Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:10, курсовая работа
Рынок ценных бумаг служит дополнительным источником финансирования экономики. Сегодня он стал дополнительным источником финансирования экономики страны в целом.
Введение
1. Рынок ценных бумаг: его сущность и участники
1.1 Сущность ценных бумаг
1.2 Виды ценных бумаг
1.3 Понятие о рынке ценных бумаг
1.4 Участники рынка ценных бумаг
2. Анализ современного рынка ценных бумаг в России
2.1 Структура и информационное обеспечение рынка
2.2 Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
2.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
3.1 Нормативная база регулирования брокерской деятельности
3.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников
- На предъявителя – это ценные бумаги, на которых не указано имя владельца. Чаще всего они выпускаются маленьким номиналом и предназначены для инвестиций широких кругов населения. Их главной отличительной особенностью является свободный переход из рук в руки, что дает возможность иметь ничем не ограниченный вторичный рынок.
- Ордерные ценные бумаги, на которых указаны реквизиты владельца, но их можно передавать другому лицу по индоссаменту (передаточной надписи). Примером является вексель.[8]
2. По принадлежности к долгу они подразделяются на:
- Долговые ценные бумаги, представляющие из себя долговое обязательство эмитента (например, облигации). По истечении срока облигации выкупаются.
- Недолговые (долевые) ценные бумаги, которые предполагают долю в капитале компании. Такие ценные бумаги не выкупаются, и эмитент не обязан вернуть полученные по ним деньги. Примером такой бумаги выступают акции.
3. По срокам ценные бумаги обычно делятся на:
- Краткосрочные. По общепринятой на западных рынках классификации к ним относятся ценные бумаги со сроком погашения или реализацией заложенных в них прав до 1 года.
- Среднесрочные – от 1 года до 5 лет.
- Долгосрочные – свыше 5 лет.
- Бессрочные, которые не имеют срока погашения (например, акции).
- Со сроком по предъявлению (например, ваучер).
4. По статусу эмитента ценных бумаг выделяют:
- Государственные ценные бумаги, выпускающиеся министерством финансов или казначейством.
- Муниципальные, выпускающиеся местными органами власти, муниципалитетами.
- Корпоративные, выпускающиеся юридическими лицами.
- Иностранные, т. е. ценные бумаги иностранного государства, обращающиеся на территории данной страны.
- Международные, предлагаемые международными финансовыми организациями.
- Банковские, выпускающиеся исключительно банками (депозитные и сберегательные сертификаты).
- Небанковские ценные бумаги, эмитентами которых могут быть как банки, так и небанковские организации (акции, облигации)[9].
Кроме того, ценные бумаги могут быть подразделены на фондовые и коммерческие. Фондовые – те, которые обращаются на фондовой бирже. К ним относятся акции и облигации. Коммерческие – связаны с выпуском товара либо имеют товарную основу, например векселя, коносаменты.
Выделяют также первичные и вторичные ценные бумаги. Первичные – это ценные бумаги, дающие право на доход или долю капитала (акции и облигации).
Вторичные дают право на приобретение первичных бумаг и делятся на опционные, дающие право на приобретение акций и облигаций на вторичном рынке, и ваучерные, дающие право на приобретение акций на первичном рынке или при первичном их размещении. К ним относятся конвертируемые акции и облигации, ваучеры, варранты.
В то же время в зависимости от выполняемых свойств их можно подразделить на классические ценные бумаги, выполняющие все названные свойства (акции и облигации), производные ценные бумаги (обладающие лишь частью свойств – обращаемостью; к ним относятся опционы, фьючерсы, варранты), финансовые инструменты (выпускаемые финансовыми учреждениями и имеющие лишь набор свойств – депозитные сертификаты).
Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, представляет собой сложную систему организационно–правовых отношений с определенной технологией проведения операций. Схематично организацию такого рынка можно представить в следующем виде (см. рис.2).
Рисунок 2 – Структура рынка ценных бумаг
Под инвестиционной стратегией рынка ценных бумаг понимается концепция, в рамках которой инвестор принимает решения о купле–продаже ценных бумаг для достижения инвестиционных целей.
Под инвестором рынка ценных бумаг понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее куплю–продажу ценных бумаг на соответствующем рынке. Общей инвестиционной целью инвестора является прирост стоимости инвестиций, хотя то, как именно инвестор делает выбор – оптимизируя стоимость в духе полной неоклассической рациональности или демонстрируя ограниченную рациональность по Г. Саймону – не оговаривается; в общем случае вычислительная процедура инвестора может быть любой. Более узкое толкование категории инвестора подразумевает организацию или лицо, приобретающего (покупающего) ценные бумаги на фондовом рынке (облигации, акции) с целью увеличения собственного капитала, однако вышеперечисленные тенденции сделали подобное определение устаревшим.[10]
Деятельность по управлению ценными бумагами осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по управлению переданными ему во временное управление и владение ценными бумагами. Для передачи ценных бумаг в управление оформляется договор доверительного управления по которому учредитель управления передает доверительному управляющему на определенный срок ценные бумаги или денежные средства для приобретения ценных бумаг.
