Региональные финансы, их сущность и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:08, реферат

Описание

Сложность решения региональных финансовых проблем определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территории, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некой универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально – экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований.

Содержание

1. Сущность и роль региональных финансов
2. Особенность финансов региона
3. Различие между понятиями «финансы региона» и «финансовый потенциал региона»
4. Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования
5. Методы борьбы с дефицитом регионального бюджета
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

доклад финансы.docx

— 25.47 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

НИ Иркутский  Государственный Технический Университет 

Институт  экономики, управления и права 
 
 
 

Реферат:

"Региональные  финансы, их сущность и характеристика"

Выполнил: студент  гр. ФК-10-1

Галсанова И.З.

Проверил: преподаватель

Андреева  Е. С. 

Содержание 

1. Сущность и роль  региональных финансов

2. Особенность финансов  региона

3. Различие между  понятиями «финансы региона»  и «финансовый потенциал региона»

4. Региональные бюджеты:  содержание, функции, источники формирования  и направления использования

5. Методы борьбы  с дефицитом регионального бюджета

Список используемой литературы 

 

1. Сущность и роль  региональных финансов 

Сложность решения  региональных финансовых проблем определяется не только формирующимися новыми подходами  к управлению территории, но и невозможностью выработки для этих целей в  российских условиях некой универсальной  модели действия, что, прежде всего, связано  с большой дифференциацией в  уровнях социально – экономического развития, как самих регионов, так  и входящих в их состав муниципальных  образований. Причем к настоящему времени  еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценке уровня развития регионов и территорий, анализа их социально – экономической дифференциации и типизации, в том числе с  учетом финансово – бюджетного аспекта  их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы  достаточно гибких подходов к управлению социально – экономическим развитием  регионов и территории, в том числе  с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

Финансы региона  – эта прямой «слепок» с его  экономики, его производственно  экономической и ресурсной базы. Вместе с его финансами региона  – неотъемлемая составляющая часть  финансовой системы страны. Их содержание и социально – экономические  функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в  целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые  реализуются на данном – региональном или местном – уровне федеративной структуры государства с учетом сложившихся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.

Являясь, прежде всего  инструментом проведения региональной социально – экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию региона, росту занятости, привлечению инвестиций, в том  числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач  функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона в  их социальной функции должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами  те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии  участвовать в процессе материального  производства, но должно иметь гарантированный  материальный доход. В настоящее  время заметна тенденция к  усилению социальных функций региональных финансов. Это связано с тем, что  в последние годы основное бремя  финансирования затрат социального  характера все более перемещается именно на систему региональных и  местных финансов. 

Сущность  и роль региональной финансовой системы  в жизни общества проявляется

через функции: мобилизационную, распределительную  и контрольную.

1.     Контрольная функция проявляется  лишь в процессах использования

хозяйствующими  субъектами государственных средств.

2.     Мобилизационная функция обеспечивает  поступление средств для нужд

региона. В результате в руках региональных органов  власти сосредотачиваются

большие ресурсы, расходование которых может существенно  повлиять на развитие

общества.

3.     Распределительная функция связана  с перемещением доходов от

производителей  в иные сферы хозяйства.

Таким образом, финансы региона представляют собой  систему экономических

отношений, посредством  которой национальный доход распределяется и

перераспределяется  на цели социально-экономического развития территории.      

2. Особенность финансов  региона 

Основная особенность  региона заключается в том, что  здесь действуют как бы три  самостоятельные финансовые подсистемы – государственная, в том числе  самого субъекта РФ; муниципальных  образований, конституционно независимых  от государства, а так же отдельных  юридический и физический лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно  относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и  централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема – к категории  децентрализованных финансов. Финансы  частных юридический и физический лиц, естественно, не находятся в  прямой юрисдикции региональные или  местных органов власти, однако в  значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты  налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирование регионального  и муниципального заказа и пр.

Таким образом, поскольку, в конечном счете, все подсистемы финансов региона находятся на одной  и той же территории и исходят  из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественной для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидируемому участию этих подсистем  в решении местных социально  – экономических проблем. Разница  лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности  каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и  единый критерий оценки управления региональными финансами – улучшение экономической и социальной ситуации в регионе. 

