Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 00:06, шпаргалка
Финансы носят исторический характер, они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Первоначально средства государства формировались за счет следующих источников: 1. натуральные повинности, сборы; 2. военная добыча; 3. пошлины; 4. займы
1. Формирование и развитие финансов. Финансы носят исторический характер, они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Первоначально средства государства формировались за счет следующих источников: 1. натуральные повинности, сборы; 2. военная добыча; 3. пошлины; 4. займы. Полученные средства государство использовало по следующим направлениям: 1. содержание двора монаха; 2. ведение войн; 3. строительство общественных сооружений. С образованием государства усиливается процесс формирования финансов и изыскания средств для существования государства. С отделением государственный казны от собственности монаха возникают такие понятия, как гос. финансы, гос. бюджет и гос. кредит. |
2. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Функции правительства. Функции правительства: 1.создание правовой базы; 2. защита конкуренции; 3. стабилизация экономики: 1 показатель – темп экономического роста (3-5%), 2 показатель – темп инфляции (до 10%), 3 показатель – уровень безработицы, 4 уровень – валютный курс. 4. корректировка в распределении ресурсов: - рынок производит не то количество товаров и услуг (внешние эффекты); - рынок не в состоянии выделить средства на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан (общественные блага); 5. перераспределение дохода и богатства. В условиях смешанной
рыночной системы хозяйственные
функции государства Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие. Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста. Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности. Во-вторых, потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного. Национальная экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. При опоре лишь на рынок невозможно направить их развитие к общей цели. В-третьих, потребность
усиления макроэкономического контроля
в экономике переходного типа.
При переходе от планового хозяйства
к рыночному в экономике
Государственное управление, включающее создание и укрепление системы макроэкономического регулирования, определение его целей, методов и политики, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление макрорегулирования параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социалистической рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и нормальное развитие народного хозяйства. | |||||||||||||||
3. Сущность финансов. Взаимосвязь финансов с деньгами, кредитом. Финансовые ресурсы. Финансы – это
экономические отношения между
государством, юридическими и физическими
лицами по поводу образования, распределения
и использования централизованн
Денежн. Произв. Товар. Т – товары, П – производство, Д – деньги, L – труд, K – капитал, N – земля. Деньги не равны финансам. Функции финансов: 1. контрольная; 2. контрольная; 3. регулирующая. Функции денег: 1. средство обращения; 2. мера стоимости; 3. средство накопления. Финансы не равны финансовым ресурсам. Финансовые ресурсы – аккумулируются у субъектов хозяйствования за счет различных видов денежных доходов, отчислений поступлений, а используются на расширенное воспроизводство материально-стимулируемых и удовлетворения социальных потребностей населения. Финансовые ресурсы государства: 1. налоги; 2. неналоговые доходы; 3. гос. займы. Финансовые ресурсы предприятий: 1. прибыль; 2. Амортизационные отчисления; 3. займы. Взаимосвязь финансов с кредитом: Фонды банков формируются
на стадии перераспределения, т.е. кредит
завершает распределительный Особенности: 1. средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности. 2. средства при
финансировании выдаются на С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами. Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе. | ||||||||||||||||
4. Функции
финансов: распределительная, 1. Распределительная
– проявляется при 2. Контрольная – контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Инструментом реализации контрольных функций выступает финансовая инфляция, которая определена фин. показателем, имеющихся в бухгалтерских, статистических и других видов отчетности. Степень и глубина реализации контрольных функций определяется состоянием финансовой дисциплины. Фин. дисциплина – обязательный порядок ведения фин. хозяйства в соблюдении установленных норм и правил, выполнение обязательств. 3. Регулирующая – связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства. Например, через собираемость налогов, получение других государственных доходов и через государственный кредит. Все функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая выполняются одновременно, поскольку каждая фин. операция означает распределение продукта и контроль за этим распределением и регулированием. | ||||||||||||||||
6. Финансовая политика государства и ее звенья. Финансовая политика – совокупность гос. мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Финансовая политика включает в себя следующие мероприятия: 1) Разработка
общей концепции фин. политики,
определение ее основных 2) Создание адекватного
финансового механизма – 3) Управление
фин. деятельностью Система управления гос. финансами:
Фин. политика включает в себя след. звенья: 1) бюджетная; 2) кредитная; 3) налоговая; 4) денежная; 5) ценовая; 6) таможенная. | ||||||||||||||||
7. Финансовая
