Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:58, статья
Статья о сущности финансовых рынков и их регулировании на современном этапе.
Регулирование деятельности современных финансовых рынков.
Что такое финансовый рынок? Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных форм торговли финансовыми активами: иностранной валютой, ценными бумагами, кредитами и т.д. Финансовый рынок – это очень сложный механизм, который пока не описан ни одной теорией до конца. Посредством финансовых рынков осуществляется межотраслевой, международный перелив капиталов. В связи с глубоким финансовым кризисом в России тема финансового рынка особенно актуальна, а в нашей стране после обвала рынка государственных ценных бумаг и лихорадочного колебания корпоративного рынка. Дело в том, что финансовый рынок является своеобразным генератором множества показателей, по которым можно произвести оценку состояния экономики в целом. Эффективность его функционирования во многом зависит от действующего механизма регулирования. В настоящее время общемировая практика свидетельствует о наличии двух основных моделей такого регулирования.
В рамках первой модели основная роль в регулировании финансового рынка принадлежит государству. Последнее лишь незначительную часть своих полномочий в области в области установления правил проведения операций, надзора и контроля делегирует саморегулируемым организациям профессиональных сообществ рынка (например, так обстоит дело во Франции).
Вторая модель предполагает максимально полную децентрализацию в вопросах регулирования рынка и контроля за деятельностью её участников. Основная роль при этом закрепляется за саморегулирующими организациями. Государство же оставляет за собой лишь основные контрольные функции. В любой момент времени оно вправе вмешиваться в процесс саморегулирования (Великобритания).
Выбор той или иной модели регулирования определяется целым комплексом факторов. В частности, существующей в стране структурой государственных органов, регулирующих рынок, степенью централизации управления и типом государственного устройства, принятой моделью банковской системы (банковская, небанковская).
Общей тенденцией в мировой практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более чем 30 стран с развитыми рынками - более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет ЦБ и орган банковского надзора.
Общемировая практика дает нам следующие основные схемы функционирования регулятора. Например, в США главным органом, осуществляющим функции надзора и регулирования, является Комиссия по ценным бумагам и биржам США(Securities and Exchange Commission ,SEC).Её основная миссия заключается в защите инвесторов и поддержании целостности рынка. SEC контролирует деятельность ключевых участников рынка, в том числе фондовые биржи, брокеров и дилеров, взаимные фонды. Законы и правила, регулирующие американскую индустрию ценных бумаг, основываются на идее о том, что все инвесторы - как крупные институты, так и частные лица должны иметь доступ к основной информации, касающейся того или иного объекта капиталовложений, прежде чем они инвестируют в него свои средства. Соответственно, одна из главных обязанностей SEC состоит в том, чтобы обеспечивать предоставление компаниям частной, точной и своевременной информации относительно проводимых ими деловых операций. Правоприменительные акции SEC направлены против частных лиц и компаний, нарушивших законы о ценных бумагах. Во всех случаях SEC обладает только полномочиями гражданского правоприменительного органа. То есть, сама по себе она не имеет права налагать уголовные санкции на частных или юридических лиц, а значит, не может отправить кого-либо в тюрьму за нарушение законов о ценных бумагах. SEC обладает властью определять размеры штрафов, изымать прибыль, полученную нелегальным путем, запрещать частным лицам и компаниям проводить операции с ценными бумагами налагать запрет на незаконные действия. Помимо SEC важнейшую роль в регулировании фондового рынка играют саморегулирующие организации (такие как все биржи, Национальная ассоциация дилеров NASD, Национальная фьючерсная организация NFA и др.) Они состоят из профессиональных участников рынка, которые следят за соблюдением коллегами профессиональной этики, правил и традиций работы на рынке. Их решения не являются обязывающими, но способны значительно ограничить доступ к рынку и даже лишить участника профессиональной квалификации, наличие которой является необходимым требованием SEC.
В Германии традиционно основными действующими лицами на финансовых рынках являются коммерческие банки. Они оказывают значительное влияние на работу фондового рынка и сами могут предоставлять брокерские услуги на фондовом рынке и пользоваться привилегированным положением и брокера, и инвестора одновременно. Однако стоит отметить, что нарушений этического характера со стороны банков в Германии совершается намного меньше, чем в США и Великобритании.
Выходит, что идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. К сожалению, при всем нашем желании мы всё-таки не можем определить, что собою представляет та наиболее рациональная модель регулирования деятельности финансовых рынков. Лучшие из них – это разумное и оптимальное сочетание жесткого централизованного управления, коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников.
Россия в значительной степени тяготеет к американской модели организации и регулирования финансового рынка. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ относят прежде всего к американской модели организации и регулирования финансового рынка. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ относятся, прежде всего, Правительство РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Банк России, Росинфомониторинг. Негосударственное регулирование осуществляется саморегулируемыми организациями. Но всё же национальный финансовый рынок России по-прежнему значительно отстает по уровню своего развития от ведущих мировых финансовых центров, имеет ограниченную емкость, недостаточную для обеспечения инвестиционных потребностей российских компаний. Чтобы выдержать глобальную конкуренцию, этот рынок должен ликвидировать свое отставание в области регулирования, инфраструктуры и доступного инструментария. Одна из основных причин неэффективного регулирования финансового рынка в России – его высокая фрагментарность и раздробленность. Указанная проблема, а также сложное распределение регуляторных и надзорных полномочий в сфере финансового рынка между несколькими министерствами и ведомствами, отсутствие налаженного взаимодействия регуляторов финансового рынка могут создать серьезные препятствия к его развитию и интеграции в мировое финансовое пространство.
Государственные регуляторы начали осознавать, что рано или поздно национальные финансовые рынки могут столкнуться с кризисными явлениями, которые могут разразиться сразу в нескольких сегментах, а может быть, и во всех сразу. Следовательно, национальный регулятор должен иметь рычаги и механизмы, которые помогут ему мгновенно реагировать на риски системного характера. И для того чтобы реакция была оперативной, национальный регулятор должен иметь исключительные полномочия в целях предотвращения систематического коллапса.
1
Информация о работе Регулирование деятельности современных финансовых рынков.