Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 09:30, реферат
Разница между этими банками обусловлена уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов — Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторического развития. Вместе с тем региональные банки развития имеют общие черты: 1).эти банки преследуют единые цели, вытекающие из потребностей развивающихся стран.
№51. Региональные Банки Развития развивающихся стран: характеристика деятельности и роли в меняющемся мире.
Исв
Образование региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки в 60-х годах обусловлено рядом внутренних причин (1.распад колониальной системы, завоевание политической незав-ти, повышение роли развивающихся стран в мировом развитии, их борьба за новый эк. порядок; 2. необходимость решения региональных задач, которые не всегда учитываются; 3. развитие регионального сотрудничества и эк. интеграции развивающихся стран в целях коллективного решения проблем национальной экономики и противостояния иностр. конкуренции) и внешних факторов: 1) перемещение основных потоков ин. частных инвестиций в развитые страны, что вызывает замещение их в развивающихся странах гос. иностр. инвестициями, а последних - международными; 2) политика «регионализма» развитых стран, стремление содействовать объединению развивающихся стран, находящихся в сфере их влияния.
Разница между этими банками обусловлена уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов — Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторического развития. Вместе с тем региональные банки развития имеют общие черты: 1).эти банки преследуют единые цели, вытекающие из потребностей развивающихся стран. Они призваны осуществлять долгосрочное кредитование проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений; разрабатывать стратегию развития с учетом региональной специфики; 2) около 1/3 членов банков развития — развитые страны. Поскольку им принадлежит значительная часть капитала банков, они оказывают существенное влияние на их деятельность. Любое решение МаБР может быть блокировано США, АзБР — Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов. Первоначально по Уставу членами АфБР могли быть только страны африканского континента. В связи с нехваткой ресурсов АфБР был вынужден создать своеобразный филиал — Африканский фонд развития (АФР, 1972 г.) с участием 23 нерегиональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены Банка принимаются и развитые страны. Благодаря принципу распределения голосов в зависимости от внесенного капитала сохраняется влияние развитых стран на региональные банки развития; 3) у региональных банков развития однотипные порядки формирования пассивов, мобилизации ресурсов в специальные фонды, кредитная политика, во многом сходные с группой МБРР.
Формирование ресурсов. Оплаченный уставный капитал МаБР и АзБР не превышает 10%, остальная неоплаченная часть служит гарантийным фондом, т.е. эти региональные банки при формировании своих обычных ресурсов рассчитывают в основном на привлечение заемных средств с мирового фин. рынка путем выпуска облигаций. АфБР с середины 70-х годов также выпускает облигационные займы, но на небольшие суммы и более короткие сроки, чем др. региональные банки. Размещение их облигаций облегчается связью региональных банков с ООН через ее соответствующие региональные экономические комиссии. Тем самым авторитет этой крупнейшей международной организации поддерживает эти банки.
Образование специальных фондов льготного кредитования стало общим явлением для региональных банков развития, которые с их помощью стремятся расширить льготное кредитование недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов эк. и социальной инфраструктуры, особенно в наименее развитых странах. Эти фонды выполняют в основном те же функции, что МАР в группе Всемирного банка. Преобладающая часть этих фондов формируется за счет гос. взносов развитых стран, которые через них пытаются стимулировать свой товарный экспорт на рынки развивающихся стран. Эта скрытая форма конкурентной борьбы осуществляется путем «привязывания»» льготных кредитов к закупкам инвестиционных товаров у соответствующих стран-доноров: в Латинской Америке это прежде всего США, которые внесли свыше половины средств в Фонд специальных операций МаБР; в Азии — Япония, внесшая около половины средств в Азиатский фонд развития. Наименьший источник льготного кредитования у Африки, хотя в этом регионе расположена многочисленная группа наименее развитых стран.
