Счетный комитет РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:38, реферат

Описание

Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан. С 14 июня 1993 года председателем Счетного комитета по контролю за использованием республиканского бюджета является Оксикбаев Омархан Нуртаевич.

Работа состоит из  1 файл

Счетный комитет.doc

— 420.50 Кб (Скачать документ)

    Счетный комитет является высшим органом  государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и  подотчетным Президенту Республики Казахстан. С 14 июня 1993 года председателем Счетного комитета по контролю за использованием республиканского бюджета является Оксикбаев Омархан Нуртаевич.

    Основными задачами Счетного комитета являются:
  • контроль  за соблюдением требований бюджетного законодательства и иных нормативных  правовых актов, регулирующих вопросы исполнения республиканского бюджета;
  • выполнение поручений Президента Республики Казахстан по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета;
  • контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета, эффективности налогового и таможенного администрирования;
  • контроль на соответствие использования средств республиканского бюджета, в том числе целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, софинансирования из бюджета концессионных проектов, а также поручительств и активов государства, законодательству Республики Казахстан.

    В соответствии с Конституцией Счетный  комитет представляет в Парламент отчет, который по своему содержанию является заключением к отчету Правительства РК об исполнении республиканского бюджета за соответствующий год, то есть его деятельность обеспечивает прозрачность бюджетного процесса и повышает эффективность управления государственными финансовыми ресурсами.

    Предусмотренная Конституцией подотчетность Счетного комитета Парламенту свидетельствует  о демократических принципах  государственного устройства и усилении прозрачности исполнения бюджета.

    Контрольная деятельность Счетного комитета проводится независимо от Правительства, благодаря чему обеспечивается объективность, достоверность и полнота оценки деятельности органов исполнительной власти в части исполнения ими республиканского бюджета.

    По  результатам контрольной деятельности Счетным комитетом вырабатываются рекомендации Правительству по улучшению финансовой дисциплины и в целом бюджетного законодательства.

    Важным  является то, что с момента создания Счетный комитет сумел решить главную задачу — найти свое место в структуре власти, сформироваться как дееспособный государственный орган, у которого имеется вполне реальная возможность целенаправленно влиять на бюджетно-финансовую политику государства. Позиции, достигнутые Счетным комитетом, стали возможны благодаря изначально заложенным конституционным нормам. 

    Итоги работы Счетного комитета за 2008 год

    Оценка  основных параметров республиканского бюджета за 2008 год и результаты контрольно-аналитических мероприятий Счетного комитета позволяют сделать следующие выводы.

    Выводы

    1. Исполнение республиканского бюджета  в 2008 году осуществлялось при нарастающем ухудшении конъюнктуры на мировых товарных и фондовых рынках, снижении возможностей банков привлекать внешние финансовые ресурсы для кредитования экономики при наличии соизмеримого с ВВП накопленного долга, а также в условиях резкого снижения цен на сырьевые ресурсы, составляющие основной экспортный потенциал республики по бюджетообразующим предприятиям.

    В результате, основные прогнозные показатели социально-экономического развития страны неоднократно пересматривались, дважды внесены изменения и дополнения в Закон «О республиканском бюджете на 2008 год».

    2. В 2008 году ключевые параметры  республиканского бюджета, в основном, выполнены, что позволило исполнить поручения, озвученные в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Вместе с тем, в отчетном году, вследствие неисполнения утвержденного плана налоговых поступлений в республиканский бюджет, накапливания значительных средств, выделенных из республиканского бюджета, на счетах национальных холдингов, акционерных обществ с участием государства, а также неосвоения бюджетных средств, были упущены возможности для решения ряда социально-экономических задач и стабильного роста экономики.

    Основными причинами складывающейся ситуации, по оценке Счетного комитета, являются влияние мирового экономического и финансового кризиса и снижение уровня налогового и таможенного администрирования, несовершенство бюджетного законодательства в области использования бюджетных средств, выделяемых на пополнение и увеличение уставных капиталов акционерных обществ с участием государства, что, в целом, привело к неоднократным уточнениям и корректировкам республиканского бюджета, несвоевременному достижению конечных результатов государственных, отраслевых и бюджетных программ и финансовым нарушениям на общую сумму 114 млрд. тенге.

