Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:38, реферат
Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан. С 14 июня 1993 года председателем Счетного комитета по контролю за использованием республиканского бюджета является Оксикбаев Омархан Нуртаевич.
Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан. С 14 июня 1993 года председателем Счетного комитета по контролю за использованием республиканского бюджета является Оксикбаев Омархан Нуртаевич.
В соответствии с Конституцией Счетный комитет представляет в Парламент отчет, который по своему содержанию является заключением к отчету Правительства РК об исполнении республиканского бюджета за соответствующий год, то есть его деятельность обеспечивает прозрачность бюджетного процесса и повышает эффективность управления государственными финансовыми ресурсами.
Предусмотренная Конституцией подотчетность Счетного комитета Парламенту свидетельствует о демократических принципах государственного устройства и усилении прозрачности исполнения бюджета.
Контрольная деятельность Счетного комитета проводится независимо от Правительства, благодаря чему обеспечивается объективность, достоверность и полнота оценки деятельности органов исполнительной власти в части исполнения ими республиканского бюджета.
По результатам контрольной деятельности Счетным комитетом вырабатываются рекомендации Правительству по улучшению финансовой дисциплины и в целом бюджетного законодательства.
Важным
является то, что с момента создания
Счетный комитет сумел решить
главную задачу — найти свое место
в структуре власти, сформироваться как
дееспособный государственный орган,
у которого имеется вполне реальная возможность
целенаправленно влиять на бюджетно-финансовую
политику государства. Позиции, достигнутые
Счетным комитетом, стали возможны благодаря
изначально заложенным конституционным
нормам.
Итоги работы Счетного комитета за 2008 год
Оценка основных параметров республиканского бюджета за 2008 год и результаты контрольно-аналитических мероприятий Счетного комитета позволяют сделать следующие выводы.
Выводы
1.
Исполнение республиканского
В результате, основные прогнозные показатели социально-экономического развития страны неоднократно пересматривались, дважды внесены изменения и дополнения в Закон «О республиканском бюджете на 2008 год».
2.
В 2008 году ключевые параметры
республиканского бюджета, в
Основными причинами складывающейся ситуации, по оценке Счетного комитета, являются влияние мирового экономического и финансового кризиса и снижение уровня налогового и таможенного администрирования, несовершенство бюджетного законодательства в области использования бюджетных средств, выделяемых на пополнение и увеличение уставных капиталов акционерных обществ с участием государства, что, в целом, привело к неоднократным уточнениям и корректировкам республиканского бюджета, несвоевременному достижению конечных результатов государственных, отраслевых и бюджетных программ и финансовым нарушениям на общую сумму 114 млрд. тенге.
3.
В структуре доходов
Фактическое исполнение налоговых поступлений составило 2 071,4 млрд. тенге, или 98,5% к уточненному назначению. Не исполнены планы по НДС на 109,4 млрд. тенге (14,6%), КПН - на 23,8 млрд. тенге (2,5%), акцизам - на 3,1 млрд. тенге (12,8%).
Основными причинами невыполнения плана налоговых поступлений являлось снижение объемов реализации продукции в отдельных крупных предприятиях и сокращение объемов КПН банковского сектора, рост недоимки по налогам, которая в отчетном периоде составило 81,0 млрд. тенге и по сравнению с 2007 годом увеличилась в 1,7 раза.
4.
Сохранилась практика
5.
План поступлений НДС на
6.
Отсутствие должного
7. Анализ поступления таможенных платежей показывает, что из-за значительного увеличения беспошлинных либо облагаемых по минимальным ставкам таможенного тарифа товаров, реальный уровень взыскания ввозной таможенной пошлины снизился по сравнению с 2007 годом на 24,1% (с 2,9% до 2,2%), при снижении средневзвешенной ставки таможенного тарифа на 9,7% (с 7,2% до 6,5%). Это указывает на ослабление таможенными органами контроля за соблюдением мер тарифного регулирования.
8. Имеются определенные резервы по пополнению доходной части республиканского бюджета за счет неналоговых поступлений путем улучшения администрирования штрафов и других платежей в бюджет.
9.
В расходной части
10.
В 2008 году значительные средства
республиканского бюджета
Средства, выделенные на стабилизацию экономики и финансовой системы, осваиваются не в полной мере, находятся на текущих и депозитных счетах БВУ и счетах Национального банка. Процесс выделения средств не сопровождается разработкой детальных механизмов по реализации соответствующих мероприятий, отсутствует необходимая нормативно-правовая база. В результате заявленные цели не достигаются.
11.
Финансовые нарушения при
12.
Реализация отдельных
Вследствие этого, во многих случаях срывались сроки реализации программ, что приводило к неэффективному освоению выделенных средств, затягиванию достижения поставленных целей.
Кроме того, отсутствие четких норм ответственности должностных лиц администраторов бюджетных программ и конкретных сравнительных показателей, сроков и индикаторов привело к многочисленным нарушениям бюджетного законодательства, что, в свою очередь, повлияло на полноценную реализацию этих программ.
13. В 2008 году по сравнению с 2007 годом в местные бюджеты поступило трансфертов на 332,9 млрд. тенге больше, тогда как доходы местных бюджетов снизились на 15 млрд. тенге, или на 1,8 процента. Увеличение объемов трансфертов в 2008 году привело к тому, что они составляют больше половины объема доходов местных бюджетов, что в определенной степени усиливает их зависимость от исполнения республиканского бюджета и снижает заинтересованность в укреплении доходной базы. Этому способствует и отсутствие четких методик и нормативов налогового потенциала регионов, распределения субвенций и трансфертов.
Несовершенство законодательства в части четкого определения ответственности администраторов бюджетных программ и местных исполнительных органов за эффективное использование целевых трансфертов республиканского бюджета привело к неполному их освоению (9,1 млрд. тенге) и финансовым нарушениям (16,3 млрд. тенге).
14.
Администраторы бюджетных
15. По состоянию на 1 января 2009 года при исполнении республиканского бюджета образовалась дебиторская задолженность в размере 52,2 млрд. тенге, которая по сравнению с 2007 годом увеличилась почти в 2 раза. Задолженность прошлых лет в общем объеме дебиторской задолженности составляет около 35 процентов. Кредиторская задолженность составила 1,9 млрд. тенге. Наличие крупной дебиторской задолженности сказывается на качестве исполнения республиканских бюджетных программ.
16.
В 2007- 2008 годах, ссылаясь на
отсутствие либо
17.
Оценка итогов реализации
Итоги работы Счетного комитета за 2009 год и задачи на 2010 год
В 2009 году Счетным комитетом проведено 47 контрольных мероприятий, что на 12 больше, чем в 2008 году. Из общего числа контрольных мероприятий проведено 7 комплексных проверок в областях, в государственных органах осуществлено 24 проверки, 16 контрольных мероприятий проведено в субъектах квазигосударственного сектора.
Общая сумма выявленных Счетным комитетом в 2009 году нарушений бюджетного и иного законодательства на 35% больше, чем в 2008 году. По итогам 2009 года объектами контроля восстановлено 29 млрд. тенге.