Роль Центрального Банка России в кредитно-денежной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание

Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков – Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следует создать».

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Организация и становление ЦБ РФ……………………………. 5
1.1 Организационно-правовой статус ЦБ РФ……………………………... 5
1.2 Сущность и функции ЦБ РФ…………………………………………… 10
1.3 Структура органов управления………………………………………… 13
ГЛАВА 2. Роль ЦБ РФ в проведение денежно-кредитной политики…… 18
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ…………………... 18
2.2. Анализ денежно-кредитной политики в 2010 году…………………...... 21
ГЛАВА 3. Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на среднесрочную перспективу:
проблемы и диспропорции…………………………………………………... 38
3.1. Цели денежно-кредитной политики 2011-2013 гг. …………………… 38
3.2 Инструменты ДКП и их использование 2011-2013 гг. ………………... 43
Заключение……………………………………………………………………..47
Список использованной литературы………………………………………….49
Приложение…………………………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

ДКБ(итог).doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

  Министерство  образования и науки Российской Федерации 

  Государственное образовательное учреждения высшего

  Профессионального образования

  «Нижегородский  государственный университет

  им. Н.И. Лобачевского» 

  Финансовый  факультет 

  Кафедра "Банки и банковское дело" 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА

  по  дисциплине "Деньги, кредит, банки"

  НА  ТЕМУ: «Роль Центрального Банка России в

  кредитно-денежной политике» 
 
 
 

  Работа  допущена к защите                                   Выполнила:

  «       » _____________2011 г.                                  студентка 3 курса,

  _______ час. ________ ауд.                                      Группы 13Ф38С

                                                                              вечернего отделения

                                                                   Шишина Е.В.

                                                                                       Научный руководитель:                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                       Березина С.В. 
 

                                                                     
 

      

  Нижний  Новгород

  2011

 
 

          Содержание

Введение………………………………………………………………………  3 

ГЛАВА 1. Организация и становление ЦБ РФ…………………………….  5

1.1 Организационно-правовой статус ЦБ РФ……………………………...  5

1.2 Сущность  и функции ЦБ РФ……………………………………………  10

1.3 Структура органов управления…………………………………………  13 

ГЛАВА 2. Роль ЦБ РФ в проведение денежно-кредитной политики……  18

2.1 Инструменты  денежно-кредитной политики ЦБ РФ…………………...  18

2.2. Анализ денежно-кредитной политики в 2010 году…………………...... 21 

ГЛАВА 3. Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на среднесрочную перспективу:

проблемы  и диспропорции…………………………………………………...  38

3.1. Цели денежно-кредитной  политики 2011-2013 гг. …………………… 38

3.2 Инструменты  ДКП и их использование 2011-2013 гг. ………………...  43 

Заключение……………………………………………………………………..47

Список  использованной литературы………………………………………….49

Приложение…………………………………………………………………….51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

  Потребность  в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков – Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следует создать».

     Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

     Степень независимости центральных  банков неодинакова – от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Центральный  банк Российской Федерации, который рассматривается в этой работе, занимает в этом ряду промежуточное место1.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение роли Центрального Банка России в кредитно-денежной политики, а также определение проблем ЦБ РФ и путей выхода из них.

          Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

    1. изучить организацию и становление, нормативные акты, регулирующие деятельность Центрального банка России;
    2. определить роль ЦБ в регулировании экономики России;
    3. проанализировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ в 2010 году;
    4. провести анализ проблем и диспропорций;
    5. оценить перспективы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.

       Данная курсовая работа состоит  из трех частей: 1) теоретическая, раскрывает сущность, оценивается рол, выделяет цели и  функции; 2) анализ реализации денежно-кредитной политики за 2010 год; 3) прогноз развития ЦБ РФ. Во время написания курсовой работы были использована следующая эмпирическая база: 1) законодательная база (Конституция РФ, Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и др.) 2) теретический материал и учебные пособия следующих авторов:   Г.Г. Коробова, П.Д. Баренбойм, О.Е. Кутафин, Г.Н. Белоглазова, Р.З. Закиров и др. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной  политики 

1.1. Организационно-правовая форма Банка России 

     Выбор организационно-правовой формы Банка  России должен определяться на основе тех требований, которые установлены  в Конституции РФ. Критерий независимости, определенный ст. 75 основного закона РФ должен определять организационно-правовую форму Банка России, а также степень его самостоятельности в распоряжении своим имуществом2.

