Российское государственное социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание

Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Содержание

Введение

Глава I Понятие, функции, структура и роль социального страхования.

1.1 Источники, формы и основы механизма государственного страхования.

1.2.Проблемы и перспективы развития государственного страхования в условиях перехода РФ к рыночной экономики.

Глава II Виды социального страхования

2.1. Система государственных внебюджетных фондов РФ

2.2. Пенсионное страхование как составная часть системы государственного социального страхования

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсяк Финансы.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

      Следует особо отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой за ними (налогоплательщиками) также закреплена обязанность представлять сведения в:

      — ПФР — в соответствии с федеральным  законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования;

      — ФСС — о суммах, использованных на выплаты по государственному социальному  страхованию.

      Необходимость представления данных сведений в  ФСС продиктована тем, что по ФСС  в законодательстве заложен «остаточный» принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Проблемы и перспективы развития государственного страхования в условиях перехода РФ к рыночной экономике

 

      Социальному страхованию уделяется особое внимание. Созданы все предпосылки к  тому, чтобы оно стало реально  действующим механизмом. Ведь процент  отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что далеко не все выплаты заработной платы  проходят через кассу предприятия. Так называемый “черный нал” продолжает оставаться частью нашей реальности.

      В России государственное обязательное социальное страхование представлено социальными внебюджетными фондами.

      Формирование  этих фондов осуществляется путем взносов  во внебюджетные фонды посредством  единого социального налога.

      В последнее время предпринято  много попыток, совершенствования  законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но тем не менее на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена.  И это не единичный случай.

      Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.

      Данная  ситуация создается из-за высоких  ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

      К сожалению, на данный момент нет готовых  программных продуктов для осуществления  данных расчетов, любую программу (1С  Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%.

      Совершенствование системы социального страхования  является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.

      Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены.

      Хотелось  бы надеяться на то, что сложившаяся  система внебюджетных фондов не будет  разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

 

Глава II

Виды  социального страхования

В настоящее  время в России существует 5 видов  государственных пенсий:

  4 трудовых:

  • по старости
  • по инвалидности
  • по случаю потери кормильца
  • пенсия  за выслугу лет

 и социальная  пенсия - лицам, не имеющим права  на получение  трудовой пенсии.

По  старости

         Лица, достигшие пенсионного возраста (ж-55, м-60 лет) и имеющие трудовой  стаж (ж-20, м-25 лет) получают пенсии по старости. В размере 55% от размера заработной платы, принимаемого для исчисления пенсии + 1% за каждый год трудового стажа (превышающего требуемый), но не более 75% заработка.

  Для  исчисления пенсии на усмотрение  работника может быть взят  заработок за последние 2 года (с премиальными и доплатами), либо средний за любые 5 лет подряд в течение трудового стажа.

  Для  большинства пенсионеров пенсия  не представляет среднюю за 2 года, так как существует максимальный  размер пенсии - 3 минимальных заработных платы. Минимальный размер пенсии - 1 минимальная заработная плата. Таким образом, max пенсия = 83,6 х 3. Сейчас сумма компенсации к пенсии 83,6 х 3 + 85 руб.

По  инвалидности

         Пенсии по инвалидности выплачивается  инвалидам I и II  группы в размере 75% заработной платы, получаемой до пенсии, III группы - 30%. Существует min и max размеры пенсий. Для I и II min размер равен min размеру пенсии по старости. Мax  для I и II группы = max размеру пенсии по старости. Для III группы min = 2/3 min пенсии по старости,  max = min пенсии по старости. Инвалиды должны проходить освидетельствование каждые 2 года.

По  случаю потери кормильца

           Пенсии по потери кормильца  получают нетрудоспособные члены  семьи, находившиеся на его  иждивении (дети, жена, родители). Размер равен 30% заработной платы кормильца на каждого иждивенца (до 18 лет?). Существует max предел пенсии, он равен min пенсии по старости на каждого иждивенца.

Пенсия  за выслугу лет

             Пенсию за выслугу лет получают  лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические работники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.