Активные операции, кредитная политика. Объем и условия кредитования развивающихся стран региональными банками развития зависят от размера и структуры их ресурсов. По размерам кредитной деятельности лидирует МаВР, за которым следует АзБР и с большим отставанием АфБР. Развитие активных операций региональных банков происходит в основном за счет льготных кредитов, которые в общем годовом объеме ассигнований составляют не менее 1/3. Льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет, а ставка по ним варьируется от 1 до 4% годовых. Эти условия в гораздо большей степени соответствуют фин. возможностям большинства развивающихся государств, чем условия обычных займов, предоставляемых на срок от 10 до 20 лет по рыночным процентным ставкам. Самые короткие сроки — до 5 лет — характерны для займов МаБР, предназначенных для кредитования экспорта латиноамериканских стран с целью развития внутрирегиональной торговли машинами и оборудованием. Причем в формировании общего рынка в Латинской Америке заинтересованы не только местные фирмы, но и ТНК.
Приоритет в кредитном стимулировании интеграционного процесса во всех регионах развивающегося мира отводится инфраструктуре — строительству и модернизации автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т. д. На долю эк. и социальной инфраструктуры приходится более 1/2 кредитов региональных банков. Это объясняется тем, что от ее развития зависит не только расширение внутрирегиональных связей, но и становление других отраслей экономики развивающихся стран, что привлекает и иностранный капитал. В то же время создание трансконтинентальных магистралей, межнациональных систем связи и энергосистем облегчает вовлечение в интеграционный процесс наименее развитых стран региона. 2 место по объему кредитования занимает сельское хозяйство, включая агропромышленные объекты (25—30%), 3 место (ок. 15% кредитных вложений) региональных банков развития — промышленность, преимущественно добывающая и обрабатывающая.
Территориальное распределение кредитов. Значительный объем кредитов МаБР предоставил «большой тройке» (Аргентине, Бразилии, Мексике); АзБР — пяти странам (Индонезии, Южной Корее, Филиппинам, Пакистану, Таиланду); АфБР — наиболее платежеспособным клиентам (Марокко, Заиру, Кении, Тунису и т. д.). С созданием АФР последний стал кредитовать и наименее развитые страны Центральной и Западной Африки. Региональные банки развития проводят дифференцированную кредитную политику в отношении развивающихся стран в зависимости от уровня их экономического развития и направления политики. Определенное предпочтение отдается наиболее надежным (с коммерческой точки зрения) заемщикам, имеющим открытый доступ к обычным фондам банков. Именно за их счет осуществляется кредитование промышленности развивающихся стран, причем особую роль здесь играют местные банки и финансовые корпорации развития, через которые перераспределяется существенная часть региональных промышленных кредитов в пользу рентабельных частных промышленных предприятий. Тем самым укрепляется и развивается частнокапиталистический сектор экономики развивающихся стран, куда охотно внедряется не только местный, но и иностранный капитал.
Для стимулирования притока иностранных инвестиций МаБР создал в 1984 г. Межамериканскую инвестиционную корпорацию. Ее функции аналогичны МФК. Более половины ее капитала приходится на латиноамериканские страны, 1/4 — на США. Региональные банки развития занимают промежуточное место между группой ВБ и национальными банками развития. Это дает возможность развитым странам осуществлять свою политику, в том числе внешнеэкономическую, в отношении развивающихся стран. Вместе с тем региональные банки способствуют развитию национальной экономики, экономическому сотрудничеству и интеграции развивающихся стран, преодолению их зависимости от развитых стран.
Дополнение к билету.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — третья влиятельная кредитная организация после МВФ и МБРР. Создан в 1991 г. (приступил к операциям в апреле 1991 г.) специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание — Лондон.
В ЕБРР входит 59 стран, акционерный капитал составляет 10 млрд. евро, или 13 млрд. долл. (евро является офиц. валютой банка, все его активы, обязательства и финансовые отчеты выражаются в евро) и разделен на 1 млн. акций номинальной стоимостью в 10 000 евро. Общая номинальная сумма оплачиваемых акций равна 4,3 млрд. долл., т.е. 30% первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала. Квота России в капитале ЕБРР - 40 тыс. акций, что позволяет ей иметь собственного директора в Совете директоров. Руководящими органами ЕБРР являются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член банка представлен в Совете управляющих и Совете директоров. ЕБРР — универсальное учреждение и объединяет различные направления: предоставляет кредиты правительствам 25 стран и одновременно уделяет внимание поддержке частного сектора в этих странах.