тактика и финансовая Финансовая политики в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на фин. тактику и фин. стратегию. Фин. тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации фин. связей, перегруппировки фин. ресурсов. Фин. тактика должна отличаться гибкостью в зависимости от экон. условий и соц. факторов. Фин. стратегия – курс фин. политики, рассчитанный на перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экон. и соц. стратегией. Фин. стратегия и фин. тактика тесно связаны между собой, поскольку фин. стратегия дает возможность для решения тактических задач, а тактика, выявляя узловые проблемы развития экономики и соц. сферы путем своевременного изменения способов, форм организации фин. связей позволяет в оптимальные сроки с наименьшими затратами решать задачи. | ||||||||||||||||
8. Фискальная политика государства и ее виды. Фискальная политика – бюджетно-налоговая политика, направленная на изменение гос. бюджета путем планируемого изменения гос. доходов и гос. расходов. Инструменты фискальной политики: 1) система гос. расходов; 2) налоговая система; 3) система гос. займов. Виды фискальной политики: 1) Стимулирующая. Цель: не допустить чрезмерный спад. Увеличение гос. расходов, уменьшение налогов. 2) Сдерживающая (фискальная рестриция). Цель: не допустить чрезмерного подъема экономики. Увеличение налогов приводит к развертыванию механизмов стагфляции – одновременный рост безработицы и инфляции.
Z-налоговый клин (чистые потери общества).
T>│Z│=> вводить налог целесообразно; T≤ Z│=>вводить налог не целесообразно. - налоговое бремя продавца на единицу продукции.
- общее налоговое бремя - доход | ||||||||||||||||
9. Методы фискальной политики: 1. Система встроенных
систематических Меры: 1) система прогрессивного подоходного налогообложения. Ярко выраженный антициклический характер. 2) Система социальных выплат. 3) Система помощи фермерам Преимущество - возможность планирования и прогнозирования. Недостаток – не учитывается изменение экономической ситуации. 2. Дискреционная
фискальная политика – Меры: 1) изменение количества доходов, изменение налоговых ставок. 2) изменение гос. расходов. 3) организация общественных работ. Преимущество
– учитывается положение Недостаток – невозможность планирования и прогнозирования. | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
10. Мультипликаторы: государственных расходов, налоговый, сбалансированного бюджета Сущность гос. бюджета проявляется в его функции: 1) Перераспределение 2) Государственное регулирование
и стимулирование экономики. C – личные потребительские расходы.T – налоги. I – валовые инвестиции. r – проценты.G – гос. закупки. N – земля. b – пред. склонность к потреблению.
3) Финансовое
обеспечение социальной 4) Контроль за
образованием и использованием
централизованного фонда |
11. Финансовая система и ее звенья. Финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Каждое звено финансовой системы представляет собой совокупность финансовых элементов, тесно связанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства. Финансовая система: I Государственные финансы: 1) Бюджетная система: а) федеральный; б) региональный; в) местный 2) Внебюджетные фонды: а) пенсионный фонд; б) ФСС; в) ФОМС 3) Государственный кредит: II Финансы предприятий:
III Система страхования: 1) Страхование жизни; 2) Страхование риска; 3) Страхование имущества IV Личные финансы Главным звеном
ФС является государственный бюджет,
который находится в Дотации, субсидии, субвенции – это средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий на безвозвратных и безвозмездных основах. Дотации – на текущее финансирование расходов. Субсидии – на долевое финансирования целевого мероприятия. Субвенции – на финансирование строго целевых мероприятий. Вторым звеном ФС выступает система местных финансов. Местные финансы – система экономических отношения, по средствам которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. С помощью местных финансов осуществляется выравнивание уровней социального и экономического развития территорий, которые в результате географических, исторических и иных условий отстали. Для этого разрабатываются региональные программы, средства на осуществление которых формируются как за счет местных источников, так и вышестоящих бюджетов. Третьим звеном ФС выступают внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – совокупность финансовых средств, находящиеся в распоряжение центральных или местных органов власти, и имеющих целевое назначение. Порядок формирования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом. Средства внебюджетных фондов формируются за счет источников: 1) ЕСН. До 280 тыс. – 26%, 280-600 – 10%, свыше 600 тыс. – 2 % ( в год). TC( издержки)↑ => P(цена)↑. 2) Средства федерального бюджета. 3) Благотворительные средства. Четвертым звеном ФС выступает государственный кредит. Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государства выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта. | |||||||||||||||
12. Социально-экономическая сущность государственного бюджета. Функции бюджета. Государственный бюджет объединяет основные финансовые категории и их действия, т.е. через гос. бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. По материальному признаку государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – это основное орудие перераспределения и распределения национального дохода. Сущность гос. бюджета проявляется в его функции: 1) Перераспределение национального дохода. 2) Государственное
регулирование и C – личные потребительские расходы.T – налоги. I – валовые инвестиции. r – проценты.G – гос. закупки. N – земля. b – пред. склонность к потреблению.
