Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:57, реферат
Цель курсовой работы - изучить пенсионную реформу в РФ.
Задачи:
- Рассмотреть предпосылки проведения реформы
- Изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- Рассмотреть развитие пенсионной системы.
На предприятиях, где созданы и действуют негосударственные корпоративные пенсионные системы, уровень негосударственной пенсии позволяет уже сейчас обеспечить совместно с трудовой пенсией по старости индивидуальный уровень пенсионного обеспечения работников равный или превышающий 40 процентов от размера утраченного заработка. Средний размер негосударственной пенсии, выплачиваемой фондами, составил более 1245 рублей в 2008 г.29
Проблемы развития пенсионной системы
Анализ долгосрочных перспектив пенсионного обеспечения граждан показывает, что если не предпринимать никаких дальнейших действий по развитию пенсионной системы, то:
- трудовая пенсия по старости до 2050 года не будет превышать 1,6-1,7 прожиточных минимумов пенсионера - т.е. уровня, который планируется достичь к концу 2009 года;
- материальное обеспечение 14-15% пенсионеров будет ниже прожиточного минимума даже с учетом предоставляемых мер социальной поддержки;
- доходы обязательного пенсионного страхования в составе единого социального налога будут систематически снижаться по отношению росту фонда оплаты труда, и к 2050 году потребность в средствах на выплату страховой части трудовых пенсий на 86% должна будет обеспечиваться за счет федерального бюджета;
- соотношение назначаемых трудовых пенсий с прежним заработком также будет систематически снижаться: после 2020 года, например 3/4 работников будут иметь заработок свыше 600 тыс. рублей в год и зарабатывать права на будущую пенсию по старости не более 18% прежнего заработка;
- расходы на выплату пенсий сократятся с нынешнего невысокого для мировой практики показателя 4,6% ВВП (среднеевропейский показатель 12% ВВП) до 1,6% ВВП притом, что доля пенсионеров по старости увеличится с 26% до 34% населения страны.
Разумеется, такое прогнозируемое перераспределение ресурсов не в пользу пенсионеров и системное ухудшение их положения не может являться целью государственной социальной политики в сфере пенсионного обеспечения. Также государственная политика не может сводиться к ежегодному обсуждению того, какой именно объем средств федерального бюджета необходимо направлять на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
Поэтому Правительство в рамках подготовки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года с учетом бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года и от 23 июня 2008 года предложило целевые ориентиры развития пенсионной системы и конкретные механизмы их достижения.
Об этих целевых ориентирах уже сказал Александр Дмитриевич.
Единственное, что хочу добавить, что тот показатель, который мы планируем обеспечить для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, подпадающих под правила «дореформенной» и «новой» пенсионной системы - в 2,5 прожиточного минимума пенсионера был характерен для «советской» системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан, которую многие вспоминают как справедливую. Тогда средняя трудовая пенсия (100 руб.) в 2,5 раза превышала минимальную (40 руб.).
Понимая, что достижение достаточного уровня пенсионного обеспечения для лиц «старшего» поколения не терпит отлагательств, в 2011 г. средняя пенсия по старости должна обеспечивать 2, в 2016 г. - 2,5, в 2020 г. - 3 прожиточных минимума пенсионера в Российской Федерации.
