Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:28, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели, формы и ориентиры.
- Показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.
- Проанализировать итоги денежно-кредитной политики за 2007 ,2008, 2009 год и рассмотреть количественные ориентиры на среднесрочную перспективу.
Введение 3
1. Центральный банк России и его денежно-кредитная политика 5
1.1 Центральный банк РФ, его цели, функции 5
1.2 формы и основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 13
1.3. Характеристика методов денежно-кредитной политики 23
2. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ России 26
2.1. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2007, 2008 году 26
2.2. Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году 39
2.3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в 2010-2012 42
3. Проблемы реализации государственной денежно-кредитной политики в 2010-20012 45
Заключение 48
Список использованных источников
. С апреля текущего года наметилась тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий. В то же время, несмотря на принимаемые Банком России меры по увеличению предоставления рублевых средств кредитным организациям, стоимость кредитных ресурсов оставалась на высоком уровне.
В этих условиях Совет директоров Банка России в апреле-сентябре текущего года семь раз принимал решение о снижении процентных ставок. За этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 10% годовых, а ставки по операциям Банка России – на 2,25-3,25 процентного пункта.
По оценкам Банка России, в целом в 2009 году значительное снижение экономической активности окажет отрицательное влияние на темпы роста спроса на деньги. В то же время постепенное увеличение спроса на национальную валюту (в том числе как на средство сбережения) в связи со стабилизацией обменного курса рубля и снижением девальвационных ожиданий, а также изменение динамики цен активов могут способствовать умеренному положительному приросту спроса на деньги в текущем году.
В целом за первые восемь месяцев 2009 года объем рублевой денежной массы сократился в абсолютном выражении на 1,4%. При этом значительное сжатие денежного агрегата М2 произошло в январе 2009 года (на 11,1% против 2,7% за январь 2008 года) .При этом объем денежной массы М2 за апрель-август текущего года возрос на 9,9%, превысив на 1,3 процентного пункта прирост данного показателя за апрель-август 2008 года.
Скорость обращения денег (по денежному агрегату М2), за январь-август 2009 года снизизилась на 1,1%, в то время как за январь-август 2008 года ее снижение составило 2,8%.
В 2009 году происходило существенное сокращение объема выдаваемых банковских кредитов, что привело к снижению годовых темпов прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам. Широкая денежная масса за январь-август 2009 года, по предварительным данным, увеличилась на 3,8% (за январь-август 2008 года ее прирост составил 10,8%). Годовой темп прироста широкой денежной массы на 1.09.2009 составил 7,6% (на 1.09.2008 – 31,2
Существенно увеличился спрос наломбардные кредиты. За 8 месяцев 2009 года общий объем операций по предоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов увеличился в 7,8 раза.
В
целом по итогам 2009 года инфляция на
потребительском рынке может составить
менее 12% , по сравнению с 13,3% в 2008.
2.3.ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ НА 2010-2012 ГОДА
Банк России внес в Госдуму проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г и период 2010 и 2011 гг». Документ был одобрен правительством РФ.
В
предстоящий трехлетний период главной
целью единой государственной денежно-
ЦБ РФ и правительство в вариантах развития российской экономики в 2009-2011 годы исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции.
Правительство и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,5-8,5%, в 2010 году — 5,5-7%, а к 2011 году выйти на уровень инфляции 5-6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Данной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,7-8% в 2009 году, 4,5-6,2% в 2010 году и 4,5-6,1% в 2011 году.
Центробанк РФ намерен в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.
Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел 4 варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2009-2011 годы, 3 из которых основываются на прогнозах правительства РФ.
В рамках первого варианта, который рассмотрен дополнительно к вариантам прогноза правительства РФ, предполагается снижение в 2009 году среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долл/баррель. В этих условиях сальдо счета текущих операций может стать отрицательным. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 8,1%, инвестиции в основной капитал — на 10%, а объем ВВП — на 5,7%.
В рамках второго варианта в 2009 году предусматривается развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта Urals до 90 долл/баррель. В этих условиях положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 3 раза. Прирост валютных резервов существенно замедлится.
При
ухудшении внешних условий
В качестве третьего варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2009 году цена на российскую нефть снизится до 95 долл/баррель. Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет практически таким же, как в 2008 году, а импорт увеличится. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте.
По этому варианту предполагается реализация мероприятий по переходу на инновационную модель развития, что будет способствовать сохранению высокой инвестиционной активности — в 2009 году темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 14,5%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти примерно на 10,5%. Темпы экономического роста в этих условиях ожидаются на уровне 6,7%.
Согласно четвертому варианту прогноза, предполагается, что цена на российскую нефть в 2009 году составит 115 долл/баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущих операций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей будут выше, чем в третьем варианте. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения ожидается на уровне 11,1%, инвестиций в основной капитал — 15,2%. Прирост ВВП в этом случае может составить 7,1%.