Социальные  пенсии

     Социальные пенсии получают инвалиды с детства и престарелые граждане, не имеющие право на получение трудовых пенсий. Инвалиды с детства получают пенсию в размере минимальной пенсии по старости. Не работавшие имеют право получать 2/3 минимальной пенсии по старости по достижении ими 60-65 лет.

      Для большинства пенсионеров потеряна связь пенсии с трудовым заработком. Пенсионное обеспечение лежит на плечах предприятий, работодателей.

      Сейчас  планируется переход на новую  систему пенсионного обеспечения, включающую три уровня:

  1. Социальная пенсия (нижний уровень). Должна выплачиваться за счет средств государства, предприятий.
  2. Трудовые пенсии, которые будут зарабатываться трудящимися в процессе трудовой деятельности и будут формироваться за счет взносов предприятий по данному работнику (заводится лицевой счет на каждого работника на котором содержатся средства, перечисляются как страховые взносы). Это дает возможность контроля застрахованного над страхователем.
  3. Уровень. Может получить любой гражданин, заключивший договор страхования с негосударственной страховой компанией и уплачивающий взносы за счет своих средств.

Государственные пособия

         В настоящее время сложилась  определенная система государственных  пособий (на федеральном уровне). Эти пособия выплачиваются по линии социального страхования и по линии социального обеспечения за счет средств бюджета.

     Пособие по временной нетрудоспособности.

Основание для выплаты пособия - больничный лист, который получают больные и  родители больных детей. Размер пособия  зависят от стажа:

при стаже  до 5 лет пособие составляет 60% от заработной платы,

5-8 лет  -80%; свыше 8 лет - 100%.

Пособия, связанные с  материнством и рождением  детей:

Пособие по беременности и родам. Выплачивается  женщине в полном размере заработка.

Пособие беременным при своевременной регистрации (до 12 недель) в размере 100% min заработной платы. Единовременная выплата.

      Пособие по рождению ребенка равно 15 min заработанным платам.

      Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Равно 2 min оклада, выплачивается ежемесячно.

      Пособие по уходу за ребенком до 3 лет без  сохранения оплаты отпуска. Равно 50% min оклада.

     Ежемесячные пособия на ребенка до 16 лет (а  учащимся в общеобразовательных  школах - до окончания учебного заведения). 70% min оплаты труда.

Пособие на погребение.

10 min заработных плат.

    Пособие по безработице.

Выплачивается в течение 12 месяцев:

первые 3 месяца - 75% средней заработной платы  на последней работе,

следующие 4 месяца - 60%,

последние 5 месяцев - 45%.

Минимальный размер равен минимальной оплате труда, максимальный равен средней заработной плате в данном регионе. Если в течение года человек не нашел работу, то платится ежемесячно 1 минимальная заработная плата.

Пособие беженцам и вынужденным переселенцам.

        На каждого члена семьи беженцам в городе выплачивается  1 min заработная плата, в селе - 2.

Необходимо  совершенствовать систему государственных  пособий:

      Отвязать  от минимальной заработной платы.

      Надо  увязать получение пособий с  материальным положением семьи.

Необходимо  ввести социальную помощь малоимущим 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.1. Система  государственных внебюджетных фондов в РФ. 

Система государственных внебюджетных фондов состоит из:

     Фонда социального страхования и обеспечения

     Пенсионного Фонда

     Фонда занятости населения

     Фонда обязательного медицинского страхования

Плательщиками страховых взносов в государственные  внебюджетные социальные фонды являются предприятия независимо от организационно-правовой формы деятельности. Все организации  регистрируются как страхователи в  течение 30 дней с момента регистрации. Если срок будет превышен, то к нарушителю применяют штраф в размере 10% причитающихся к уплате страховых взносов.

    Документы, предоставляемые для регистрации.

    Для регистрации должны быть представлены заверенные нотариально копии документов: свидетельство о регистрации, письмо статистического органа о присвоении кодов по ОКПО и других классификационных признаков, устав предприятия, учредительный договор. О факте регистрации фонд выдает страхователю извещение , которое необходимо хранить как документ строгой отчетности.

Информация о работе Российское государственное социальное страхование