Развитие финансовой науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:06, доклад

Описание

Финансовая наука является сравнительно новой наукой. И, хотя финансы также стары, как государство, так как без хозяйства мы не можем представить себе никакого общественного организма, наука о финансах не отличается особою древностью происхождения, однако уже в источниках экономических знаний древних цивилизаций рассматриваются вопросы собственности, денежных отношений, налогов.

Работа состоит из  1 файл

Финансовая наука является сравнительно новой наукой.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)


Финансовая наука является сравнительно новой наукой. И, хотя финансы также стары, как государство, так как без хозяйства мы не можем представить себе никакого общественного организма, наука о финансах не отличается особою древностью происхождения, однако уже в источниках экономических знаний древних цивилизаций рассматриваются вопросы собственности, денежных отношений, налогов.

Из истории античного мира видно, что финансовая практика намного старше финансовой науки. Зарождение последней большинство исследователей относят к ХV—ХVI вв., хотя рассуждения о государственных доходах, налогах, пошлинах имеют место и в античном мире у Ксенофонта, Аристотеля, Цицерона.

Ксенофонт (430—354 гг. до н.э.) в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику инструментария разделения труда (на умственный и физический), товара как обладающего полезными свойствами (потребительная стоимость) и его способностями обмена на другой товар (меновая стоимость). Аристотель (384—322 гг. до н.э.) отмечает, что деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету), что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения.

В средние века господство натурального хозяйства не содействовало развитию финансовой науки. Например, на экономическую политику франкских королей оказывали влияние и экономические взгляды церковных феодалов (требование уплаты десятины).

Одним из первых сделал попытку обосновать право короля на сбор налогов с подданных Фома Аквинский (1225—1274 гг.). Никола Орем (1223—1282 гг.) создает трактат о происхождении и природе денег, состоящий из 26 глав, что позволяет считать его одним из родоначальников экономической науки и предшественником современных монетаристов.

На протяжении ХIII в. появляются финансово-банковские институты по хранению и транспортировке ценностей, управлению фондами, собранными из религиозных и светских источников для финансирования крестовых походов, предоставлению займов королям, рыцарям, других многочисленных финансовых услуг дворянству.

В дальнейшем новая система частных, семейных банков возникла в северной Италии, которая протянулась от Англии до Каспийского моря и финансировала торговые операции по всему известному в то время миру — от Китая до Судана, от Индии до Скандинавии.

Для преодоления библейского запрета на ростовщичество итальянские банкиры нашли способ обойти его. Они тщательно старались избегать давать займы. Вместо этого они продавали обменные векселя (письменный документ, гарантирующий оплату определенной суммы определенному лицу в определенном месте и в определенное время). Переводные векселя создали новые деньги, сломав физические ограничения, связанные с металлическими монетами (трудными для транспортировки), сняли с денег пространственные ограничения и увеличили количество денег в обращении.

В середине ХV в. францисканский монах Лука Пачиоли опубликовал 600-страничный шедевр, по которому студенты обучались предлагаемым математическим операциям и двойной бухгалтерии,использовали таблицу монет,весов и мер,принятых в разных частях Италии.

Большинством ученых принято считать ХV—ХVI вв. рождением науки о финансах из практики, что произошло позднее многих других социально-политических наук. Считается, что теория финансов возникла одновременно с политической экономией в городах Северной Италии, переживавших экономический подъем и культурный рост. Торговый капитализм вызвал к жизни меркантилизм(необх.активное гос.вмеш-во в хоз.деятельность в осн. в форме протекционизма-уст-ие высоких имп-ых пошлин,субсидии производителям), один из представителей которого Диамере Карафа систематизировал расходы (по обороне страны,по содержанию государя,по удовлетворению чрезвычайных потребностей)неаполитанского короля и представил его возможные доходы на основе гос.имущества (доменов-культивируемые земли;леса;вещные права на пользование частным имуществом;всякого рода капиталы, принадлежащие правительству). В ХVI в. из-за недостатка доходов от доменов государство перешло к использованию в качестве дохода регалий — видов государственной монополии, где не допускалась либо существенно ограничивалась частная конкуренция (казенные фабрики, железные дороги, почтовая регалия, телеграфная, горная, монетная, соляная, табачная, винная и т.д.).Другой, уже французский меркантилист Жан Боден дал достаточно абстрактную классификацию доходов(он включает семь источников доходов государя:1) домены;2) военную добычу;3) подарки дружественных государств;4) сборы с союзников;5) доходы от торговли;6) пошлины с вывоза и ввоза;7) дань с покоренных народов)и рекомендовал те же домены и таможенное обложение как лучшие способы пополнения казны. Так были заложены основы науки о доходах и расходах государства.

