Региональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 11:58, реферат

Описание

Региональная политика – система мер, направленных на регулирование развития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что региональная политика «субъективна» и динамична. Собственно региональная политика – это политика, проводимая в отношении регионов федеральными властями.

Работа состоит из  1 файл

Региональная экономика3.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

                          р

  

                          р

                          а

                          з

                          в

                          и

                          т

                          и       Время

                          я 

                                     0               1             2           3           4             5            (6)

   1-го цикла

    2-го цикла

    3-го цикла

    4-го цикла

    5-го цикла

    столичного типа

    с устойчивым развитием

Рис. 1. Динамика районов разного типа в ходе больших циклов Кондратьева. 

Возрождение старопромышленных районов  – следствие отнюдь не только их региональной политики, соображений  престижа и т.п. Куда важнее инфраструктурная и культурная подготовленность этих районов, выгода их географического положения в пределах макроядер, в окружении крепких центров. Большую роль играет и типичное для 5-го цикла осознание организаторами производства экономической эффективности его малых форм. Все это делает возврат в старые районы более выгодным, чем создание «с нуля» новых. Ведь если на оси ординат нашего графика обозначить не относительную динамику развития, а его абсолютный уровень, то кривые примут вид, показанные на рис. 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Изменение уровня развития районов  в ходе больших циклов Кондратьева. 

  По  ряду признаков  СССР в середине 80-х завершал лишь 4-й большой цикл, но в регионалистике уже наметилось признание целесообразности возвратного  движения и размещения производства, возрождения его старейших кустовых форм. Не исключено, что эволюция типов территориально-отраслевых сочетаний исторически идет по спирали: от первичных отраслевых сгустков к «агломерационным отраслям», ориентирующимся на городские агломерации как наиболее подходящую среду, и от них к новым отраслевым ареалам в тех же самых районах, где эта форма зародилась. 
4.

  Итак, можно говорить о разной роли определенных типов территорий в инновационном  цикле и об их разной способности  адаптироваться к НТП. Хотя процессы генерирования и применения новшеств тесно переплетаются, они на территории в неодинаково устойчивой пропорции. В этой связи заслуживает внимания типология регионов и мест по их отношению к инновационному процессу, предложенная А. Куклиньским в 1988 г.:

  • креативные и инновативные регионы, т.е. лаборатория НТП, где зарождаются и проходят первичную апробацию базисные нововведения;
  • адаптивные территории, способные широко внедрять инновации на стадии их массового распространения;
  • консервативные, не приемлющие многих инноваций ареалы.

  Наибольшим  креативным потенциалом обладают ареалы центрального типа. Среди них, в свою очередь, выделяются лидеры – формальные и неформальные столицы, особенно «глобальные города» типа Москвы и Санкт-Петербурга. В широком смысле центральными их делает именно ориентация на усвоение мирового опыта, на генерирование базисных политических, социальных, научно-технических инноваций, на воспроизводство необходимых для этого качеств деловой и творческой среды. Историческую преемственность такой среды долгое время поддерживали урбанизация и территориальной сосредочение многих прогрессопределяющих производств. Вместе с тем издержки суперкончцентрации заставляют искать средства разгрузки таких центров от стареющих морально и физически элементов производственно-технической базы. Нередко возникает разрыв между креативными и адаптивными возможностями центрального района: далеко не все из вырабатываемых им самим инноваций он способен широко освоить. Это увеличивает потребность в ресурсах, в том числе трудовых, для вторичной и третичной сфер, заполняемых в значительной мере мигрантами.

  Адаптивные  территории – разнородная и подвижная  категория. В их числе прежде всего  классические старопромышленные районы, возникшие в ходе первых индустриальных циклов. Здесь урбанизация была не причиной, а следствием промышленного роста, концентрации крупных предприятий, реализовавших выгоды новых для того времени, но устаревших ныне технологий и форм организации производства. Такие районы всюду рано или поздно вступают в фазу депрессии, переходя из ряда передовых в категорию застойных полупериферийных ареалов. Какое радикальное обновление технико-экономической базы необходимо если не для предотвращения, то для смягчения неблагоприятных явлений в таких районах – один из ключевых вопросов современной региональной политики.

  В более выгодном положении находятся  сегодня полупериферийные районы умеренного аграрно-индустриального развития, обойденные крайностями в предыдущих этапов индустриализации и урбанизации. Те из них, которые сохранили лучшим образом среду и инфраструктуру, густую сеть некрупных поселений. Сочетание адаптивных и некоторых инновативных функций имеются и в старопромышленном центре в России. Необходимо учесть, что в нашей стране процессы диффузной индустриализации протекают в условиях менее зрелой чем на западе, фазы урбанизации, многие очаги которой молоды и динамичны. Здесь шире представлена и такая специфическая разновидность адаптивных территорий, как районы нового освоения, использующие достижения НТП в основном в сфере добывающих отраслей с присущем им набором проблем.