В соответствии с прогнозом на среднесрочную перспективу, предполагается, что цена на российскую нефть в 2011 году может составить: по первому варианту — 60 долл/баррель; по второму — 75 долл/баррель; по третьему — 88 долл/баррель; по четвертому — 122 долл/баррель. Эти условия будут благоприятными для развития российской экономики. В зависимости от варианта, ВВП может расти в 2010 и 2011 годы темпами 5,5-7,1%, что выше ожидаемых темпов роста мировой экономики,
Ранее сообщалось, что комитеты Госдумы по финансовому рынку и по бюджету и налогам рекомендовали Центробанку доработать проект
3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
В 2010-2012
При принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России основывается на анализе складывающихся внутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующихся в обществе ожиданий относительно будущей динамики инфляции и валютного курса рубля, а также принимает во внимание динамику денежных и кредитных агрегатов. Изменение со второй половины 2008 года условий реализации денежно-кредитной политики повысило значимость для Банка России задачи по поддержанию стабильности банковской системы и финансовых рынков и ограничению негативного влияния мирового финансового и экономического кризиса на состояние российской экономики. В то же время основной целью денежно-кредитной политики по-прежнему является снижение инфляции и поддержание ее на уровне, обеспечивающем условия для долгосрочного устойчивого экономического роста.
Основные проблемы требующее решения со стороны ЦБ РФ на сегодняшний день следующее:
1. Обеспечение долгосрочной ликвидности банковского сектора с целью обеспечения текущих среднесрочных и перспективных темпов развития экономики.
2. Снижение уязвимости денежно-кредитной сферы России от влияния мировых финансовых кризисов в условиях интеграции и России в мировую экономическую систему.
Принимая во внимание специфику российской экономики, противоречивость внешних и внутренних условий и недостаточное развитие трансмиссионного механизма, в среднесрочной перспективе политика инфляционного таргетирование едва ли может быть реализована в России в чистом виде. Кроме того, заметные коррективы в деятельность Банка России внесет финансовый кризис, а точнее, его глубина и продолжительность. Затягивание периода финансовой и экономической нестабильности может вынудить Банк России пересмотреть основные этапы реформирования денежно-кредитной политики. Развитие соответствующего механизма передачи денежных импульсов в экономику является важным, но не единственным условием реализации политики инфляционного таргетирования. Без повышения роли финансовых рынков и укрепления доверия экономических агентов к банкам, заметно пошатнувшегося в ходе кризиса, невозможно рассчитывать на то, что политика таргетирования инфляции позволит координировать инфляционные ожидания и сдерживать ценовое давление.
В качестве альтернативного метода макроэкономического регулирования Банк России может попытаться использовать модифицированную версию этой политики, совмещающую инструменты процентного регулирования и таргетирования денежных агрегатов. Не стоит исключать также вероятность краткосрочного смещения акцентов в сторону политики таргетирования валютного курса: неспособная в долгосрочном периоде решить проблему ценовой стабильности, но прозрачная для экономических агентов, она может рассматриваться в качестве временного варианта в условиях формирования рыночных и институциональных механизмов. В любом случае, следствием глобального финансового кризиса и формирования неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры может стать отказ от двойственности целей и ускоренное реформирование денежно-кредитной политики.
Проблема заключается в том, что вследствие сырьевого характера российской экономики динамика рубля в значительной степени зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков. При резком изменении цен на нефть значительные колебания стоимости рубля становятся неблагоприятным фактором для развития экономики, в подобном случае денежно-кредитных мер может оказаться недостаточно для стабилизации ситуации, и тогда действия Банка России должны быть поддержаны мерами бюджетного характера. Традиционно в экономической литературе Россию относят к странам, на которые распространяется так называемое «ресурсное проклятье». Согласно данной гипотезе, экономическое развитие стран, имеющих большие запасы природных ресурсов, в среднем происходит медленнее, чем стран, этими запасами не обладающих.
Также большую роль в реализации денежно-кредитной политики играет нестабильности цен на сырьевые товары, отрицательно сказывающихся на темпах экономического роста и, в конечном счете, приводящих к завышению стоимости капитала, падению объемов инвестиций и снижению уровня благосостояния.
В
заключение следует отметить, что при
всем разнообразии рекомендаций общий
вывод связан с тем, что для эффективного
решения задач макроэкономического регулирования,
с одной стороны, действия Центрального
банка Российской Федерации должны характеризоваться
независимостью и последовательностью,
с другой стороны, меры, принимаемые в
денежно-кредитной сфере, должны сопровождаться
адекватной бюджетной политикой. Несмотря
на сложность текущей ситуации, проблемы,
стоящие перед Банком России, не являются
уникальными в мировой практике. В частности,
со схожими проблемами сталкивался целый
ряд восточноевропейских стран. Все это
означает, что Банк России при разработке
своей политики может смелее опираться
на мировой опыт и учитывать чужие ошибки,
не проверяя их на себе. Это также позволяет
констатировать, что действующая модель
денежно-кредитной политики не является
препятствием для развития отношений
в финансовой сфере между Россией и европейскими
партнерами.
Информация о работе Проблемы реализации государственной денежно-кредитной политики