Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:19, лекция
В настоящее время в России стремительно развивается рыночная экономика. Развитие рыночных отношений, проведение различных реформ определяют необходимость формирования и развития таких новых форм хозяйствования как малый и средний бизнес.
В настоящее время в России стремительно развивается рыночная экономика. Развитие рыночных отношений, проведение различных реформ определяют необходимость формирования и развития таких новых форм хозяйствования как малый и средний бизнес.
Развитие среднего бизнеса в России экономически выгодно, так как появление множества фирм приводит к появлению новых рабочих мест, а также приносит реальные деньги в региональные и федеральный бюджеты.
Перспективы развития бизнеса в России связаны, прежде всего, со старыми крупномасштабными предприятиями, которые в процессе развития могут получить значительную выгоду для себя и для рыночной экономики в целом.
История развития бизнеса в России начинается в 80-х годах двадцатого века, когда был осуществлен переход от командной плановой к рыночной экономике. Истоками рождения малого бизнеса стали законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «Об организации деятельности малых предприятий».
К началу девяностых годов сфера деятельности предприятий малого бизнеса расширилась, увеличилось количество людей, принимающих в нем участие. Целью развития малого бизнеса в тот период являлось насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами.
С 1997 года наблюдался совокупный прирост общего числа малых предприятий, что свидетельствовало о поступательном развитии сектора малого бизнеса в России.
Согласно Закону РФ, субъектами малого предпринимательства считаются коммерческие организации, в уставном капитале доля участия субъектов РФ, религиозных, общественных организаций, благотворительных фондов не превышает 25 %, а численность работников которых за отчетный период не превышает определенных предельных уровней.
Также в ряде научных работ под малым бизнесом понимают деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных законом.
Главными особенностями предприятий малого бизнеса являются: деятельность с целью получения прибыли, инновационный характер, экономическая свобода, гибкость.
Ограниченность масштабов малого бизнеса вызывает особый характер отношений между работником и работодателем, что позволяет добиваться высокого уровня мотивации персонала.
Малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно небольшого круга потребителей, при этом присутствует персонифицированный характер отношений между клиентами и предпринимателем.
Очень часто в
малом бизнесе встречается
Основными сферами деятельности предприятий малого бизнеса являются торговля, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и промышленность. Однако более 70 % малых предприятий заняты в сфере торговли и посреднической деятельности. Основными потребителями услуг и продукции предприятий малого и среднего бизнеса является местное население, жители близлежащих городов и населенных пунктов.
Проблемы развития бизнеса в России связаны с несколькими факторами, которые можно разделить на две группы: факторы внутренней и внешней среды.
В настоящее время
предприниматели чаще всего сталкиваются
с такими проблемами как высокие
налоги, высокая стоимость материально-
Кроме того, серьезным сдерживающим фактором является низкая платежеспособность населения, являющегося основным потребителем продукции.
Следует отметить, что от уровня развития малого и среднего бизнеса, а также от результата партнерских отношений между бизнесом и государством, зависит экономический и политический прогресс России.