    3. В структуре доходов республиканского  бюджета в 2008 году доля налоговых поступлений составила только 62,4 %, а трансфертов из Национального фонда - 32,3 процента.

    Фактическое исполнение налоговых поступлений  составило 2 071,4 млрд. тенге, или 98,5% к уточненному назначению. Не исполнены планы по НДС на 109,4 млрд. тенге (14,6%), КПН - на 23,8 млрд. тенге (2,5%), акцизам - на 3,1 млрд. тенге (12,8%).

    Основными причинами невыполнения плана налоговых поступлений являлось снижение объемов реализации продукции в отдельных крупных предприятиях и сокращение объемов КПН банковского сектора, рост недоимки по налогам, которая в отчетном периоде составило 81,0 млрд. тенге и по сравнению с 2007 годом увеличилась в 1,7 раза.

    4. Сохранилась практика неравномерной  динамики уплаты КПН, в частности, по предприятиям, находящимся на республиканском мониторинге. Уровень уплаты КПН крупными плательщиками в декабре в 1,6 раза выше среднемесячного показателя, у остальных плательщиков - достигает в 30 раз. Данный факт свидетельствует о порочной практике налоговых взаимоотношений, когда крупные налогоплательщики, авансируя республиканский бюджет в конце отчетного года, не обеспечивают полное и своевременное поступление налогов в следующем году.

    5. План поступлений НДС на товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан выполнен только на 56,2%, в республиканский бюджет поступило 96,3 млрд. тенге вместо планового объема в размере 171,3 млрд. тенге. На полноту и качество выполнения плана повлияли значительные объемы возврата НДС по нулевой ставке, равные 253,5 млрд. тенге. Наибольшая сумма возврата НДС по нулевой ставке произведена по 46 налогоплательщикам в размере 210,1 млрд. тенге. Недоимка по НДС в течение отчетного года увеличилась в 1,5 раза, составив 27,9 млрд. тенге.

    6. Отсутствие должного взаимодействия  между уполномоченными государственными органами, контролирующими деятельность недропользователей, привело к неправомерному зачислению в республиканский бюджет бонусов от компаний нефтяного сектора, подлежащих перечислению в Национальный фонд в 2008 году на сумму 1,8 млрд. тенге. Несмотря на это, в 2008 году в республиканский бюджет бонусы поступили в 2,3 раза меньше уровня 2007 года и составили 9,7 млрд. тенге при плане 15,8 млрд. тенге.

    7. Анализ поступления таможенных  платежей показывает, что из-за значительного увеличения беспошлинных либо облагаемых по минимальным ставкам таможенного тарифа товаров, реальный уровень взыскания ввозной таможенной пошлины снизился по сравнению с 2007 годом на 24,1% (с 2,9% до 2,2%), при снижении средневзвешенной ставки таможенного тарифа на 9,7% (с 7,2% до 6,5%). Это указывает на ослабление таможенными органами контроля за соблюдением мер тарифного регулирования.

    8. Имеются определенные резервы  по пополнению доходной части республиканского бюджета за счет неналоговых поступлений путем улучшения администрирования штрафов и других платежей в бюджет.

    9. В расходной части республиканского  бюджета в результате уточнений изменено количество бюджетных программ (исключено 13 и открыто 94 новых). Фактические расходы составили 3 823,3 млрд. тенге, или 99,7 процента к уточненному назначению. Не освоено 13,1 млрд. тенге.

    10. В 2008 году значительные средства  республиканского бюджета выделены на стабилизацию экономики и финансовой системы. В связи с этим, на приобретение финансовых активов направлено 899,4 млрд. тенге, в том числе на развитие субъектов квазигосударственного сектора - 887,4 млрд. тенге.

    Средства, выделенные на стабилизацию экономики  и финансовой системы, осваиваются не в полной мере, находятся на текущих и депозитных счетах БВУ и счетах Национального банка. Процесс выделения средств не сопровождается разработкой детальных механизмов по реализации соответствующих мероприятий, отсутствует необходимая нормативно-правовая база. В результате заявленные цели не достигаются.