Совет управляющих имеет в своем составе 118 членов (59 управляющих и 59 их заместителей). Как правило, каждый член банка представлен в нем либо министром финансов, либо председателем центрального банка. Председатель Совета управляющих избирается ежегодно. В функции Совета директоров входит подготовка материалов для Совета управляющих, определение политики в отношении деятельности ЕБРР. Президент ЕБРР, избираемый Советом управляющих на четыре года, является официальным представителем банка, он также возглавляет его постоянно действующий исполнительный орган. Президент председательствует на заседаниях Совета директоров, но не участвует в голосовании, однако при одинаковом количестве голосов его голос является решающим.
Россия является крупнейшим получателем помощи от ЕБРР. По планам банка в России намечено реализовать 109 проектов с его участием, причем 87 из них были подписаны до конца июля 1998 г. Объем средств, выделенных для финансирования уже утвержденных проектов, составляет 2,7 млрд. ЭКЮ (с 1999 г. — евро), или 27% всех обязательств ЕБРР. В России ЕБРР действует по следующим направлениям: укрепление мелкого бизнеса и новых частных предприятий; укрепление финансовой системы в России; создание возможностей для доступа российских предприятий к инвестиционному капиталу (помимо кредитов); поддержка региональных банков и их клиентов; помощь в формировании в России венчурного (рискового капитала. Особая роль отведена программам финансирования внешнеторговых операций. ЕБРР взаимодействует со своей родственной организацией — МБРР, с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.
51. Региональные Банки Развития развивающихся стран: характеристика деятельности и роли в меняющемся мире.
Образование региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки в 60-х годах обусловлено рядом внутренних причин (1.распад колониальной системы, завоевание политической незав-ти, повышение роли развивающихся стран в мировом развитии, их борьба за новый эк. порядок; 2. необходимость решения региональных задач, которые не всегда учитываются; 3. развитие регионального сотрудничества и эк. интеграции развивающихся стран в целях коллективного решения проблем национальной экономики и противостояния иностр. конкуренции) и внешних факторов: 1) перемещение основных потоков ин. частных инвестиций в развитые страны, что вызывает замещение их в развивающихся странах гос. иностр. инвестициями, а последних - международными; 2) политика «регионализма» развитых стран, стремление содействовать объединению развивающихся стран, находящихся в сфере их влияния.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ
Участники
Год
Название и местопребывание
соз
развивающиеся
развитые
дания
страны
страны
региона
число
% числа
число
% числа
членов
Членов
Межамериканский банк развития
(МаБР), Вашингтон
Африканский банк развития
(АфБР), Абиджан
Азиатский банк развития
(АзБР), Манила
Разница между этими банками обусловлена уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов — Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторического развития. Вместе с тем региональные банки развития имеют общие черты: 1).эти банки преследуют единые цели, вытекающие из потребностей развивающихся стран. Они призваны осуществлять долгосрочное кредитование проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений; разрабатывать стратегию развития с учетом региональной специфики; 2) около 1/3 членов банков развития — развитые страны. Поскольку им принадлежит значительная часть капитала банков, они оказывают существенное влияние на их деятельность. Любое решение МаБР может быть блокировано США, АзБР — Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов. Первоначально по Уставу членами АфБР могли быть только страны африканского континента. В связи с нехваткой ресурсов АфБР был вынужден создать своеобразный филиал — Африканский фонд развития (АФР, 1972 г.) с участием 23 нерегиональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены Банка принимаются и развитые страны. Благодаря принципу распределения голосов в зависимости от внесенного капитала сохраняется влияние развитых стран на региональные банки развития; 3) у региональных банков развития однотипные порядки формирования пассивов, мобилизации ресурсов в специальные фонды, кредитная политика, во многом сходные с группой МБРР.