График см в билете 10. 3) Финансовое
обеспечение социальной 4) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. | ||||||||||||||||
13. Структура гос. бюджета. Гос. бюджет состоит из доходов и расходов. Доходы формируются за счет следующих источников:
Структура расходов: 1.общегосударственные вопросы – 15% 2.Национальная оборона – 17% 3.Обеспечение безопасности – 13% 4.охрана окружающей среды – 0.5% 5.ЖКХ – 0.5% 6.национальная экономика – 8% 7.образование – 5% 8.здравооханение – 3% 9.культура, СМИ – 1.5% 10.социальная политика – 5% 11.межбюджетные трансферты – 30-35% | ||||||||||||||||
14. Доходы гос бюджета. Чистые налоговые изъятия. Налоговая система – налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц по ставке, установленной в законодательном порядке. Принципы налогообложения: 1.Справедливости (горизонтальной и вертикальной) 2.Определенности 3.Удобности 4.Эффективности.
Налоги считаются эффективными,
если они минимизируют | ||||||||||||||||
16. Классификация
налогов. Кривая Лаффера. Классификация: 1.По эк. природе: - прямые (с дохода или имущества) - косвенные (в виде надбавки к цене) 2. По характеру - прогрессивные – регрессивные - пропорциональные
такая часть дохода предельная налоговая ставка. Определены в налоговом кодексе. Все косвенные налоги являются регрессивными. 3.По уровню: - федеральные - региональные: на имущество юридических лиц, транспорт - местные 4.По назначению: - общие: транспортный, ЕСН - специальные Налоговая система считается эффективной, если доля налогов по отношению к прибыли не превышает 60%.
| ||||||||||||||||
15. Сущность налогов, их функции. Принципы налогообложения. Налоговая система
– налоги - обязательные платежи
физических и юридических лиц
по ставке, установленной в Функции налогов: 1.Фискальная 2.Стимулирующая 3.Регулирующая 4.Распределительная Принципы налогообложения: 1.Справедливости
(горизонтальной и Одинаковые доходы, независимо от того, где получены, должны облагаться по одинаковым налоговым ставкам. 2.Определенности 3.Удобности 4.Эффективности. Налоги считаются эффективными, если они минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов. Способы взимания: 1.У источников – налог взимается до получения дохода НДФЛ. 2. По декларации – налог взимается после поучения дохода. 3. Кадастровый – по реестру (определяется средняя доходность объекта, в результате чего устанавливается налоговая ставка – налог на землю) | ||||||||||||||||
18. Расходы государственного бюджета. Структура расходов государственного бюджета. Структура расходов: 1.общегосударственные вопросы – 15% 2.Национальная оборона – 17% 3.Обеспечение безопасности – 13% 4.охрана окружающей среды – 0.5% 5.ЖКХ – 0.5% 6.национальная экономика – 8% 7.образование – 5% 8.здравооханение – 3% 9.культура, СМИ – 1.5% 10.социальная политика – 5% 11.межбюджетные трансферты – 30-35% | ||||||||||||||||
19. Бюджетный дефицит, его виды. Бюджетный дефицит – превышение гос. расходов над гос. доходами. Виды дефицита: 1.Фактический 2.Структурный
– в условиях полной занятости
при существующей системе 3.Циклический – разность между фактическим и структурным | ||||||||||||||||
20. Способы
финансирования бюджетного 1.Монетизация Сеньораж – прирост денежной массы опережает темпы роста реального ВВП, происходит повышение общего до 1995г. 2.Выпуск гос. краткосрочных ценных бумаг 3.Реформирование налоговой системы. | ||||||||||||||||
22. Бюджетное устройство, бюджетная система. Бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной системы, функции в соответствии с бюджетным законодательством. Бюджетная система – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны, совокупность всех бюджетов и государственных внебюджетных фондов, регулируемыми нормами права. Бюджетная система и бюджетное устройство тесно связаны и определяются государственным устройством страны. | ||||||||||||||||
23. Принципы бюджетной системы. 1.Единства: единство
бюджетного законодательства; организация
и функционирование бюджетной
системы, форм бюджетной 2.Разграничения
доходов и расходов между 3.Самостоятельности.
