Профицит и дефицит бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов. Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:
- выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
- выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
- финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Содержание

1. Профицит и дефицит бюджета; источники финансирования дефицита бюджета. 3
2. Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка. Первичный и вторичные рынки ценных бумаг, их организация и участники. 8
3. Практическая часть. 11
Список использованных источников 13

Работа состоит из  1 файл

контрольная финансы и кредит.docx

— 33.92 Кб (Скачать документ)

Оглавление

1. Профицит и дефицит бюджета; источники финансирования дефицита бюджета. 3

2. Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка. Первичный и вторичные рынки ценных бумаг, их организация и участники. 8

3. Практическая часть. 11

Список использованных источников 13

  1. Профицит  и дефицит бюджета; источники  финансирования дефицита бюджета.

 

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета. Различают:

Ненефтегазовый дефицит  бюджета – это превышение расходов бюджета над доходами без учёта  нефтегазовых доходов.

Нефтегазовый трасферт –  это часть нефтегазовых доходов, которая покрывает ненефтегазовый дефицит бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов. Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

- выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

- выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

- финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении  сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

- реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

- реструктуризация государственного внешнего долга;

     - усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

- сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

- упорядочение действующей системы социальных льгот.

Крайне редко при составлении  бюджета складывается противоположное  дефициту бюджета состояние —  его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение  ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию —  создание бюджетного профицита или  выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при  оценке возможностей сокращения государственного долга. Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета  идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус  займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД,

где:

- ДБ — доходы госбюджета;

- К — кредиты и займы;

- РБ — расходы госбюджета;

- ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита  при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

- сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

- предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

- увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается  его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

С 2000 года по 2009 год включительно РФ ежегодно сводила бюджет с профицитом. Профицит накапливался в Стабилизационном Фонде РФ, средства которого были размещены  за рубежом. В 2008 году Стабилизационный Фонд разделился на:

     -    Резервный фонд - предназначен для покрытия возможного дефицита бюджета;

     - Фонд национального благосостояния  - предназначен для финансирования национальных проектов

С 2010 года в РФ возобновился дефицит бюджета.

В случае принятия бюджета  на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники  финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники,  а именно:

- кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих  видов:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

- иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

  1. Рынок ценных бумаг как часть финансового  рынка. Первичный и вторичные  рынки ценных бумаг, их организация  и участники.

Финансовый рынок – это специфическая сфера товарно-денежных отношений, где объектом сделки является денежный капитал, где формируется на него спрос и предложение.

В системе государственно-правовых и имущественных отношений финансовый рынок занимает центральное место  и определяет большую часть социально-экономических процессов. Аккумуляция и перераспределение денежных капиталов составляет сущность процессов, происходящих на финансовом рынке и непосредственно затрагивающих всех субъектов экономики, в конечном счете, каждого гражданина.

  Финансовый рынок включает в себя рынок ценных бумаг (фондовый рынок), на котором осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг – это совокупность организаций, профессионально занимающихся следующими видами деятельности:

1. Организацией заключения  сделок с ценными бумагами.

2. Организацией клиринга  по сделкам с ценными бумагами.

3. Организацией денежных  расчетов по итогам заключенных  сделок.

4. Организацией поставок  и передачей самих ценных бумаг, которые были предметом сделок.

Рынок ценных бумаг  подразделяется  на первичный и вторичный, на биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг  – это рынок, который обслуживает выпуск и первичное размещение ценных бумаг.

Вторичный рынок – рынок, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.

По организационным формам различается биржевой рынок (фондовая и валютная биржа) и внебиржевой рынок. Внебиржевой рынок - это сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или быть членами фондовой биржи.

Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, факсу, компьютерным сетям. Он занимается, главным  образом, ценными бумагами тех АО, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) своей акции на какой-либо бирже. Операции с ценными бумагами проводят фондовые биржи и инвестиционные  институты. Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок  по купле-продаже ценных бумаг. Организационно фондовая биржа представлена в форме предприятия, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценными бумагами. Под обращением ценных бумаг понимается их купля-продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Как предприятие, биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок.

Функции фондовой биржи заключаются  в мобилизации временно свободных  денежных средств через продажу ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг. Участниками фондовой биржи являются продавцы, покупатели и посредники. В качестве посредников выступают финансовый брокер, маклер и дилер.

Финансовый брокер – это посредник, заключающий сделки по поручению и за счет клиентов. За свои услуги он получает комиссионные, то есть вознаграждение в виде  договорного процента от суммы сделки. В отдельных случаях брокер получает еще и заработную плату. Доходом брокера может быть сумма, полученная в виде разницы в цене покупателя и продавца. Брокер действует на основе заключенных с клиентом договоров, контрактов.

Маклер – это тот же брокер, только ограничивший поле своей деятельности покупкой и продажей определенного вида акций. Маклеры торгуют в определенной точке, находящейся около торгового поста. Маклер не уходит с этого места, ожидая именно здесь распоряжений других брокеров. Поскольку за заключение сделки он получает брокерское вознаграждение, то он и несет ответственность за выполнение распоряжений. Инвестор, отдавший, приказ не платит дополнительных комиссионных за услуги маклера. Маклер является не только агентом других брокеров, выполняющим их поручения, он и сам продает и покупает акции, на торговле которыми специализируется. Это и является его главной функцией.

Осуществляемые им сделки влияют на котировку на бирже, и на нем лежит ответственность за сохранение справедливого, слаженного и конкурентного рынка.

Дилер – это посредник, занимающийся куплей-продажей ценных бумаг от своего лица, за свой счет и на свой страх и риск. В качестве дилера может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Доход дилера складывается за счет разницы в ценах покупки и продажи.

  1. Практическая  часть.

Задача № 1.

 

Бухгалтерский баланс организации  содержит следующие данные:

Итог I раздела «Внеоборотные активы» составляет 1 млн 500 тыс руб.;

Итог II раздела «Оборотные активы» составляет 2 млн руб.;

Итог III раздела «Капитал и резервы» составляет 400 тыс. руб.;

Итог IV раздела «Долгосрочные обязательства» составляет 2 млн 100 тыс. руб.;

Итог V раздела «Краткосрочные обязательства» составляет 1 млн руб., в том числе:

«расчеты по дивидентам» = 200 тыс. руб.,

«доходы будущих периодов» = 50 тыс. руб.,

«резервы предстоящих  расходов и платежей» = 100 тыс. руб.

Рассчитать чистые активы(ЧА) организации.

Расчитаем по формуле:

 

ЧА = А(I) + А(II) - П(IV) – П(V) + ДБП + РПР + РД

 

ЧА= 1 млн 500 тыс + 2 млн - 2 млн 100 тыс. - 1 млн + 50 тыс. + 100 тыс. + 200 тыс. = 750 тыс. рублей.

Ответ: чистые активы организации  равны 750 тыс. рублей.

 

Задача № 2.

Объект основных средств  – грузовой автомобиль;

Первоначальная стоимость  – 300 тыс. рублей;

Предельный пробег – 50 тыс. км.

Начислить амортизацию за период, в течении которого автомобиль прошел  20 тыс. км.

Расчитаем по формуле:

 

Амортизация за период  = Ст-ти ав-ля * Пробег за период /Предельные пробег

Информация о работе Профицит и дефицит бюджета