Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:13, контрольная работа
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теория прямого и косвенного налогообложения
2. Прямые налоги
2.1 Налог на прибыль предприятий и организаций
2.2 Налог на доходы физических лиц
2.3 Налог на имущество физических лиц
2.4 Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения
2.5 Единый социальный налог (взнос)
2.6 Земельный налог
3. Косвенные налоги
3.1 Акцизы
3.2 Налог на добавленную стоимость
3.3 Таможенные пошлины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Новосибирск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Теория
прямого и косвенного
2. Прямые налоги
2.1 Налог
на прибыль предприятий и
2.2 Налог на доходы физических лиц
2.3 Налог на имущество физических лиц
2.4 Налог
на имущество, переходящее в
порядке наследования или
2.5 Единый социальный налог (взнос)
2.6 Земельный налог
3. Косвенные налоги
3.1 Акцизы
3.2 Налог на добавленную стоимость
3.3 Таможенные пошлины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Основными чертами, которые характеризуют суть налогов, являются:
Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное назначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы для обеспечения функций государства в интересах всего общества.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.
Налог – элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств) (в современном понимании это процесс перераспределения доходов в государственную казну). Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству её гражданами (staure - поддержка). В Англии налог до сих пор носит название duty - долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как "tax" (такса). Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import (обязательный платёж). Принудительный характер налоговой формы в российской практике подчеркивал термин "подати" (принудительный платеж).
Налоги являются основным источником формирования финансовых ресурсов страны; используются на содержание государственного аппарата и предоставление определенных услуг населению (пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение). По законодательству Российской Федерации различаются налоги трех видов: а) налоги федеральные; б) налоги региональные; в) налоги местные. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
По способу взимания различают налоги прямые и косвенные. Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) юридических или физических лиц, имущество, природные ресурсы или другие факторы, способствующие получению дохода. Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец, имущества (дохода). К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение и т. п.
Косвенные
налоги включаются в цену товаров (работ,
услуг). Суммы налогов определяются
в виде надбавки к цене товара (по
акцизам), либо в процентах к добавленной
стоимости (налог на добавленную стоимость).
Через механизм цен косвенные налоги в
конечном итоге перекладываются на население,
которое и является реальным плательщиком
косвенных налогов.
1. Теория прямого и косвенного
налогообложения
Деление всех налогов на прямые и косвенные, предложенное еще физиократами Ф. Кенэ, А. Тюрго в XVIII в.
Эволюция
теории деления налогов и
Представители первой из них считали, что различия налогов следует искать в условиях переложения налогового бремени на потребителя. Те налоги, которые непосредственно падают на налогоплательщика и не могут быть переложены на потребителя путем включения их в продажные цены товаров, следует считать прямыми. Остальные налоги являются косвенными.
Другая концепция сводится к административному признаку классификации налогов. Согласно этой теории, прямые налоги взимаются посредством именных списков и кадастров, косвенные же налоги связаны только с продажными ценами. То есть, прямые налоги имеют отношение только к доходам и имуществу, а косвенные – к ценам на потребляемые товары. С точки зрения развития теории налогов, вторая концепция мало чем отличается от первой, разве что формально.
Третья концепция сводится к классификации налогов, основанной на том, что прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика по принципу его платежеспособности. При косвенном обложении платежеспособность определяется опосредованным путем исходя из величины расходов данного физического лица. Прямыми считались те налоги, в основу которых положены показатели длительной платежеспособности налогоплательщика (доход, имущество), косвенное же обложение зависит от временной (случайной) платежеспособности и проявляется в определенном построении расходного бюджета плательщика.