Каждый уровень бюджета Нижестоящие бюджеты не входят своими доходами и расходами в вышестоящие. 4.принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Означает определение бюджетных полномочий соответственных органов гос. власти, установление и распределение расходных обязательств, формирование налоговых и не налоговых доходов. Определение объема, форм и порядок предоставления межбюджетных трансфертов. В соответствии с единым принципом и требованием исполнения бюджетного кодекса. 5.Полноты отражения доходов и расходов. 6.Сбалансированности бюджета. 7.Эффективности и экономности использования денежных средств. 8.Принцип общего
покрытия расходов – все 9.Гласность 10.Достоверности
бюджета – надежность 11.Целевого использования бюджетных средств; адресности. | ||||||||||||||||
24. Бюджетный механизм и его звенья. Финансовый механизм
– система установленных А) директивный: разрабатывается для финансовых отношений, где участвует государство - государственный кредит, налоги, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного процесса, финансовое планирование. Б) регулирующий: основные правила игры в конкретном сегменте финансов, напрямую не затрагивая интересы государства. Финансовые звенья: 1.бюджетная политика 2.кредитная политика 3.налоговая политика 4.денежная политика 5.ценовая политика 6.таможенная политика | ||||||||||||||||
26. бюджетное регулирование.
Дотации, субвенции, субсидии, трансферты,
бюджетные ссуды. Между бюджетами
разного уровня складывается сложная
система взаимоотношений. Объяснить чти
взаимоотношения и определить пути их
формирования, отвечающие принципу эффективности,
призвана теория бюджетного федерализма.
Этот термин применяется и в отношении
стран, федерациями не являющимися. Федерализм
в данном случае подразумевает только
наличие обособленных региональных звеньев
бюджетной системы государства. | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
25. Принципы бюджетного
федерализма. Развитие межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм – отношение
между федеральной властью и властями
административно- Бюджетный федерализм базируется на следующих принципах:
Межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения – взаимоотношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений. Организаций и осуществления бюджетного процесса. Для классического федерализма характерен высокий уровень автономии отдельных экономико-территориальных единиц. Такая автономия отвечает задаче целостности страны. И в тоже время отдельные субъекты могут иметь отдельные привилегии при разграничении налогов между федерацией и регионами, приобретая особый статус. РФ относится к ассиметричным федерациям согласно конституции РФ, в ее состав входит республики, края, области, АО, а также города федерального значения. Все субъекты равны между собой, однако принцип равенства прав не исключает различия в степени составления этих прав в реально сложившихся экономически-политических условиях для функционирования и развития региона. | ||||||||||||||||
27. Бюджетная классификация: сущность, виды. Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов и источника финансирования бюджетов. С присвоением объектом классиф. кодов - для составления и исполнения бюджетов; - обеспечение
сопоставимости показателей Виды:
| ||||||||||||||||
29. Стадии бюджетного процесса. Понятие бюджетного процесса и его принципы Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Через бюджет производится мобилизация финансовых ресурсов государства и расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти.Стадии бюджетного процесса состоят:Составления.Рассмотрения.Утверждения.Исполнения и заключения.Составление проекта бюджета:
1) разработка прогноза социально- 2) президент РФ не позднее марта года, предшествующему финансовому году направляют в бюджет послание, в котором определяют бюджетную политику на очередной финансовый год; 3) правительство РФ. Составление бюджета основывается:
Всю практическую работу по составлению федерального бюджета осуществляет министерство финансов РФ. Правительство РФ доводит до представительных и исполнительных органов инструктивное письмо, где определяются соц. и финансовые нормы и их изменения. Исполнительные органы власти представляют вышестоящее органы расчеты для обоснования необходимости выделения отчислений от регулирующих доходов в фонд в поддержке территорий, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих в нижестоящее. Разработка и согласование федерального бюджета завершается не позднее 15 июля. | ||||||||||||||||
30. федеральное казначейство: необходимость организации, задачи. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и контроль за исполнение вне бюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов; оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России. Органам казначейства отводится в деле исполнения бюджетов первостепенная роль, а их главнейшими функциями и задачами являются: 1) учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счета казначейства в банках; 2) распределение
в установленном порядке и
размерах доходов между 3) возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных; 4) учет льгот
и отсрочек, предоставленных 5) взаимные расчеты между
бюджетами различного уровня
по отдельным постановлениям
и решениям уполномоченных 6) доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета; 7) обеспечение целевого
и эффективного расходования
средств путем 8) управление доходами
и расходами федерального | ||||||||||||||||
32. Государственные займы
и их классификация. Государственные займы можно
классифицировать по ряду признаков:
• по субъектам заемных отношений – займы,
размещаемые центральным и территориальными
органами власти; | ||||||||||||||||
33. Управление государственным
кредитом. Управление государственным
кредитом может рассматриваться в узком
и широком смысле. Под управлением государственным
кредитом в широком смысле понимается
формирование одного из направлений финансовой
политики государства, связанной с его
деятельностью в качестве заемщика, кредитора
и гаранта. Управление государственным
кредитом в широком смысле как одно из
направлений финансовой политики находится
в руках органов власти и управления государством.