В дальнейшем Уильям Пети-классик полит.экономии (1623—1686 гг.) разрабатывает теорию налогообложения в сочинении «Тракт о налогах и сборах». Англия стала первой страной, где после безграничного произвола короля, после революции 1648 г. был провозглашен принцип, по которому все налоги должны были вводиться с согласия Парламента. При Вильгельме III Билль о правах 1689 г. окончательно закрепил за парламентом право утверждения всех государственных доходов и расходов. Ведущую роль в становлении бюджетного права сыграли попытки законодательного ограничения (вотирования) со стороны различных сословий, в первую очередь — увеличивающегося класса буржуазии, размеров насильственных изъятий в виде налогов, существенно ограничивавших развитие торгового, а затем и промышленного капитала.

Инструментарий классической политической экономии сформировали У. Петти (Англия) и П. Буагильбер (Франция). Развитие инструментария классической школы связано с А. Смитом. Последователи учения А. Смита: Д. Рикардо и Т. Мальтус (Англия), Ж.-Б. Сэй и Ф. Бастия (Франция). Завершен процесс развития классической школы трудами Дж.С. Милля и К. Маркса.Представители классической политэкономии (А. Тюрго, Ф. Кенэ, В. Мирабо, А. Смит и Д. Рикардо) еще не выделяют финансы из политэкономии и в ее рамках излагают отдельные положения о финансах, в частности, о том, что расходы на управление государством являются непроизводительными, и оно не должно нарушать «естественный порядок», то есть право собственности и конкуренции.

Физиократия (от греч. Physis — власть природы) — направление классической политической экономии во Франции, которое отводило центральную роль в экономике сельскохозяйственному производству.

В ХVIII в. развитие финансовой науки связано с идеями физиократов. Французские ученые Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо оказали серьезное влияние на теорию и практику хозяйствования. Выбор и постановка проблем о справедливости налогообложения, источниках дохода, размера и участия каждого гражданина в расходах государства стали существенным продвижением вперед. Взгляды физиократов исходили из того, что лишь земля дает чистый доход, а торговля и мануфактуры никаких новых ценностей не создают, поэтому единственный допустимый способ получения доходов — поземельный налог. Франсуа Кенэ (1694—1774 гг.) — автор «экономической таблицы», в которой показано, как распределяется совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве. Налоги должны взиматься только с земельных собственников в размере 1/3 чистого продукта. Таким образом, именно он впервые проанализировал связь м/у налогами и эк-им ростом.Однако именно физиократы впервые показали взаимосвязь и взаимозависимость финансов и народного хозяйства, финансовой науки и теорий политэкономии.

Оформление финансов в относительно самостоятельное направление научной мысли в известной степени завершили работы Л. фон Секендорфа (1626—1692 гг.), Ф. Юсти (1771 г.) в 1766 г. издает первое методологическое сочинение «Система финансового хозяйства.В 1768 г. появляется труд министра финансов Австрии И. Зоннефельса «Основные начала полиции, торговли и финансов», который был переведен почти на все европейские языки.

Главная заслуга А. Смита в том, что он развил экономическую основу финансового хозяйства. Пятую часть своего труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит посвятил финансовому хозяйству, учению о финансах. В книге три главы посвящены финансам — о государственных расходах, о государственных доходах, о государственных долгах.

В отличие от физиократов Смит выделяет не один, а три источника народного богатства или три фактора производства — землю, труд и капитал.Государственные расходы он делит на имеющие общее значение (оборона и содержание королевской власти), которые оплачиваются за счет доходов общества, и расходы, в которых заинтересованы отдельные лица (к ним он относил расходы по отправлению правосудия, расходы на народное образование). Эти мысли навели его на идею разделения государственного и местного хозяйства. Доходы А. Смит делит на доходы от капиталов, предприятий и имущества государства, то есть налоговые и неналоговые(доходы от исп-ия имущества,нах-ся в гос.собств-ти;доходы от платных услуг,оказ-ся орг-ми гос власти орг-ам местного самоупр-ия). А. Смит считается одним из основателей теории налогов и его знаменитых принципов налогообложения.А. Смит о налогах. «Как уже было выяснено в первой книге этого исследования, частный доход отдельных лиц получается, в конечном счете, из трех источников:1) ренты-доход,не связ. с предприним.деят-ью и рег-но получаемый рантье в форме процента спредост-го взаем капитала;2) прибыли;3) заработной платы.

