Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:30, доклад
Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада.
Министерство
Образования и
Науки РФ
Доклад на тему:
Выполнил:
Санкт-Петербург
2011
Рейганомика
Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служила экономическая теория предложения ( Экономическая теория предложения — это макроэкономическая теория, согласно которой экономический рост можно эффективно стимулировать за счет снижения барьеров для производства (предложения) товаров и услуг, то есть за счет снижения налогов и снятия запретов, создаваемых государственным регулированием. В таком случае потребитель получает больше товаров и услуг по меньшей цене ). Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор инвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек ( Издержки производства — затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров ) , увеличению сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.
Основными пунктами рейганомики были:
В то же время Рейган намеревался на фоне сокращения налогов наращивать расходы на вооружения, чем его политика разительно отличалась от политики предыдущих администраций Никсона, Форда и Картера. Ежегодный дефицит государственного бюджета при Рейгане составлял в среднем 4,2 % валового внутреннего продукта, в то время как в 1980 г. эта цифра составляла 2,7 %.
Один из архитекторов
рейганомики Уильям Нисканен говорил,
что Рейган достиг всех четырех целей
своей экономической политики, но не в
той степени, в какой рассчитывали он сам
и его сторонники. Наибольшим изменениям
подверглась налоговая политика. Например,
максимальная ставка подоходного налога
была уменьшена с 70 % до 28 %. В то же время
первоначальная экономическая программа
Рейгана в ходе ее осуществления претерпела
значительные изменения, в особенности,
из-за вмешательства Конгресса. Доля налоговых
сборов в валовом внутреннем продукте
понизилась от 19,6 % в 1981 г. до 17,3 % в 1984 г., но
к 1989 г. она снова выросла до 18,4 %. Если при
Картере расходы федерального бюджета
увеличивались примерно на 4 %, то при Рейгане —
лишь на 2,5 %. Тем не менее, расходная часть
бюджета за годы правления Рейгана в среднем
составляла 22,4 % валового внутреннего продукта,
в то время как за весь период с 1971 по 2009 гг.
эта цифра составляла лишь 20,6 %. Одновременно
вырос государственный долг США, от 26,1 %
валового внутреннего продукта в 1980 г.
до 41 % к 1988 г., в абсолютных цифрах — примерно
в три раза.
К началу президентства
Рейгана экономика США уже
многие годы пребывала в глубоком
кризисе. Высокая инфляция в 1970-х годах,
вызванная прежде всего резким повышением
цен на нефть, сочеталась с высокой безработицей.
Это явление получило название стагфляция
(Стагфляция (от стагнация + инфляция) —
термин, используемый в современной макроэкономике
для обозначения ситуации, в которой экономический
спад и депрессивное состояние экономики
(стагнация и рост безработицы) сочетаются
с ростом цен — инфляцией ) .В результате
политического давления значительно увеличилась
денежная масса в виде наличных долларов.
Установленный президентом Никсоном
контроль за ценами и уровнем заработной
платы был отменен. Чтобы предотвратить
резкие изменения цен и импортных поставок
нефти, был создан стратегический нефтяной
резерв США. Кроме того, президент
Картер для контроля над энергоресурсами
создал Министерство энергетики США. Полагают,
что окончание стагфляции связано с сокращением
денежной массы, проведенным Федеральной
резервной системой под руководством
Пола Волкера, и перепроизводством нефти
(Перепроизводство нефти в 1980-х годах было
следствием серьезного сокращения спроса
на сырую нефть, вызванного резким повышением
цен на этот товар в результате кризиса
1970-х годов ) в 1980-х годах.
Эпоха Рейгана была длительным периодом экономической экспансии, которая продолжалась до президентства Клинтона. В этот период безработица постепенно снижалась, достигнув к 2000 г. уровня 3,9 %. Валовой внутренний продукт в 1980 г. сократился на 0,3 %, а в 1988 г. он вырос на 4,1 %. Безработица в 1980 г. составляла 7,1 %, а в 1988 г. — 5,5 %, хотя в 1983 г., в начале президентства Рейгана она увеличилась до 10,8 %. Администрация Рейгана не поднимала уровень минимальной заработной платы в США. Инфляция в 1980 г. составляла 13,5 %, а к 1988 г. она упала до 4,1 %. Этот результат связывают с повышением процентной ставки Федеральной резервной системой (в максимуме — до 20 % к 1981 г.)., что вызвало рецессию 1982 г.