3. Различие между  понятиями «финансы  региона» и «финансовый  потенциал региона» 

Следует различать  понятия «финансы региона» и «финансовый  потенциал региона». Финансовый потенциал  по своему содержанию понятие более  емкое. Оно охватывает все текущие  финансовые возможности региона  и включает следующие элементы:

  • Консолидированный бюджет (областной бюджет и бюджеты муниципальных образований), внебюджетные фонды, а также различные межбюджетные потоки;
  • Ценные бумаги, эмитированные органами местного самоуправления субъекта Федерации или органами местного самоуправления;
  • Финансовый потенциал предприятия и организаций всех форм собственности;
  • Средства населения, находящихся на руках или в банках и иных финансовых институтах, а также в виде различных ценных бумаг;
  • Финансовые ресурсы институтов кредитно - банковской системы данного региона, а также средства, привлекаемые местными банками с других территорий.

Иногда в экономической  литературе допускается и более  широкое толкование финансового  потенциала, в который включается вся совокупность экономический  активов, имеющий стоимостную оценку и способных выступать источником финансовых средств в результате их реализации, залога. Аренды и пр. В широком экономическом смысле финансовый потенциал включает основные фонды, природные ресурсы и прочие элементы материального богатства, сосредоточенного в пределах региона.

Под категорией «финансы региона» (в отличие от финансового  потенциала) обычно понимают ту часть  финансового потенциала, которая  в текущем году реально задействована  в финансово – товарных потоках, т.е. непосредственно участвует в  процессе воспроизводства на региональном уровне. 

4. Региональные бюджеты:  содержание, функции,  источники формирования  и направления  использования 

Региональными называется бюджеты субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и пр. По своему статусу региональные бюджеты  занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у них свои самостоятельные источники формирование доходов и направления расходование средств. С другой стороны, региональные бюджеты занимают определенное промежуточное место в финансово – бюджетной системе страны, получаю помощь из федерального бюджета, они сами оказывают аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). Причина такого положения заключается в том, что регионы и находящиеся в их приделах муниципальные образования существенные отличающиеся друг от друга по своему социально – экономическому и бюджетному потенциалу, а также по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования.

Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются:

  • Президент РФ;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные  учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные  организации, осуществляющие отдельные  операции со средствами бюджетов.

Бюджетный процесс  включает пять стадий:

1) составление  проекта бюджета;

2) рассмотрение  и утверждение бюджета;

3) исполнение  бюджета;

4) составление  отчета об исполнении бюджета;

5) утверждение  отчета.

Доходы регионов бюджета в Российской Федерации  формируется в настоящее время  за счет собственные и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый  Кодекс Российской Федерации (первая часть) к собственным региональным налогам  относит: налог на имущество организаций; налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также  региональные лицензионные сборы. Следует  иметь в виду, что при введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращает свое действие налог на имущество организаций, налог на имущество физический лиц  и земельный налог.

Кроме того, в состав доходной части бюджетов включаются так называемые неналоговые поступления.

Обратимся теперь к  расходной части региональных бюджетов. В соответствии с Бюджетный Кодекс Российской Федерации исключительно  из бюджетов регионов финансируются  расходы на:

  • Обеспечение деятельности органов государственной власти и управления соответствующих субъектов;
  • Проведение выборов и референдумов;
  • Деятельность средств массовой информации;
  • Формирование государственной собственности, содержание и развитие предприятия, учреждений и организаций, находящихся в собственности региона, включая социальную сферу;
  • Поддержание и развитие дорожной сети регионального назначения;
  • Реализация региональных целевых экономических и социальных программ; в обслуживание и погашение долга субъекта Российской Федерации;
  • Оказание финансовой помощи местным бюджетам, в том числе для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемый на муниципальный уровень.

При этом Бюджетный  Кодексом Российской Федерации установлено, что если органов власти субъектов  Российской Федерации приняли решение, в результате которого произошло  увеличение бюджетных расходов и  сокращение доходов местных бюджетов, эти изменения должны быть компенсированы из бюджета субъекта Российской Федерации. Имеется целый ряд и других направлений расходов, например, на осуществление международных и  внешнеэкономический связей регионов и других функций, связанными с выполнением  субъектами Федерации своих полномочий или, точнее сказать, предметов ведения.

Кроме того, региональные власти должны совместно с федеральными и муниципальными органами управления за счет соответствующий бюджетов финансировать  расходы на:

Информация о работе Региональные финансы, их сущность и характеристика