     Принцип независимости – ключевой элемент  статуса ЦБР – проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Относительно независимости Центрального Банка Гутник говорил, что, раньше она была в некоторой степени условной, и в случае острой нужды Банк действовал в соответствии с политическими пожеланиями, скажем, администрации Президента (прежде всего, в отношении кредитования). Однако эти возможности воздействия на политику ЦБР все же были ограниченными, и тривиальный лоббизм министров или депутатов тут не проходил3.

     В настоящее время ученые сходятся во мнении, что Центральный Банк является независимым органом. Например, Антропцева И.О. полагает, что Банк России является самостоятельным независимым звеном единой системы государственной власти РФ, органом государства в области управления.4 Такого же мнения придерживается Чебыкина Н.Р5.

     Перейдем  непосредственно к рассмотрению гражданско-правового статуса Банка России и его организационно-правовой формы, которая является элементом его правового статуса.

     В ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», говорится, что Банк России является юридическим  лицом. Следовательно, он выступает субъектом гражданско-правовых правоотношений.

     «В  Федеральном законе нет указаний на то, что Банк России является главным  банком. Определение «главный банк»  предлагалось в различных законопроектах, но в окончательном варианте закона оно не было закреплено. Поэтому юридически он, на наш взгляд, не должен считаться «банком банков». Но здесь возникает вопрос, является ли Банк России банком, т.е. насколько применимо к нему юридическое значения понятия «банк»».6

     В ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сформулированы основные юридические понятия, из которых складывается банковская система, – «кредитная организация» и «банк». В структуре банковской системы Банк России – один из её элементов.

     Банк  – разновидность кредитной организации. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, кредитная организация может быть создана только в форме хозяйственного общества. Последнее – это коммерческая организация. Поскольку Банк России не является ни хозяйственным обществом, ни коммерческой организацией, а представляет собой учреждение, следовательно понятие «банк» к Банку России не применимо. В юридическом смысле Банк России не является банком. Этот вывод имеет практическое значение для банкиров и банковских юристов в тех случаях, когда в законодательстве и в подзаконных актах используется термин «банк» и соответственно возникает противоречие между понятиями «банк» и «Банк России».

     Казалось  бы, в интересах правопорядка терминология должна быть единообразной. В противном  случае могут возникать противоречия между законами, в трудности в их понимании и применении. Однако, на практике не все так просто. В законодательстве имеется много противоречий и это одно из них.

     Для наглядности сравним два закона. В ФЗ «О Центральном Банке (Банке  России)» по отношению к Банку  России используется термин «учреждение», в то время как в ФЗ «О банках и банковской деятельности» указано, что банк – разновидность «кредитной организации». По этому формальному признаку, предусмотренному Федеральным законом, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно Банк России не является банком в буквальном смысле, который имеется в виду в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Кроме того, Банк России не является банком и в том значении, которое должно соответствовать нормам Гражданского Кодекса РФ, определяющим организационно-правовые формы, в которых создаются банки. Ведь Банк России – это не акционерное общество, не общество с ограниченной ответственностью, не общество с дополнительной ответственностью. Между тем, согласно Гражданскому кодексу РФ, банк должен быть одним из них. В ряде случаев сказанное имеет чисто практическое значение. Известно, что судебные исполнители практикуют арест денежных средств, которые находятся на корреспондентском счете, открытом в расчетно-кассовом центре территориального учреждения Банка России. При этом они руководствуются процессуальными законами, регулирующими их деятельность. Между тем ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующий их деятельность, использует термин «банк». О Банке России там ничего не сказано. Поскольку в Законе нет специальной статьи с расшифровкой применяемых им термином, то, стало быть, должны применяться те понятия, которые приводятся в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и имеют общее значение. А так как Банк России не подпадает под родовое понятие «банк», то положения ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» к нему не применимы. Получается, что понятия «банк банков», «главный банк» при всей их теоретической значимости, строго говоря, не являются понятиями относительно к Банку России.7

     Павлодский  Е.А говорит, что если бы в российском законодательстве было деление юридических  лиц на частные и публичные, то было бы проще характеризовать организационно-правовое положение главного Банка страны.

     В литературе встречается 3 точки зрения о статусе Банка России: государственное учреждение, унитарное предприятие и государственная корпорация.

     Закон о Банке России содержит положения, которые в равной мере дают основания  согласится и опровергнуть каждое из указанных мнений.

     Банк  России, как отмечают одни авторы, является государственным учреждением, поскольку  для него присущи властные управленческие полномочия. Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом государственных учреждений. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица.

Информация о работе Роль Центрального Банка России в кредитно-денежной политике