Рейган существенно увеличил расходы государственного бюджета, в особенности на вооружения — от 267,1 миллиарда долларов в 1980 г. до 393,1 миллиарда, что в расчете от величины валового внутреннего продукта составило рост от 4,9 % до 5,8 %, а в расчете от расходных статей бюджета — от 22,7 % до 27,3 %. Для мирного периода это были беспрецедентные расходы.
Налоги при Рейгане
были существенно уменьшены, в особенности
на высокие доходы. Максимальный уровень
налогов с 70 % был уменьшен в 1981 г. до 50 %,
а в 1986 г. — до 28 %. В то же время дефицит федерального
бюджета упал от 6 % в 1983 г. до 3,2 % валового внутреннего продукта в 1987 г., а к концу правления
Рейгана — до 2,9 %. Чтобы покрыть дефицит
бюджета, администрация Рейгана увеличила государственный долг с 997 миллиардов до 2,85 триллиона
долларов. В результате в эпоху Рейгана
США снова (как после гражданской войны)
из всемирного кредитора превратились
в крупнейшего в мире должника, что разочаровало
даже самого Рейгана.
Социальное расслоение в эпоху Рейгана возросло. Количество американцев, живущих за чертой бедности, увеличилось от 29 миллионов в 1980 г. до 31,7 миллиона в 1988 г. Из них 12,5 миллиона были детьми и подростками (19,5 % всех американских детей). Доля национального дохода, приходящаяся на 5 % самых богатых американцев выросла от 16,5 % в 1980 г. до 18,3 % в 1988 г., а на 20 % наиболее богатых за те же годы — от 44,1 % до 46,3 %, в то время как доля самых бедных 20 % за те же годы сократилась от 4,2 % до 3,8 %. Заметной проблемой крупных городов стали бездомные, которые обвиняли в своих бедах рейганомику. Сам Рейган утверждал, что бродяжничество — личный выбор бездомных.
Некоторые экономисты считают, что естественным развитием рейганомики, суть которой состояла в постоянном кредитном стимулировании конечного спроса, стал мировой экономический кризис, острые проявления которого начались в 2008 г.
Итак, подведём итоги. Экономическая политика администрации Рейгана, получившая название «рейганомика», включала в себя:
курс на снижение ставок федеральных налогов и предоставление корпорациям крупных налоговых и других льгот, направленных на стимулирование капиталовложений, прежде всего в наукоемких отраслях промышленности;
ограничение роста правительственных расходов на социальные нужды при одновременном наращивании военных расходов;
ослабление государственной регламентации предпринимательской деятельности (сокращение правил, требований к производственной и рыночной деятельности, в т. ч. требований по охране окружающей среды, и т. д.);
проведение курса кредитно-денежной политики, направленного на преодоление инфляции и осуществление установок экономической программы правительства.
Однако декларированные «рейганомикой» цели радикального повышения темпов экономического роста, наведения порядка в государственных финансах, избавления федерального бюджета от хронических дефицитов (после 1960 г. федеральный бюджет ни разу не сводился без дефицита) не были реализованы.
Одной
из основных причин нагромождения бюджетных
дефицитов и государственной
задолженности явился проводившийся администрацией
Рейгана курс на эскалацию военных расходов,
которые выросли со 134 млрд. дол. в 1980 фин.
г. до 282 млрд. дол. в 1987 фин. г. Закономерным
следствием многолетнего отвлечения значительной
части ресурсов страны в военную сферу
является сокращение возможностей для
гражданских капиталовложений и снижение
темпов экономического роста. За истекший
период 80-х годов темпы экономического
роста в США были ниже, чем за предшествовавшие
послевоенные десятилетия, дефициты федерального
бюджета в 80-е годы выросли до астрономических
масштабов, что наряду с ростом государственного
долга (в 1986 фин. г. федеральный долг перешел
за отметку в 2 трлн. дол.) и внешней задолженности
породило острейшие проблемы для экономики
и финансовой системы страны, для экономической
политики правительства.
Информация о работе Рейганомика и ее роль в экономическом развитии США