Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I
1. Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Глава II
2. Дефицит и профицит бюджета
2.1. Дефицит бюджета.
2.2. Причины возникновения дефицита
2.3. Источники финансирования бюджетного дефицита
2.4. Последствия дефицита
Глава III
3. Профицит бюджета
3.1 Причины возникновения профицита
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по менеджменту.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

     Небольшой бюджетный дефицит для экономики  многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

     Однако  передозировка любого лекарства  может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую  нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

     Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

     Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:  

     1) выпуск госзаймов, 

     2) ужесточение налогообложения, 

     3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.

     Однако  в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. 

     2.4. Последствия дефицита 

Дефицит бюджетов приводит к следующим негативным последствиям:

     1. Инфляции, возникающей при стремлении государства покрыть дефицит финансов. Данное стремление чаще всего выражается в получении дохода от дополнительной эмиссии денежных средств. Эмиссия денежных средств, не обеспеченная ростом экономики, приводит к перенасыщению рынка денежными знаками и раскручивает инфляционный механизм, усиливая тем самым дефицит бюджета. Таким образом, получается замкнутый круг, и государству стоит больших усилий преодолеть инфляцию, вызванную непродуманной ликвидацией бюджетного дефицита. Здесь стоит заметить, что дефицит государственного бюджета далеко не всегда приводит к инфляции. Кроме того, большинство развитых государств в настоящее время функционирует в условиях приемлемого уровня постоянно присутствующей инфляции.

     2. Снижению уровня жизни, которое происходит в результате того, что при дефиците бюджет увеличивается объем средств на финансирование государственных расходов и уменьшается  объем ресурсов, идущих на инвестирование экономики. Это приводит к существенному снижению возможностей экономики. Другими словами, со временем экономика будет обладать меньшим количеством заводов, что приведет к уменьшению объемов производимых товаров и снижению уровня жизни. 
 
 
 
 

     Глава III

     3. Профицит бюджета

     Профицит  бюджета - (англ. budget surplus) - превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами. В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности: сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов; предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

     Если  проводить перечисление меры нецелесообразно, следует сократить налоговые  доходы бюджета путем внесения изменений  и дополнений в налоговое законодательство РФ. Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы, ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

     Профицит  государственного бюджета – явление временное и излишние доходы государство может использовать на удовлетворение чрезвычайных потребностей, на образование резервного фонда, на инвестиции. Если профицит носит длительный характер по независящим от правительства причинам, то его надо уменьшать с помощью уменьшения налогов.

     Наличие профицита противоречит сущности и  целям финансового хозяйства  государства. Но правительство может  планировать профицит государственного бюджета в особых случаях, связанных  с погашением государственного долга. 

     3.1. Причины возникновения профицита

     Профицит  бюджета приводит к формированию определенных излишков в бюджете, когда  доходы государства значительно  превысили его расходы. Может возникнуть по различным причинам (как внешним, так и внутренним).

     1. Основной причиной появления профицита государственного бюджета может стать рост цен на различные виды энергоносителей (в том числе и на нефть) на мировых рынках (рост цен на нефть привел к профициту бюджета России в 207,4 млн руб. в 2000 г., что составило 2,9 % от ВВП, это первый год с профицитом после 1990-х гг., в течение которых наблюдался только дефицит). Таким образом, мировые изменения цен на некоторые виды товаров и услуг могут дать стране дополнительную прибыль, благодаря которой образуется бюджетный профицит.

     2. Самой благоприятной причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост. Происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению суммы собранных налогов, а улучшение работы государственных унитарных предприятий приносит чистый доход. Все это в совокупности приводит к увеличению доходов государственного бюджета. Если данный экономический рост не был спрогнозирован, то происходит возникновение профицита, поскольку реальные доходы государства превышают запланированные расходы.

     3. К недолговременному профициту приводят все остальные причины, поскольку конъюнктура рынка быстро меняется и дополнительные доходы, полученные данным способом, быстро истощаются.

     4. Профицит бюджета иногда закладывается непосредственно в бюджет, т.е. он может быть спрогнозированным, когда собранные средства превышают сумму запланированных расходов, по одной из причин: или из-за экономического роста, или благоприятной конъюнктуры товаров на мировых рынках.

     Профицит  бюджета используется обычно для создания финансового резерва:

     1) На покрытие заранее известных расходов. Например, если точно, известно, что в ближайшее время государство вынуждено, будет понести большие расходы, то при наличии профицита бюджета оно склонно формировать резерв, который пойдет на финансирование данных выплат, уменьшая тем самым нагрузку на бюджет будущих лет;

     2) На непредвиденные расходы государства, возникающие вследствие каких-либо происшествий как техногенного, так и природного происхождения. Различные природные катастрофы или резкие изменения природных условий, происходящие в последнее время, наносят большой ущерб хозяйствующим субъектам.

 

       Заключение

     В заключение хотелось бы сделать некоторые  выводы из всего выше изложенного.

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

     Наиболее  удачный вариант государственного бюджета — это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.

     Бюджетный дефицит является неоднозначным  экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

     Проблема  дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики  страны, так как на современном  этапе в мировой практике нет  почти ни одного государства, не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую.

     Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

     1) выпуск госзаймов, 

     2) ужесточение налогообложения, 

     3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.

     Когда доходы бюджета становятся больше расходов, это превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

     Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений.

     В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.

 

      Список использованной литературы:

 
  1. Долан Э., Линдсей Дж. Макроэкономика. — СПб., 1994.
  2. Интернет-ресурс: http://www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации.
  3. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 42, 2003.
  4. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация //   Вопросы экономики, № 64, 2002.
  5. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2004.
  6. Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. — М., Феникс, 2003. — 544 с.
  7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. — М., Юнити, 2006. — 532 с.
  8. Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика и время, № 5, 2004. С. 12—15.
  9. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. — М., Юрайт, 2003. — 838 с.
  10. Финансовые проблемы бюджета 2003 // Финансы, № 27, 2003.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика: Учебник. — М., 1998.
  12. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 703 с.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов