Происхождение контроллинга. Определение контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:22, реферат

Описание

Контроллинг – новый инструмент в теории и практике управления, который совмещает в себе элементы бюджетирования, управленческого учета, экономического анализа и управления.
Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для осуществления основных функций управления (менеджмента): планирование, организация, руководство, мотивация и контроль, а также служит вспомогательным инструментом для адекватного понимания ситуации внутри организации для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Работа состоит из  1 файл

Происхождение контроллинга.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

Происхождение контроллинга. Определение контроллинга.

Контроллинг –  новый инструмент в теории и практике управления, который совмещает в себе элементы бюджетирования, управленческого учета, экономического анализа и управления.

Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для осуществления основных функций управления (менеджмента): планирование, организация, руководство, мотивация и контроль, а также служит вспомогательным инструментом для адекватного понимания ситуации внутри организации для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Причины появления на современных предприятиях контроллинга:

  • повышение нестабильности внешней среды;
  • смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
  • реакции на изменения внешней среды;
  • повышение гибкости предприятия;
  • необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

Цель  контроллинга – организовать процесс управления таким образом, чтобы достичь все цели, которые ставит руководство предприятия.

Задачи  контроллинга:

1. Создание информационной  системы поддержки принятия управленческих решений на базе данных, поступающих из бухгалтерского, производственного и управленческого учетов.

2. Планирование  деятельности предприятия.

3. Оперативный контроль деятельности всех структурных подразделений и всей организации в целом.

4. Координация  деятельности системы управления  организацией.

Основные  функции контроллинга:

1. Сбор и обработка  информации на разных «ярусах» системы управления, необходимой для принятия управленческих решений и планирования деятельности организации;

2. Формирование  системы стратегического и оперативного  планирования и поиск информации для осуществления данного процесса;

3. Координация  управленческой деятельности по  достижению поставленных целей;

4. Разработка  методов контроля по реализации  планов (бюджетов);

5. Ведение контроля  по реализации планов (бюджетов);

6. Сбор, обработка  информации в ходе и после  реализации плана, ее анализ и предоставление руководству организации для принятия управленческих решений.

7. Обеспечение  рациональности управленческого  процесса.

8. Исследование  тенденций развития предприятия  в условиях рыночной экономики.

Интерес к контроллингу, как к одному из новых направлений  информационно-экономического развития предприятия, обусловливается в связи с появлением многочисленной переводной литературы по вопросам финансов, учета, ценообразования и др.

При этом существует неоднозначность трактовок, характеризующих внутреннее содержание этого понятия, например: «управленческий учет», «контроллинг», «внутрихозяйственный учет». Одни авторы и переводчики считают приведенные понятия и стоящие за ними объективные явления хозяйственной практики западных предприятий равнозначными по содержанию, другие – наоборот.

Контроллинг – это комплексная система, объединяющая управленческий учет, планирование, разработку бюджетов, а также анализ и контроль отклонений фактических результатов деятельности от плановых, поддержку принятия оптимальных управленческих решений.

Контроллинг представляет собой целостную концепцию экономического управления предприятием, которая направлена на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в условиях рынка.

Результаты изучения направлений  эволюции отечественной учетно-экономической мысли указывают на отсутствие четких представлений о системе контроллинга. Однако следует подчеркнуть, что и в странах, где имеются давние рыночные традиции, это понятие еще далеко от логической завершенности и окончательного осмысления как вида комплексно сформированной сферы знаний в экономической теории и практике. Специалисты по учету и управлению излагают субъективные, в определенной степени, взгляды на сущность, содержание и функции контроллинга. Сравнивая и анализируя содержание определений, со всей очевидностью можно утверждать, что контроллинг является важнейшим средством успешного функционирования предприятия, так как:

  • обеспечивает необходимой информацией для принятия управленческих решений путем интеграции процессов сбора, обработки, подготовки, анализа, интерпретации информации;
  • предоставляет информацию для управления трудовыми и финансовыми ресурсами;
  • обеспечивает выживаемость предприятия на уровнях стратегического и тактического управления;
  • способствует оптимизации зависимости «выручка – затраты – прибыль».

