Прямые иностранные инвестиции, их роль, цель привлечения, преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание

В современных экономических условиях главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики. Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности………………………………………………………………..5

1.1 Сущность, виды и функции инвестиций. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности…………………………………………………..5
1.2 Структурно-инвестиционная политика государства………………………9
1.3 Факторы, влияющие привлечению иностранных инвестиций…………11

2. привлечение ПРЯМЫХ иностранных инвестиций в Республике Казахстан…………………………………………………14

2.1 Состояние инвестиционной деятельности в Республике Казахстан на современном этапе………………………………………………………………14
2.2 Основные причины, цели и формы, преимущества и недостатки привлечения прямых иностранных инвестиций……………………………….16

Заключение…………………………………………………………………21

Список использованных источников……………………………23

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ФиКИ.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

Субъектами инвестиционной деятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и другие участники инвестиционного процесса.[6, c. 47]

В качестве инвесторов могут выступать:

                  правительство страны;

                  органы местного самоуправления, муниципалитеты;

                  отечественные предприятия, а также предпринимательские объединение, организации и другие юридические лица;

                  совместные казахстанско-зарубежные предприятия, организации;

                  зарубежные предприятия, организации и другие юридические лица;

                  отечественные и зарубежные физические лица;

                  иностранные государства в лице органов, уполномоченных их правительствами;

                  международные организации.

Инвесторы, осуществляющие прямые инвестиции с целью увеличения капитала и участия в управлении производством, называются стратегическими инвесторами.

Под объектом инвестирования или инвестиционной деятельности понимается предмет вложения средств инвесторами.[6, c. 57]

Объектами инвестиционной деятельности является, прежде всего, вновь создаваемые и модернизируемые производственные и непроизводственные основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах национальной экономики.

Другими объектами инвестирования для владельцев средств являются ценные бумаги, целевые денежные вклады. Однако эти объекты вложения средств являются соподчинёнными по отношению к вложениям в создание новых или модернизацию действующих основных фондов. В конечном счете, средства от реализации ценных бумаг, целевых денежных вкладов служат источником финансового обеспечения реальных (капиталообразующих) инвестиций.

Таким образом, инвестиции - это вложения, как в денежный, так и в реальный капитал. Они осуществляются в виде денежных средств, кредитов, ценных бумаг, а также вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности.

1.2 Структурно-инвестиционная политика государства

 

Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных мероприятий, воздействует на различные (прежде всего субъективные) составляющие инвестиционного климата. Она актуализируется через разработку и реализацию стратегии регулирования инвестиционной деятельности. [2, c. 54]

Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования.

Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе. [2, c. 58]

Инвестиционная политика государства это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. [7, c. 21]

Цель государственной инвестиционной политики состоит в реализации стратегии экономического и социального развития страны. Являясь важнейшим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику в целом, инвестиционная политика государства призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности в стране, направленной на рост экономики, увеличение темпов и объемов производства, повышение эффективности общественного производства и изменение его структуры, ускорение научно-технического прогресса, реализацию задач социального развития. Цель инвестиционной политики и особенности конкретно сложившейся экономической ситуации в стране определяют её задачи:

-  выбор и поддержка развития отдельных регионов и отраслей экономики;

-  поддержка развития малого и среднего бизнеса;

-  обеспечение сбалансированности развития всех отраслей хозяйства;

-  стимулирование развития экспортных производств;

-  обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

-  реализация программы жилищного строительства в стране и др.

Инвестиционная политика предприятия - это система мероприятий, позволяющих обеспечить выгодное вложение и быструю окупаемость инвестиций в целях обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, высоких темпов развития в долгосрочной перспективе, повышения конкурентоспособности производства.

Таким образом, для проведения системной структурно-инвестиционной политики необходимы комплексные меры государства и хозяйствующих субъектов, сопровождаемые масштабными и долгосрочными вложениями, прежде всего, в обрабатывающую промышленность.