А создание для застрахованных лиц, полностью подпадающих под действие «новой» пенсионной системы условий для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, соответствует международным стандартам - Конвенции №102 Международной организации труда. Размер трудовой пенсии по старости по-прежнему будет определяться объемом уплаченных страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете, и ожидаемым периодом ее выплаты. Более того, мы не предполагаем каким-либо искусственным образом повышать размер пенсии до 40% прежнего заработка лицам, которые ограничились лишь незначительным участием в системе обязательного пенсионного страхования, и перераспределять в их пользу средства на обеспечение минимального норматива. Это было бы несправедливо по отношению к большей части граждан, уплачивающих взносы в течение 30-40 лет. А что касается развития негосударственного пенсионного обеспечения, то здесь в качестве целевого ориентира предлагается достижение размеров резервов негосударственных пенсионных фондов 15-20% от стоимости капитализации в 2020 г. Этого достаточно для обеспечения участников фондов (не менее 10% экономически активного населения) негосударственной пенсией в размере до 15% средней заработной платы в стране в ценах 2020 года. В рамках негосударственного пенсионного обеспечения за счет добровольных взносов работодателя и работников должна решаться задача замещения негосударственной пенсией до 40% прежнего заработка, в части превышающей заработок, утрата которого страхуется в системе обязательного пенсионного страхования.30
Меры по развитию пенсионной системы
Для решения задач развития пенсионной системы и формирования механизмов достижения целевых ориентиров, а также механизмов устойчивого функционирования пенсионной системы предлагается следующий комплекс мер.
1) повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидация бедности среди пенсионеров за счет:
Первое - увеличения денежной оценки (валоризации) пенсионных прав, приобретенных к моменту начала пенсионной реформы, позволяющей повысить страховую часть трудовой пенсии нынешним пенсионерам, имеющим продолжительный «дореформенный» трудовой стаж и по возрастным ограничениям не способным заработать существенную часть трудовой пенсии по новым правилам.
Здесь стоит подчеркнуть, что средний размер повышения пенсий за счет этой меры составит в 2010 году 1700 руб.
И валоризация будет проводиться в отношении всех лиц, имевших хотя бы месяц трудового стажа и заработок до 01.01.2002 г., при назначении трудовой пенсии с учетом денежной оценки дореформенных пенсионных прав (т.е. приблизительно до 2042-44 года).
Второе - установления принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации, и адресного доведения размера совокупной выплаты неработающим пенсионерам до указанной величины (установления социальной доплаты).
Третье - финансирования указанного повышения страховой части трудовой пенсии в связи с валоризацией и социальной доплаты за счет средств федерального бюджета;
2) усиление страховых принципов предоставления трудовых пенсий за счет:
Первое - перевода базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет средств страховых взносов, и индексации в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста среднемесячной начисленной заработной платы, при этом трудовая пенсия (до появления первых назначений ее накопительной части) будет состоять только из страховой части и будет увеличиваться по единым, понятным для нынешних пенсионеров правилам, опережая рост цен.
Второе - установления начиная с 2015 года зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения, в том числе установления принципа снижения ее размера на 3% за каждый год, недостающий до нормативной продолжительности страхового стажа (30 лет), и повышения на 6% за каждый год, превосходящий указанную нормативную продолжительность.
Сегодня 2/3 пенсионеров имеют стаж, превышающий 30 лет. При сохранении этой пропорции большинство пенсионеров, которым пенсия будет назначаться впервые начиная с 2015 года, смогут увеличить размер трудовой пенсии с учетом страхового стажа.
3)
изменение источников финансирования
системы обязательного пенсионного страхования
и создание условий для формирования пенсионных
прав застрахованных лиц в необходимом
объеме, предусматривающее:
Первое - увеличение тарифа страховых
взносов, учитываемых на индивидуальных
лицевых счетах граждан и определяющих
объем приобретаемых пенсионных прав,
с 14 процентных пунктов до 16;
Именно такой размер тарифа взносов, учитываемый на индивидуальном лицевом счете, за 30 лет уплаты взносов с учетом базовой составляющей страховой части трудовой пенсии и накопительной частью позволит достичь размера трудовой пенсии не менее 40% прежнего заработка, на который начисляются страховые взносы, в реальном выражении. Прежние заработки за соответствующий период переводятся в цены года назначения пенсии, и с их усредненной величиной сопоставляется размер назначаемой пенсии по старости.