Оригинальная концепция предложена современными российскими экономистами. Они утверждают, что фактически не существует понятия косвенного налогообложения. По их мнению, налог на добавленную стоимость, например, принимает прямой характер в том случае, когда цена товара "упирается" в платежеспособный спрос, что приводит к уменьшению прибыли, а это типично только для прямого налогообложения. Поэтому разработчики предлагают положить в основу классификации налогов принцип оценки влияния их на мотивы экономического поведения плательщиков. В этой связи они делят налоги на две группы: фиксированные (или условно-постоянные) и перераспределительные (или условно-переменные). Первые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и других показателей деловой активности предприятий (налог на имущество, налоги за природные ресурсы, фиксированные налоги на отдельные виды деятельности и т.п.), поэтому не наказывают производителя за его успех, а наоборот, стимулируют рост выпуска продукции. Условно-переменные налоги жестко контролируют текущую экономическую деятельность (налоги подоходного типа, акцизы, НДС и т.п.). Они ориентированы на выравнивание результатов деятельности и доходов успешно работающих налогоплательщиков и аутсайдеров в производстве и потреблении. Поэтому авторы предлагают сместить акценты в налоговой системе с условно-переменных налогов на условно-постоянные.
В данной концепции, несомненно, есть и рациональное зерно. Однако мировая теория и практика отвергают такую постановку вопроса, а ее реализация может создать серьезные трудности в процессе интеграции российской экономики в мировую. Если учесть, что конечным источником уплаты всех без исключения налогов являются доходы (прибыль, заработная плата и т.д.), то теряется основной смысл деления налогов на условно-постоянные и условно-переменные. Так называемое перерождение косвенных налогов в прямые, и наоборот, происходит объективно, в силу действия рыночных законов и законов переложения налогов. Нет оснований говорить об абсолютной аморфности понятий косвенного и прямого налогообложения, поскольку принципиальные различия между ними сохраняются, и именно в силу действия законов переложения налогового бремени.
Таким образом, любой подход к проблеме деления налогов на косвенные и прямые приводит к выводу о том, что косвенным налогам присущи, по крайней мере, два отличительных признака:
1)
несовпадение конечного
2)
переложение на законном
При прямом налогообложении источник уплаты формируется непосредственно у налогоплательщика, и он же обычно выступает и объектом налогообложения. При косвенном налогообложении источник уплаты налога не является объектом налогообложения и, как правило, возмещается налогоплательщику в составе выручки от реализации через механизм ценообразования.
Косвенные налоги содержат в себе такой важнейший отличительный признак, заложенный в самом механизме данного типа налогообложения, как переложение налогового бремени первоначальным плательщиком на потребителей его продукции путем законного повышения продажных цен в виде надбавок к ним или включения налогов в ценообразующие издержки.
Возможность частичного переложения налогового бремени имеется и у плательщиков прямых налогов. Однако она, как правило, не очень высока и всегда в большей или меньшей степени связана с определенными правонарушениями налогового и антимонопольного законодательства, правил ценообразования и т.п., поскольку такие действия противоречат сущности прямого налогообложения. Косвенные же налоги на законных основаниях перекладываются первоначальными или промежуточными плательщиками на конечных потребителей. Само понятие "косвенный" налог предполагает, что влияние его на доход конечного потребителя (носителя налога) происходит опосредованно, через его расходы в определенной части цены потребленного им товара (услуги). В этом характерном свойстве косвенных налогов экономисты видят одновременно и экономическую справедливость (право выбора – сколько платить или вообще не платить), и социальное неравенство (регрессивность по отношению к доходам) при распределении налогового бремени.
В чисто теоретическом плане (при идеальных условиях функционирования процесса воспроизводства, когда весь произведенный валовой продукт полностью потреблен при полном соответствии совокупного спроса совокупному предложению) косвенные налоги исключают возможность ущемления интересов производителей и продавцов, поскольку источником уплаты этих налогов становится доход потребителей. Однако практически на каждый данный момент и в каждом конкретном случае соблюдение идеальных условий невозможно, а поэтому фактическими плательщиками (носителями) косвенных налогов отчасти выступают и производители (продавцы). Тогда источником их уплаты становится прибыль (доход) предприятий. Но даже в этом случае косвенные налоги не превращаются в прямые, поскольку уплата в бюджет известной части косвенных налогов путем вынужденного уменьшения прибыли осуществляется все-таки через расходы предприятий, произведенные ранее.