В 2003 году принят Закон Республики Казахстан "Об инвестициях" от 08.01.2003 № 373-II, в котором были сохранены все оправдавшие себя и положительно зарекомендовавшие положения раннего инвестиционного законодательства, учтен международный опыт стимулирования и поддержки инвестиций.

Принципиально новыми положениями данного закона стали обеспечение равенства прав отечественных и иностранных инвесторов, усовершенствование механизмов разрешения инвестиционных споров и др. [1]

Необходимо отметить, что в новом законе закреплен принцип стабильности ранее заключенных контрактов с иностранными инвесторами.

Сохранён принцип поддержки приоритетных для государства 237 видов деятельности (среди которых - обрабатывающая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, коммуникаций и многие другие) путем предоставления инвестиционных преференций. Они предусмотрены в виде инвестиционных налоговых льгот на срок до 10 лет, освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также предоставления государственных натурных грантов. [1]

1.3 Факторы, влияющие привлечению ПИИ

 

Инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления на уровне страны, региона, города или предприятия, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций.

Инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой - является ее результатом. [5, c. 78]

Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них со стороны общества на:

                  объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и др.);

                  субъективные (связанные с управлением деятельностью людей).

Хотя Казахстану свойственны изобилие природных ресурсов и стратегическое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но все же нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативной по отношению к иностранным инвестициям внутренней политикой Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан: [10, c. 111]

1) бюрократия;

2) финансовый риск;

3) налоговый и финансовый режим Казахстана;

4) правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права;

5) валютный контроль.

Два из пяти факторов, не являясь чисто экономическими, оказывают существенное влияние на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральных в странах СНГ, они также не способствуют притоку иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов.             

Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов – реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.

Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых: [11, c.24]

1) национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;

2) правительственные гарантии от имени республики;

3) гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;

4) гарантии от экспроприации и др.

В последние годы в Республике Казахстан наметились определенные предпосылки для создания нормального инвестиционного климата. В первую очередь к ним следует отнести создание рыночной инфраструктуры - банков, бирж, инвестиционных фондов, консалтинговых организаций, страховых обществ, рекламных агентств и др.

К факторам, положительно влияющим на инвестиционный процесс, можно отнести развитие информационных технологий. Созданы системы телекоммуникаций, электронной почты, спутниковой, и т.д. обеспечен выход в зарубежные коммуникационные сети и их базы данных.[11, c. 25]

Для создания более благоприятного инвестиционного климата в Казахстане необходим целый ряд различных мер:[11, c. 26]

                  совершенствование законодательной базы;

                  либерализация внешней и внутренней торговли;

                  формирование частного сектора;

                  развитие рыночной инфраструктуры;

                  устойчивость банковской системы;

                  развитие валютного рынка;

                  упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы.

Таким образом, государственная поддержка прямых инвестиций заключается в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности, установлении системы льгот и преференций, наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед иностранными инвесторами.[11, c. 27]

Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики.

Положительной чертой является наличие подробного изложения контракта между инвесторами и Государственным комитетом по инвестициям, который предоставляет все льготы и преференции, что освобождает инвестора от утомительной бюрократической волокиты, существующих в государственных органах. Также необходимо отметить факт наличии нормы, гарантирующей защиту интересов иностранных инвесторов в случае ухудшения их положения изменениями в казахстанском законодательстве.

Необходимо обратить внимание на стратегически важные, приоритетные сектора экономики, развитие которым придается особое значение, а именно:

                  производственная инфраструктура;

                  обрабатывающая промышленность;

                  объекты города Астана;

                  жилье, объекты социальной сферы и туризма;

                  сельское хозяйство.[1]

Таким образом, процесс государственной поддержки прямых инвестиций в Республике Казахстан, а также взаимодействие государства с различными субъектами экономики выглядит следующим образом:

1. проведение правовой реформы (в рамках которой ожидается принятие еще ряда законов помимо существующих, а также дальнейшее совершенствование уже существующих законодательных актов);

2. облегчение бремени налогообложения (предоставление льгот и преференций);

3. предоставление государственных гарантий;

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции, их роль, цель привлечения, преимущества и недостатки