Сегодня индивидуально учитываемые взносы в размере 14% уплачиваются в составе единого социального налога (20% на пенсионные цели). При этом с заработков сверх 280 тыс. руб. в год взносы уплачиваются в размере 5,5%, с заработка сверх 600 тыс. руб. в год не уплачиваются. Это означает, что за 30 лет уплаты взносов с учетом базовой части пенсии невозможно «заработать» право на пенсию по старости, выплачиваемую в среднем 19 лет, превышающую 32-34% прежнего заработка в пределах 280 тыс. руб. в год. Для заработков сверх 280 тыс. рублей - втрое меньший показатель замещения этих заработков будущей пенсией. Однако просто скорректировать ставку и границы взноса в составе налога недостаточно. Налог по своей природе является безвозмездным платежом. С объемом его уплаты невозможно связать выплаты по обязательному социальному страхованию, основным принципом которого является эквивалентность взносов и страховых выплат. В рамках налоговых платежей не может быть реализован принцип равенства прав застрахованных лиц и обязанностей страхователей, а также принцип достаточности взносов для предоставляемого страхового обеспечения. Поэтому предлагается восстановить страховой источник финансирования обязательного пенсионного страхования в качестве основного.
Второе - прекращение взимания страховых взносов с заработка, превышающего первый порог регрессии (в условиях 2008 года - 280 тыс. руб. в год, или около 135% среднемесячной начисленной заработной платы в стране), определение указанной величины в качестве предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы, и введение ежегодной индексации этого предельного размера в связи с ростом средней заработной платы. Заработок 82% работников не превышает 135% среднемесячной заработной платы в стране. При ежегодной индексации предела для начисления страховых взносов по росту средней заработной платы в системе обязательного социального страхования всегда будут полностью охватываться заработки 82% работников. Страхование утраты заработка остальных 18% работников в части, превышающей 135% среднего в стране, на случай утраты ими трудоспособности должна осуществляться за счет средств работодателя или работников вне рамок обязательного страхования - в системе негосударственного пенсионного обеспечения и в рамках иных формах добровольного страхования.
Третье - введение солидарной части тарифа страховых взносов, которая в совокупности со средствами Фонда национального благосостояния и трансфертами из федерального бюджета должна обеспечивать исполнение солидарных обязательств в системе обязательного пенсионного страхования, целевой источник финансирования которых в настоящее время отсутствует.
Четвертое - установление единого для всех организаций и работодателей тарифа страховых взносов, независимо от отраслевой принадлежности, а также установление переходного периода до 2015 года, в течение которого для организаций в сфере высоких технологий и сельского хозяйства, применяющих специальные режимы налогообложения или имеющих льготы по уплате ЕСН, часть увеличенного тарифа страховых взносов компенсируется за счет средств федерального бюджета, с поэтапным снижением размера компенсации31.
Стоимость страхового года определяется как тариф, умноженный на минимальный размер оплаты труда и на 12 месяцев. Минимальный размер оплаты труда начиная с 01.01.2009 будет устанавливаться на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения, как это предусмотрено в Трудовом кодексе Российской Федерации (4330 руб.). В 2010 году стоимость страхового года в системе обязательного пенсионного страхования составит около 16000 руб. Такой должна быть установлена годовая величина обязательного платежа в фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним категорий самозанятых граждан (сегодня 150 руб. в месяц, или 1800 руб. в год). Для взносов страхователей эта мера будет носить страховочный характер, поскольку зарплата не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В сравнении с зарубежными странами тариф взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% не является сколько-нибудь чрезмерным. Общий объем отчислений на все виды социального страхования в развитых европейских странах составляют 44-50%, при этом в среднем более 2/3 страхового тарифа приходится на работодателя, менее трети - на работников. В российских условиях вопрос об участии работников в формировании средств обязательного социального страхования ставить преждевременно. Для этого необходимо достижение, по крайней мере, европейского уровня оплаты труда (минимальный при полной занятости - свыше 1100 евро в пересчете на месяц (пересчет с почасового минимального норматива), средний - более 1500 евро в месяц). Кроме того, надо иметь ясные ответы, что даст система обязательного социального страхования сверх действующих норм, если работникам будет предложено участвовать в ее финансировании.
Информация о работе Реформирование системы пенсионного страхования