  К местностям консервативного типа чаще всего относятся периферийные территории, население которых сохраняет  приверженность ценностям до индустриальных культурно-экономических укладов. Такого рода районы присущи наиболее отсталым, а так же новым индустриальным странам.

  То  или иное сочетание креативных, адаптивных и консервативных тенденций, ставка на инерцию покоя или на инерцию  движения определяют неравномерность  регионального развития и роль в  нем отдельных территорий. Она  тесно связана с их географическим положением на условной оси «центр – полупериферия – периферия», которая прослеживается и на межрегиональном, и на внутрирегиональном уровнях. В последнем случае с центрами ассоциируются ядра городских агломераций, с полупериферийной – их внешние зоны, а так же отдельные средние города, с периферией – внеагломерационные и внегородские пространства.

  Если  самым устойчивым звеном с креативными  функциями на протяжении последних  столетий являются районы центра, то самым  динамичным и нестабильным остается группа адаптивных районов полупериферии, в пределах которой центры развития постоянно смещаются с изменением экономической конъюнктуры. Даже при создаваемой на определенных стадиях видимости их опережающего развития, при нарастании полицентричности в системах городов, между центральными и полупериферийными районами сохраняются отчетливая иерархия и соподчиненность. 
5

  В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов Федерации необходимо выработка четкой и действенной региональной политики в проведении экономических реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

  Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а так же к регионам наиболее экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.

  Число федеральных региональных программ при этом должно быть ограниченно, они  могут быть разработаны для программно-целевых  территориально-производственных комплексов, для некоторых районов Севера, районов особой экологической опасности. Для управления этими программами должны быть созданы специальные государственные органы. В управлении программами должны участвовать и местные органы исполнительной власти. Предусматривается создание специализированных компаний, консорциумов с государственным, частным, смешанным капиталом для финансирования этих программ.

  Государственное регулирование крупномасштабных региональных программ предусматривает создание специальных фондов регионального развития, стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов, предоставление налоговых скидок на истощение недр в связи с возможностью истощения запасов природных ресурсов, установление льгот по арендной плате при изъятии земельных площадей под строительство предприятий, введение поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.д.

  В управлении региональными программами  особенно важно разграничение компетенции  между федеральными и местными органами. Так, федеральные органы должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании рациональной структуры хозяйства, использование локальных ресурсов, решении социально-демографических и экологических проблем, осуществление экономической реформы.

  Для осуществления задач научного прогнозирования  и индикативного планирования необходима подготовка комплексного прогноза развития и размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2005г., который должен включать научные обоснования рациональной специализации всех регионов России.

  Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку в регионах, процессы демонополизации и приватизации, меры по стабилизации социально-экономического развития, преодолению отставаний в уровнях развития отдельных регионов, развития межрегиональных и внешнеэкономических связей с учетом конъюнктуры  внутреннего и мирового рынка.

  Процессы  дезинтеграции экономики России, особенно проявившиеся в последние  годы ставят перед федеральными и  местными органами управления задачи сохранения внутреннего рынка, единства инфраструктурных систем, общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции.

  На  всем пространстве РФ должен функционировать  единый рынок, основными принципами которого должны быть свобода экономических, научно-технических и др. договорных отношений между предприятиями, свободное движение товаров и капиталов по всей территории России, и единства принципов налогообложения, свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция производителей, разных форм собственности.

  В условия становления и развития рыночных отношений важнейшей является проблема формирования рынка труда и межрегиональное регулирование занятости. В настоящее время сложились три типа районов с особенностями воспроизводства и структуры населения: 1) трудоизбыточные регионы – Северный Кавказ; 2) моноотраслевые и депрессивные регионы – районы Севера; 3) оборонно-промышленные – С.-Петербург, Урал, Промышленные узлы юга Сибири, Нижегородская область.

  В этих регионах необходимы государственная  поддержка развития предпринимательской  деятельности привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, мер по рационализации миграционных процессов.

  Укрепление  единого экономического пространства России зависит от рынка капитала путем развития системы акционерных  компаний, фондовых бирж, коммерческих банков фондов товарных и сырьевых ресурсов.

  Большими  возможностями в вопросах обеспечения  предприятий различных регионов материально-техническими ресурсами  и населения продовольствием  обладают создающиеся многоотраслевые  структуры холдингового типа, объединяющие на акционерных началах коммерческие фирмы и предпринимателей.

  В современном региональном развитии проявляются черты общего экономического кризиса России, усиливающаяся дезинтеграция  экономического пространства и различные  стартовые условия отдельных регионов при их вхождении в рынок.

Информация о работе Региональная экономика