Именно они определяют общий объем бюджетного
дефицита и, следовательно, объем займов,
необходимых для их финансирования, основные
направления и цели воздействия на денежное
обращение, кредит производство, занятость,
возможность и целесообразность осуществления
общегосударственных программ по поддержке
малого бизнеса, отдельных районов страны
и т.п. | ||||||||||||||||
35.финансовый кредит: сущность, виды классификация. В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении. Контроль может носить правовой, административный характер; большое значение имеет технический, экономический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный контроль. Контроль определяют по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, вид деятельности, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т.д. Некоторые ученые характеризуют контроль как самостоятельный процесс. существуют различные виды контроля, каждый их которых характеризуется следующими элементами: ■ субъект контроля; ■ объект контроля; ■ предмет контроля; ■ цель контроля; ■ задачи контроля; ■ принципы контроля; ■ методы контроля; ■ процесс контроля. В зависимости от этих элементов контроль делится на: экономический, хозяйственный, административный, технический и финансовый контроль. К общепринятым функциям государственного и муниципального финансового контроля относятся: ■ контроль за источниками поступления бюджетных средств; ■ контроль за расходованием бюджетных ресурсов; ■ контроль за использованием государственной и муниципальной собственности, проведением ее приватизации, национализации; ■ контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов; ■ контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитных учреждениях; ■ контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложению и полученных дотаций; ■ пресечение финансовых злоупотреблений. |
37. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК:СУЩНОСТЬ,ВИДЫ Финансовый рынок- это рынок, где обращается капитал. Функции финансового рынка разнообразны. Их можно условно разделить на общерыночные, присущие любым видам рынков, и специфические, характерные только для финансового рынка. К общерыночным функциям следует отнести обеспечение финансовым рынком взаимодействия продавца и покупателя, что способствует продвижению свободных денежных средств от их владельцев к потребителям.Т акже общерыночной следует считать ценовую функцию. Эти цены отражают, прежде всего, отношение между спросом и предложением. На финансовом рынке устанавливаются свои распространения информации,правила торговли,порядок разрешения споров.Эти явления отражают регулирующую функцию. Помимо общерыночных функций финансовый рынок обладает спецефическими функциями. Финансовый рынок
мобилизирует временно свободные денежные
средства и способствует превращению
их в капитал.Финансовый рынок способствует
эффективному распределению Классификация финансовых рынков: 1.По видам финансового инструментов, услуг: а. кредитный рынок. б. рынок ценных бумаг в. валютный рынок г. рынок золота 2.По периоду
обращения финансового 3.По организационноным формам функционирования: а. биржевой рынок б. внебиржевый рынок - организованный рынок - неорганизованный рынок 4.По территориальному признаку а. местные рынки б. региональные рынки в. национальные рынки г. мировой рынок 5.По срокам реализации сделок а. рынок с немедленной реализации сделок б. рынки реализации сделок в будущем 6. По стадии
обращения финансовых | |||||||||||||||
36. финансовое
планирование и |
39 РЕГИОНАЛЬНЫЕ
БЮДЖЕТЫ.ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ Бюдже́т схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Деятельность
государства по формированию, рассмотрению,
утверждению, исполнению бюджета, а
также составлению и В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр. Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:
ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему. При установлении регионального налога законодательный орган субъекта Федерации может предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. К региональным налогам и сборам относятся: — налог на имущество организаций; — налог на недвижимость; — дорожный налог; — транспортный налог; — налог с продаж; — налог на игорный бизнес; — региональные лицензионные сборы. К неналоговым доходам регионального бюджета относятся: — средства, получаемые
от продажи регионального — средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона; — средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; — средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление; — плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; — доходы в виде