Д. Рикардо, наиболее талантливый ученик А. Смита, в «Началах политической экономии и налогового обложения» создает новую теорию налогов, связав ее с теорией ренты и заработной платы. Суть такой теории в следующем: с ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов снижается уровень потребления, что обязательно отразится на производстве, поэтому задача правительства всячески поощрять накопление капитала.

Английские философы и экономисты Т. Гоббс и Д. Локк внесли свой вклад в развитие финансовой науки. Гоббс в 1642 г. писал об абсолютном праве государей облагать подданных налогами, но убеждал в необходимости соблюдать умеренность и равномерность в распределении налогов, отдавая предпочтение косвенным налогам-на товары/услуги в виде надбавки к цене-акциз,ндс. Д. Локк был приверженцем прямых налогов-кот взимаются непоср-нно с доходов и имущества налогоплательщика.

Благодаря идеям классиков политической экономии в конце XVIII — начале XX вв. финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса — буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Следствием этого стало некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.

В 19 в благодаря немецкому финансисту К. Рау и его знаменитому учебнику «Основные начала финансовой науки» как результат длительных дискуссий были сформированы 6 основных принципов налогообложения, действующих и поныне:1. принцип справедливости.2.принцип всеобщности и равномерности.3.принцип прогрессивности(Ж.Сэй, Ж.Руссо-).4.принцип подоходности.5.принцип минимума, свободного от обложения.6.принцип переложения налогов(английский экономист Эджуорт, маржиналисты Джикин, Виксель и обощивший их Селигман).

Согласно Парето финансы играют роль регулятора общественного благосостояния.Т.е. при одних и тех же ресах можно увеличить благосостояние одних слоев населения,не ухудшая благосостояние других.Другой его вывод,что все финансовые явления и процессы должны иметь хорошее моральное основание.

В 1880 г. А. Вагнер обратил внимание и доказывал, что социальный прогресс принес с собой растущую государственную активность, которая, в свою очередь, означает увеличение правительственных расходов. Длительные исследования экономических процессов, происходивших в ХIХ в., подтвердили эти наблюдения и в определенной мере нашли отражение теории Дж. Кейнса,которая признавала невозможность автоматического достижения равновесия состояния экономики. Достижение стабилизации возлагается на государство, которому предписывалось воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала (ожидаемую норму прибыли) и норму процента. Главная задача экономической политики государства заключалась, согласно Дж. Кейнсу, в управлении совокупным спросом, а основным инструментом проведения политики управления спросом являлся государственный бюджет, рассматривавшийся как стабилизирующий фактор производства. Кейнсианская теория государственных финансов отвергала норму сбалансированного бюджета, бюджетные дефициты могли сохраняться и при растущем производстве для стимулирования экономики и достижения наибольших темпов роста.

Уже начиная с ХVII в. просматриваются два основных направления в развитии теории финансов — английское и германское, четко описанные классиком финансовой литературы ХIХ в. К.Г. Рау. Если для английского направления было характерно рассмотрение финансов как составной части общей экономической теории (А. Смит, Ж.-Б. Сэй, С. Сисмонди, Д. Рикардо, Дж. С. Милль), то германское направление рассматривало финансы в качестве самостоятельной науки (либо полноценной части политической экономии). При этом вплоть до конца ХIХ в. вопросы налогообложения рассматривались в значительной мере в рамках общей экономической теории.

После Второй мировой войны изменения, наблюдаемые в финансовой политике стран с развитой экономикой в 80-е гг., связаны с «новым явлением» в экономической науке — теорией «экономики предложения» в противовес кейнсианству, которое главное внимание уделяло регулированию спроса. Ее возникновение было связано с исследованиями М. Фридмана в области жизненного цикла и концепции о постоянном доходе, А. Лаффера — автора «налоговой кривой».

 

Рекомендации монетаристской школы были направлены на уменьшение государственного вмешательства в экономику, замедление инфляции, увеличение темпов экономического роста. В результате налоговой реформы 1981 г. были понижены фактические ставки налогов на доходы корпораций и физических лиц, что способствовало активизации инвестиционной деятельности бизнеса и повышению жизненного уровня широких слоев населения. В то же время предполагали, что сокращение налогов не приведет к снижению налоговых поступлений (в соответствии с кривой А. Лаффера), однако снижение налогов привело примерно к пропорциональному уменьшению налоговых поступлений.

Информация о работе Развитие финансовой науки