Следовательно, контроллинг, являясь учетно-аналитической подсистемой в информационно-аналитической системе управления предприятием, служит основой для его работы. При этом контроллинг можно представить систематическим – развивающим используемые им традиционные бухгалтерские, аналитические и другие приемы и способы, и проблемным – позволяющим выработать действенные управленческие решения как оперативного, так и стратегического характера. Обе эти части тесно связаны между собой.

Причины, обусловившие появление новой концепции информации и управления, состоят в необходимости гарантированного существования предприятия и приспособлении его к развитию рынков и внешней среды. Решение этих проблем связано со своевременным получением информации, которая сигнализирует об изменениях и развитии.

Система контроллинга – это принципиально новая концепция информации и управления, которую можно определить как учетно-аналитическую систему, реализующую синтез элементов учета, анализа, контроля, планирования, обеспечивающую как оперативное, так и стратегическое управление процессом достижения целей и результатов деятельности предприятия.

Основная задача (конечная цель) любой организации  – получение максимальной прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Можно сказать, что это глобальная цель. Известно, что любая цель имеет подцели, которые мы можем назвать локальными. Для того чтобы достичь глобальной цели, надо реализовать локальные. В зависимости от целей руководство принимает различные управленческие решения, которые касаются не только процесса управления подчиненными, но и производства, реализации продукции (работ, услуг). Поэтому необходим такой инструмент, который включал бы в себя элементы управленческого учета, информационного обеспечения, анализа и координации всей работы предприятия. Таким инструментом является контроллинг.

Что касается цели контроллинга, то ее можно сформулировать следующим образом:

Цель  контроллинга – организовать процесс управления таким образом, чтобы достичь все цели, которые ставит руководство предприятия.

 

 

 

 

 

1.3. Задачи  и функции контроллинга

Цель системы  контроллинга определяет основные ее функции и задачи.

Задачи контроллинга

1. Создание информационной  системы поддержки принятия управленческих решений на базе данных, поступающих из бухгалтерского, производственного и управленческого учетов.

2. Планирование  деятельности предприятия.

3. Оперативный  контроль деятельности всех структурных подразделений и всей организации в целом.

4. Координация  деятельности системы управления организацией.

 

Теперь рассмотрим функции  контроллинга. Вначале говорилось, что основная цель контроллинга – достижение поставленных перед организацией целей, которые помогают осуществить функции контроллинга.

Поскольку цели организации  зависят от множества факторов, например, желания руководителя, деятельности конкурентов и иных факторов внешней и внутренней среды, то в определенные моменты времени цели перед организацией могут стоять абсолютно разные. Поэтому функций контроллинга может быть огромное количество. Перечислим основные.

 

Функции контроллинга

1. Сбор и обработка  информации на разных «ярусах»  системы управления, необходимой для принятия управленческих решений и планирования деятельности организации;

2. Формирование системы  стратегического и оперативного планирования и поиск информации для осуществления данного процесса;

3. Координация управленческой  деятельности по достижению поставленных  целей;

4. Разработка методов  контроля по реализации планов (бюджетов);

5. Ведение контроля по  реализации планов (бюджетов);

6. Сбор, обработка информации  в ходе и после реализации  плана, ее анализ и предоставление руководству организации для принятия управленческих решений;

7. Обеспечение рациональности  управленческого процесса;

8. Исследование тенденций  развития предприятия в условиях рыночной экономики.

 

 

Теперь Вы знаете, что контроллинг – это инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных целей перед организацией. В основе контроллинга лежит аналитическая работа (анализ поступающей информации в службу контроллинга), сравнение плановых показателей с фактическими, информационное обеспечение, координация работы всех подразделений организации.

Кроме того, Вы знаете задачи и функции контроллинга. Функции контроллинга зависят от ряда причин: желания руководителя, организационной структуры и т.д.

 


Информация о работе Происхождение контроллинга. Определение контроллинга