прибыли, приходящейся на доли в уставных
капиталах хозяйственных товари — часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; — другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности; — доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. | |||||||||||||||
38 МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ,
ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО- | ||||||||||||||||
40 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ :СУЩНОСТЬ И ВИДЫ Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов,привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответсвии с целевыми назначениями Внебюджетные фонды подразделяются на государственные и региональные: по целевому назначению- на эконмические и социальные. Общее число федеральных внебюджетных фондов 40 из них основные соц-ые фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,Фонд обязательного медицинского страхования.К экономическим относятся Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, фонды финансового регулирования,инвестиционные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:
| ||||||||||||||||
41 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД В РОССИИ. Пенсионный фонд
Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая
и самая эффективная система оказания
социальных услуг в РФ. В результате колоссальной
ежедневной работы фонд обеспечивает
своевременную выплату пенсии каждому
гражданину России в полном соответствии
с его пенсионными правами. - учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; - назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров; - назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д. - персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян; - взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц; - выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; - управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК); - реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на март 2009 года в Программу вступили свыше 1 160 000 россиян. В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). | ||||||||||||||||
42 ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Создан соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991г №14499-1 в редакции Закона РФ от 2 апеля1993г. №4741-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного мед. страхования. Средства фонда формируются за счет отчислений от ЕСН Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:
В соответствии с Налоговым кодексом РФ часть ЕСН,подлежащего зачислению в фонд составляет 2,8% к начислению оплате труда по всем основаниям в следующем соотношении: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,8%: в территориальные фонды обязательного медицинского страхования-2,0% Платежи на обязательного
медицинское страхование Органы испольнительной
власти перечисляют платежи на обязательное
медицинское страхование | ||||||||||||||||
|
44 СТРАХОВАНИЕ:СУЩНОСТЬ,ВИДЫ, Страхование – это система экономических отношений,возникающих при образовании специального фонда средств и его использовании для возмещения ущерба, причиненного имуществу стихийными бедствиями и другими неблагоприятными факторами, для оказания помощи гражданам при наступлении страховых событий и их жизни. Сущность страхования проявляется в его функциях. Страхование выполняет следующие функции: · рисковая функция -- перераспределение риска между участниками страхования; · предупредительная функция -- использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая; · сберегательная функция -- страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие); · контрольная функция -- контроль за формированием и использованием страховых фондов. В России страхование возникло в середине 18в.,когда в Петербурге и Москве появились первые филиалы иностранных страховых обществ. С тех пор страхование в стране все время совершенствовалось. Вначале страховались преимущественно от пожаров, краж со взломом, битья стекол. Страхование жизни было практически не развито.Современная страховая система несравнима с прошлой.В связи с ее развитием возникло много новых видов форм страхования.Упорядоченная деятельность страховых структур. Основными видами
страхования являются:личное, Добровольное
страхование проводится на основе договора,заключенного
между страхователем и Страхование в
России проводится как отечественной
так и в иностранной валюте.
