Роль иностранных инвестиций в экономике Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:42, реферат

Описание

Любая хозяйственная деятельность хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики преуспевает только при внедрении новых технологии. Применение современных технологии обусловлено наличием финансовых ресурсов. При вложении свободных финансовых ресурсов в операционную, финансовую и инвестиционную деятельность, с одной стороны, возникает проблема эффективности использования вложенного капитала, с другой - проблема выявления свободных финансовых ресурсов, их аккумуляции. Решение данной проблемы возможно при тщательном изучении таких вопросов как: что такое инвестиции, какова роль инвестиций в подъеме экономики государства.

Содержание

Роль инвестиции в развитии экономики ………………..3

Инвестиционная деятельность в Казахстане …………………4

Инвестиционная политика государства ………………….5

Государственные институты развития …………………..7

Работа состоит из  1 файл

1-ый СРС реферат.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

Так как бухгалтерский  учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и  привести к международному образцу, так как действующий до1996 года в РК не соответствовал этому.

Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан.Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.

Следующим этапом было совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.

В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области, как в нашей республике, так и за рубежом, что, несомненно, улучшило правовую базу налогообложения.

Закон РК “О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.

На улучшение  инвестиционной деятельности влияет также  и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное  использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг  и в частности – Фондового  Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях  реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был  принят Указ Президента РК, в котором  была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и правовом плане  в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат. 

  1. Государственные институты развития

Кроме частных  банков, в Казахстане существенную роль в кредитовании экономики играют государственные институты развития. Государство осуществляет управление институтами с помощью управляющих компаний: АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» - в агропромышленном комплексе и АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» - в остальных секторах экономики.

Созданный в 2001 году Банк развития Казахстана - один из главных проводников государственной  инвестиционной политики, финансирующий  проекты в приоритетных несырьевых отраслях промышленности, а также  инфраструктурные проекты. На начало 2009 года ссудный портфель достиг 1,79 млрд. долл. США, а участие банка в одобренных к финансированию проектах – 3,82 млрд. долл. США. Кредитный рейтинг БРК по международной шкале агентства Standard & Poor's вырос от BB/стабильный/В в 2002 году до BBB-/стабильный/A-3. Долговые обязательства банка имеют самый высокий рейтинг по казахстанской шкале Standard & Poor's (kzAAA).

АО «Инвестиционный  Фонд Казахстана» и АО «Национальный  Инновационный Фонд» были созданы  в 2003 году. Фонды осуществляют прямое инвестирование в промышленные и инновационные проекты, соответствующие приоритетным направлениям государственной политики. На начало 2009 года объем инвестиций ИФК оценивается в 466 млн. долл. США, а НИФ – 107 млн. долл. США.

Дочерняя организация  БРК – АО «БРК-Лизинг» была создана в 2005 году в целях расширения предоставляемых Банком Развития Казахстана инструментов финансирования инвестиционных проектов. С помощью лизинговых операций на начало 2009 г. компания профинансировала проекты на общую сумму около 260 млн. долл. США.

Финансовая поддержка  малого и среднего бизнеса осуществляется с помощью АО "Фонд развития предпринимательства "Даму", созданного в 1997 году. Начиная  с 2008 г., фонд финансирует экономику  через банки второго уровня и  микрокредитные организации, став важнейшим инструментом государственной антикризисной политики. За 2008 через фонд было направлено в экономику более 1 млрд.долл. США, из которых 818 млн. долл. США были использованы для снижения дефицита ликвидности в банковском секторе. 
Несмотря на то, что в Казахстане отсутствует специализированный государственный сельскохозяйственный банк, государство осуществляет льготное финансирование сектора через 4 организации.

• АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» (1994), сконцентрирован на микрокредитовании и страховании 
• АО «Продовольственная контрактная корпорация» (1997) – осуществляет ценовые интервенции и прямое инвестирование в проекты 
• АО «КазАгроФинанс» (1999) – предоставляет в лизинг сельскохозяйственное оборудование и финансирует оборотный капитал; 
• АО «Аграрная Кредитная корпорация» (2001) – кредитует объединения сельскохозяйственных производителей и инвестиционные проекты
 

С ухудшением ситуации в банковской сфере, государство  значительно увеличило объем  поддержки для сельского хозяйства, объем ссудного портфеля рассматриваемых компаний вырос в 4 раза.

Государственное вмешательство в значительной степени  удержало финансирование АПК от падения. Снижение объемов кредитования в  долларовом выражении обусловлено 25% девальвацией тенге по отношению к американской валюте.

В целях стабилизации финансового сектора в начале 2009 г. правительством Казахстана было принято решение о входе в  акционерный капитал 4-х системообразующих  банков.  
Таким образом, на данный момент государство контролирует почти четверть банковского сектора. Фактически национализированными оказались два банка, допустившие дефолт по своим обязательствам – БТА и Альянс банк.

“Рынок знает  все” – этот базисный принцип технического анализа фондовых рынков предполагает, что нет более объективной оценки чего бы то ни было, чем коллективная оценка участников рынка, выражаемая через действия инвесторов по отношению к оцениваемому объекту. На протяжении последнего десятилетия Казахстан, как объект вложения иностранных инвестиций, демонстрирует свою привлекательность как по фундаментальным, так и техническим признакам: устойчивый рост экономики, последовательная реформа ключевых рыночных механизмов, курс на либерализацию внешней торговли и стабильность политической системы,- вот лишь некоторые из них.