Доверительный управляющий осуществляет управление в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Осуществляя доверительное управление, управляющий вправе принимать в отношении ценных бумаг и денежных средств, в соответствии с условиями договора, любые действия в интересах клиента. Получив активы в управление, доверительный управляющий совершает сделки по купле–продаже ценных бумаг от своего имени. Он несет ответственность перед учредителем и выгодоприобретателем, возмещая убытки и упущенную выгоду.[11]
Закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг[12]:
– брокерская;
– дилерская;
– деятельность по управлению ценными бумагами;
– деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);
– депозитарная деятельность;
– деятельность по ведению реестра владельцев акций;
– деятельность по организации и проведению торговли на рынке ценных бумаг.
Классификации видов рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих видов ценных бумаг. Так различают:
– международные и национальные рынки ценных бумаг;
– национальные и региональные (территориальные) рынки;
– рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);
– рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;
– рынки ценных бумаг и производных инструментов и т.п.[13]
Смысл той или иной классификации рынка ценных бумаг определяется ее практической значимостью.
Вместе с денежным и валютным рынками рынок ценных бумаг входит в понятие финансового рынка.
Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.
К общерыночным функциям относятся такие, как:
– коммерческая функция, т.е. получение прибыли от операций на данном рынке;
– ценообразующая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение, прогнозирование и т.д.;
– информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;
– регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.
К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:
– перераспределительную функцию;
– функцию страхования ценовых и финансовых рисков или их перераспределения[14].
Рынок ценных бумаг как финансовый рынок со своими особыми инструментами правилами имеет две основные специфические функции: перераспределение денежных средств от владельцев пассивного капитала к владельцам активного капитала и перераспределение рисков между владельцами любых рыночных активов. И та и другая функции осуществляются в строго заданных временных рамках.
Рассмотрим основных участников рынка ценных бумаг.
Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчеты по ним[15]. Это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу кругооборота ценных бумаг.
Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения:
- продавцы;
- инвесторы;
- фондовые посредники;
- организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;
- органы регулирования и контроля.
Участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы и посредники.
I. Эмитенты – это те, которые выпускают ценные бумаги с целью привлечения денежных средств. К ним относятся:
1. Государство (министерство финансов, казначейство).
2. Муниципальные органы власти.
3. Юридические лица– промышленные корпорации, банки, финансово–кредитные организации.
4. Физические лица.
II. Инвесторы – те, кто приобретает ценные бумаги. Они подразделяются на институциональных и индивидуальных инвесторов[16].
Фондовые посредники – это организации, которые осуществляют на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность, или деятельность по управлению ценными бумагами.
Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, могут включать:
- организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка);
- расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры);
- депозитарии;
- регистраторов;
- информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.
Государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг в Российской Федерации включают:
- высшие органы управления (Президент, Правительство);
- министерства и ведомства (Министерство финансов Российской Федерации, Комиссия по ценным бумагам при Правительстве Российской Федерации и др.);
- Центральный банк Российской Федерации[17].
Рассмотренная классификация участников рынка ценных бумаг является специфической, т.е. присущей только данному рынку.
Поскольку рынок ценных бумаг есть составная часть рынка вообще, постольку состав его участников может быть классифицирован в зависимости от той позиции, какую занимает участник на рынке и по отношению к рынку.
Участник рынка может находиться либо в позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца. Другими продавцами ценных бумаг могут быть и инвесторы, и фондовые посредники. Покупателями на данном рынке являются только инвесторы и фондовые посредники. Обслуживают рынок организации фондовой инфраструктуры и органы регулирования рынка.
В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые так или иначе причастны к нему, можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся «клиенты», или «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая жизнь», если так можно сказать, лежат вне рынка ценных бумаг. Этот рынок для них – один из элементов сферы финансовых услуг, которыми они периодически пользуются. Эмитенты обращаются к фондовому рынку тогда, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы для финансирования каких–либо своих программ. Инвесторы обращаются к фондовому рынку для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и приумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них – часть «внешней деловой среды», а не профессия и не «основной» профессиональный бизнес.
Вторую группу составляют профессиональные торговцы, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это организации, а в ряде стран и граждане, для которых торговля ценными бумагами – основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок. Система взаимоотношений «клиенты профессиональные торговцы» – это «розничный» сегмент фондового рынка, ориентированный на потребности эмитентов и инвесторов. Профессиональные торговцы здесь предлагают клиентам рынка широкий спектр финансовых услуг и финансовых инструментов.