Расходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:17, доклад

Описание

Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Работа состоит из  1 файл

Расходы РФ бюджета.docx

— 42.38 Кб (Скачать документ)

     Расходы федерального бюджета

     Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

     Практически расходы федерального бюджета –  это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

     Расходы федерального бюджета классифицируют:

  1. по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
  2. по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

 

      Таблица 3 – Расходы Федерального бюджета РФ в 2007 году. [3]

Расходы Сумма, тыс. руб. Удельный  вес в % от суммы расходов
Расходы всего 5 463 479 900,0 -
Общегосударственные вопросы 808 196 478,2 14,79
Национальная  оборона 822 035 929,6 15,05
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 662 867 227,2 12,13
Национальная  экономика 497 229 532,4 9,10
Жилищно-коммунальное хозяйство 53 024 456,1 0,97
Образование 277 939 330,1 5,09
Здравоохранение и спорт 206 373 527,5 3,78
Социальная  политика 215 565 757,4 3,95
Межбюджетные  трансферты 1 844 346 454,2 33,76
 

     В составе расходов бюджета в зависимости  от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

     Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на вое производство основных фондов, их капитальный ремонт.

     Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих  на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам  и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  1. обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  2. функционирование федеральной судебной системы;
  3. осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, Другие расходы в области международного сотрудничества);
  4. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
  5. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  7. государственная поддержка атомной энергетики;
  8. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  9. исследование и использование космического пространства;
  10. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  11. формирование федеральной собственности;
  12. обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  13. компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  14. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  15. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  16. федеральная инвестиционная программа;
  17. обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  18. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  19. финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  20. официальный статистический учет;
  21. прочие расходы.

     Кроме того, в соответствии с законодательством  Российской Федерации средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ):

  1. государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  2. обеспечение правоохранительной деятельности;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;
  4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  5. обеспечение социальной защиты населения;
  6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  8. развитие рыночной инфраструктуры;
  9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
  11. обеспечение деятельности средств массовой информации;
  12. финансовая помощь другим бюджетам;
  13. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.

     Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования – предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиями, объединениям, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.

     В основе бюджетного финансирования лежат  принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.

  3.1Анализ  динамики расходов Федерального  бюджета РФ 2008-2010 гг., характеристика  его социальной направленности 

  В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджета  состоит из одиннадцати разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  разделами и подразделами классификации расходов бюджетов [3,ст.21]. Расходы федерального бюджета на 2008- 2010 гг. представлены в приложении А.

  Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в 2009 году он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году. На рисунках 3 и 4, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.  

  

  Рисунок 3 - Межбюджетные трансферты в абсолютном выражении 

  

  Рисунок 4 - Межбюджетные трансферты в относительном  выражении 

  Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела. [4]

  По  вопросам национальной экономики в 2008 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2010 он снизится до 528,55 млрд. руб. что  существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%., а в 2009 этот показатель составит 789,62 млрд. руб.

  К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке  экономической деятельности, включая  вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

  Основное  место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы  в области национальной экономики.

  В 2010 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношении  от общего объема расходов. Неизменными  лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы. Оба эти раздела наращивают финансирование.

  Следующим разделом, удельный вес которого снижается  в общем объеме расходов, является образование, в 2008 году составил 4,68 %. В  динамике этот показатель падает, в 2009 году он снизился на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией  национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

  Раздел  социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно приложению А показатель наращивает свой потенциал, в 2008 году поступлений из федерального бюджета было на сумму 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.  

  Таблица 1- Состав и структура статьи «социальная  политика»

Подразделы Проект  бюджета
  2008 2009 2010
Пенсионное  обеспечение 80,3 81,7 80,6
Социальное  обслуживание населения 1,5 1,3 1,3
Социальное  обеспечение населения 17,8 16,7 17,8
Прикладные  научные исследования в области  социальной политики  
  0,1
 
  0,0
 
  0,0
Другие  вопросы в области социальной политики 0,4 0,3 0,3
Итого по разделу 100,0 100,0 100,0

Информация о работе Расходы федерального бюджета