в  центральный компьютер свои предложения на покупку и продажу акций. Введенные предложения отображаются на терминалах всех участников торгов. Если кто-нибудь из участников торгов пожелает совершить сделку на предложенных условиях, то он связывается с трейдером, выставившим заявку по телефону, и договаривается с ним о сделке.

    Оплата  акций и перерегистрация прав собственности совершаются контрагентами сделки самостоятельно. Таким образом, РТС в современном виде – это своеобразная доска объявлений, доступ к которой регламентируется определенными правилами.

      Информация  о торгах в РТС – важнейший  источник данных о состоянии российского рынка ценных бумаг, поскольку именно эта площадка обслуживает значительную долю иностранных и российских портфельных инвестиций в акции российских компаний. РТС – общепризнанный центр ценообразования акций и облигаций широкого круга эмитентов.  Информация о котировках и сделках в РТС транслируется по всему миру через крупнейшие системы финансовой информации REUTERS, Bloomberg и другие.

    Членами ПАУФОР разработан пакет нормативных  документов, регулирующих торговлю через РТС. Созданы органы, контролирующие и регулирующие деятельность участников РТС – торговый комитет, дисциплинарный комитет, третейский суд.

Информация о работе Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их совер-шенствования