    11. Финансовые нарушения при использовании  бюджетных средств, выделенных на приобретение финансовых активов, и их неосвоение происходят из-за отсутствия конкретизации мероприятий по их использованию, а также ответственности за недостижение результатов и из-за слабой работы служб внутреннего контроля (аудита) субъектов квазигосударственного сектора.

    12. Реализация отдельных государственных  и отраслевых программ проходила в условиях неполного обеспечения финансовыми ресурсами, отсутствия надлежащего мониторинга со стороны координирующих государственных органов.

    Вследствие  этого, во многих случаях срывались  сроки реализации программ, что приводило к неэффективному освоению выделенных средств, затягиванию достижения поставленных целей.

    Кроме того, отсутствие четких норм ответственности  должностных лиц администраторов бюджетных программ и конкретных сравнительных показателей, сроков и индикаторов привело к многочисленным нарушениям бюджетного законодательства, что, в свою очередь, повлияло на полноценную реализацию этих программ.

    13. В 2008 году по сравнению с 2007 годом в местные бюджеты поступило трансфертов на 332,9 млрд. тенге больше, тогда как доходы местных бюджетов снизились на 15 млрд. тенге, или на 1,8 процента. Увеличение объемов трансфертов в 2008 году привело к тому, что они составляют больше половины объема доходов местных бюджетов, что в определенной степени усиливает их зависимость от исполнения республиканского бюджета и снижает заинтересованность в укреплении доходной базы. Этому способствует и отсутствие четких методик и нормативов налогового потенциала регионов, распределения субвенций и трансфертов.

    Несовершенство  законодательства в части четкого  определения ответственности администраторов бюджетных программ и местных исполнительных органов за эффективное использование целевых трансфертов республиканского бюджета привело к неполному их освоению (9,1 млрд. тенге) и финансовым нарушениям (16,3 млрд. тенге).

    14. Администраторы бюджетных программ не осуществляют надлежащий мониторинг освоения выделенных бюджетных средств, зачастую не соблюдают принципы бюджетной системы, допускают нарушения в ведении бухгалтерского учета. В работе служб внутреннего контроля центральных государственных органов допускались нарушения стандартов государственного финансового контроля.

    15. По состоянию на 1 января 2009 года при исполнении республиканского бюджета образовалась дебиторская задолженность в размере 52,2 млрд. тенге, которая по сравнению с 2007 годом увеличилась почти в 2 раза. Задолженность прошлых лет в общем объеме дебиторской задолженности составляет около 35 процентов. Кредиторская задолженность составила 1,9 млрд. тенге. Наличие крупной дебиторской задолженности сказывается на качестве исполнения республиканских бюджетных программ.

    16. В 2007- 2008 годах, ссылаясь на  отсутствие либо недостаточность  денег, из резерва Правительством по 10 постановлениям выделено 3,4 млрд. тенге, несмотря на наличие запланированных средств по отдельным бюджетным программам, предусмотренных на реализацию аналогичных целей. Кроме того, на основании изменений в законодательстве в 2008 году из резерва четырнадцатью постановлениями Правительства выделен 131 млрд. тенге на увеличение уставных капиталов юридических лиц.

    17. Оценка итогов реализации бюджетных  программ государственных органов, вошедших в состав пилотного проекта, ориентированного на результат, показала недостаточное обоснование их стратегических планов, составленных с нечеткими индикаторами и размытыми целями и задачами. 

    Итоги работы Счетного комитета за 2009 год и задачи на 2010 год

    В 2009 году Счетным комитетом проведено 47 контрольных мероприятий, что на 12 больше, чем в 2008 году. Из общего числа контрольных мероприятий проведено 7 комплексных проверок в областях, в государственных органах осуществлено 24 проверки, 16 контрольных мероприятий проведено в субъектах квазигосударственного сектора.

    Общая сумма выявленных Счетным комитетом в 2009 году нарушений бюджетного и иного законодательства на 35% больше, чем в 2008 году. По итогам 2009 года объектами контроля восстановлено 29 млрд. тенге.

Информация о работе Счетный комитет РК