По оценкам  подавляющего большинства экспертов  Казахстан в плане реформ является самым динамичным государством среди  стран СНГ, а привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику  является стратегическим ориентиром экономической  политики государства. Такой подход совпадает с позицией ОБСЕ в вопросах экономического развития, которая отмечает, что «сегодня, в условиях глобализации, экономический рост и создание новых рабочих мест в развивающихся странах и странах с переходной экономикой определяются двумя основными факторами – ПИИ и развитием малого и среднего предпринимательства. ПИИ представляют собой крупнейший источник внешнего финансирования для развивающихся стран».

На протяжении последних лет чистый приток иностранных  инвестиций в Казахстан показал впечатляющую динамику, увеличившись с 4,16 млрд. долларов США в 2004 до 11,7 в 2009 году.

Несмотря на мировой финансовый кризис, интерес  инвесторов к Казахстану остается высоким. По словам Премьер-Министра РК Карима Масимова, на долю Казахстана приходится более 80% прямых иностранных инвестиций в экономику всего центрально-азиатского региона. В этой ситуации для Казахстана важно не упустить лидерство и воспользоваться возможностью для дальнейшего экономического развития.

Осознавая стратегическую роль прямых иностранных инвестиций, в 1998 году в Казахстане был создан Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. С этих пор диалог с инвесторами ведется на высшем уровне, благодаря чему на текущий момент достигнуты договоренности между Правительством Республики Казахстан и крупными иностранными инвесторами по привлечению дополнительных средств и реализации совместных проектов в объеме 23 млрд. долларов США с партнерами из Китая, Южной Кореи, России и Франции.

В структуре  инвестиций на протяжении последних лет, за исключением 2009 года, наблюдается постепенное снижение доли горнодобывающей промышленности за счет роста доли обрабатывающей промышленности и финансового сектора. В целом, картина соответствует политике государства в направлении диверсификации экономики. Однако, вследствие мирового экономического кризиса инвесторы стали проявлять консервативность в оценке рисков, что привело к росту спроса на без рисковые активы, что в случае Казахстана подразумевает активы горнодобывающей промышленности. Это привело к тому, что в 2009 году доля этого сектора в валовых прямых иностранных инвестициях резко возросла.

В этих условиях дальнейшая диверсификация и привлечение  новых инвестиций в Казахстан  будет основываться на улучшении  бизнес-климата. Как отмечается в работах Бюро по экономическому развитию и охране окружающей среды ОБСЕ, основными составляющими бизнес-климата являются макроэкономические условия, степень развитости инфраструктуры, качество управления и наличие институтов. На текущий момент успешно пройдены очередные шаги в направлении улучшения экономических условий: стабилизирована финансовая система после потрясений, вызванных мировым кризисом, а с 2009 года введен в действие новый Налоговый Кодекс, предусматривающий наряду с другими налогами, снижение корпоративного подоходного налога с 30% до 20% в 2009, а сроки переноса убытков для предприятий малого и среднего бизнеса продлены с 3 до 10 лет. 
Также продолжается поддержка малого и среднего бизнеса, выделяются средства для предоставления кредитных ресурсов субъектам малого и среднего бизнеса по сниженной ставке. Одновременно проводится работа по развитию и запуску новых инфраструктурных проектов, крупнейшим из которых является транспортный коридор «Западный Китай – Западный Казахстан».

Благодаря своим  усилиям, Казахстан добился больших  успехов на пути к экономическому процветанию. Признанием достижений страны явилось утверждение председательствования  Казахстана в ОБСЕ. Этот почетный пост возлагает ответственность перед  Организацией и мировым сообществом и формирует дополнительный стимул к дальнейшим шагам в сторону либерализации экономики, построению открытого и демократического общества.

1 февраля 2010 года высшее руководство Казахстана  приняло стратегический план  развития страны до 2020 года. Это документ - один из основополагающих в системе государственного стратегического планирования в республике, претерпевшей кардинальные изменения в прошлом году.

Новая система  государственного планирования  отражает накопленный в стране опыт стратегического управления ориентированного на результат. В рамках системы предусматривается построение иерархической структуры документов, связывающей стратегический, экономический и бюджетный аспекты государственного планирования. Нововведения призваны улучшить эффективность управленческих процессов, упростить процесс контроля за реализацией планов и обеспечить прозрачность использования бюджета. Десятилетнему стратегическому плану отводится второе по значимости место в иерархии системы государственного планирования. Его основа сформирована на базе стратегического плана – 2010 и уроков, извлеченных из опыта предыдущего десятилетия. В качестве основных приоритетов деятельности государства на следующую декаду определены 5 ключевых направлений, включающие создание условий для восстановления экономики, индустриализации, развития инженерной и социальный инфраструктуры, человеческого капитала, а также укрепления межнационального согласия, внутренней безопасности и миролюбивой внешней политики.

Информация о работе Роль иностранных инвестиций в экономике Казахстана