Виностанной валюте заключается
страхование:жизни и здоровья граждан,выезжающих
за границу,их багажа; гражданской ответственности
владельцев транспортных средств,выезжающих
за рубеж:гражданами приобретенных ими
товаров зарубежного производства. | |||||||||||||||
43 ФОНДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ Создан в целях
обеспечения государственных Средства фонда образуются за счет:
Средства фонда направляются на:
| ||||||||||||||||
45. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ:СУЩНОСТЬ, Финансы предприятий-это эконимические,денежные отношения,возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков,связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов. Финансовые отношения предприятий можно объединить в четыре группы. Это отношения: 1.Финансовые
отношения с другими Важнейшая сторона финансовой деятельности предприятий формирование и использование различных денежных фондов. Денеж. Фонды предприятий можно разделить на 5 групп: Первая группа-фонды собственных средств.Они играют решающую роль в деятельности предприятия,т.к. их требования по их объему и организации достаточно однозначны -уставный капитал -добавочный капитал -резервный капитал -фонд накоплений -нераспределенная прибыль Вторая группа-фонды земных средств.В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может обхоходиться без земных средств.Их многообразие дает возможность использования их различных ситуациях. -кредиты банков -коммерческие кредиты –факторинг –лизинг -кредиторы Третья группа-фонды привлеченных средств.Такие фонды носят двойственный характер: с одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия,с другой-они принадлежат его собственникам и работникам. -фонды потребления -расчеты по дивидендам -доходы будущих периодов -резервы предстоящих расходов Четвертая группа-фонды,образуемые за счет нескольких источников-это фундаментальные денежные фонды.Внеоборотные и оборотные активы являются двумя частями всего имущества предприятия. -внеоборотные активы -оборотные активы -инвестиционный фонд -валютный фонд Пятая группа-оперативные денеж. Фонды,создаются периодически -для выплаты зар. платы -для выплаты дивидендов -для платежей в бюджет | ||||||||||||||||
46 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Международные валютно-кредитные организации - международные финансовые организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи. Международные валютно-финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть: операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли; межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита; инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты); инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации- резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.); благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование
фундаментальных научных В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международный Валютный Фонд, Группу всемирного банка, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация. Для осуществления своих функций международные валютно-финансовые организации используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг). Эффективность деятельности этих организаций в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная деятельность валютно-финансовых организаций зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам. Группа Всемирного БанкаПервоначально Группа Всемирного Банка была представлена лишь одной организацией - это Международный Банк Реконструкции и Развития. На сегодняшний день Группа Всемирного Банка (ГВБ) состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной Финансовой Корпорации (МФК), Международной Ассоциации Развития (МАР), Многостороннего Агентства по Гарантированию Инвестиций (МАГИ), Международного Центра по Разрешению Инвестиционных Споров (МЦРИС). Задачи и функции
каждой из организаций группы являются
специализированными и Группа Всемирного
Банка - международная финансовая организация,
оказывающая содействие развитию стран
мира и в настоящее время Займы Всемирного Банка предоставляются Правительствам стран-членов Банка (либо под правительственные гарантии) для реализации проектов развития, принятых в странах-заемщиках. Всемирный банк реализует не свои проекты развития, а лишь способствует странам в осуществлении их собственных проектов и программ. | ||||||||||||||||
47 ФИНАНСОВЙ
КРИЗИС И ИХ ПОСЛДЕСТВИЯ. Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Собственно датой дефолта является 17 августа 1998 года. Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной. | ||||||||||||||||
28. Бюджетный процесс: задачи, принципы. Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность. Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса. Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ: бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период. Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным. Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: * выявление материальных
и финансовых резервов * максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; * максимально
точный расчет расходов * обеспечение
максимальной * согласование
бюджетов с реализуемой * осуществление
бюджетного регулирования в | ||||||||||||||||
17. Налоговые системы России и зарубежных стран. Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже – по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным – около 40%.1 Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику. В России налоговая
система до начала 90-х годов была
ориентирована на перераспределение
средств государственных Система налогообложения должна выполнять многообразные функции и, в частности, стимулировать экономическую деятельность, с одной стороны, и обеспечивать необходимый объем средств для покрытия общегосударственных нужд, с другой стороны. Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая безусловно российскую специфику. Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой основным источником доходов государства являются налоги. Так, в Японии доля налогов с физических и юридических лиц составляет примерно 80–85% всех доходов государственного бюджета. Кроме того, государственный бюджет пополняется за счет увеличения государственного долга, продажи концессий, гербовых сборов и прочих доходов. Однако налоги безусловно являются важнейшей образующей государственного бюджета. | ||||||||||||||||
21. Государственный долг: внешний и внутренний. Госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. В Бюджетном кодексе даны следующие определения: внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте России. Следующая формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: "Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ". При определении всего (внутреннего и внешнего) госдолга используется следующая терминология. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Государственный долг России может быть в форме: -кредитных соглашений
и договоров, заключенных от
имени РФ как заемщика с кредитными организациями,
иностранными государствами и международными
финансовыми организациями; -госзаймов,
осуществленных путем выпуска ценных
бумаг от имени РФ; -договоров и соглашений
о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов от бюджетов других уровней бюджетной
системы России; -договоров о предоставлении
РФ государственных гарантий; -соглашений
и договоров, в том числе международных,
заключенных от имени РФ, о пролонгации
и реструктуризации долговых обязательств Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов. Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск. | ||||||||||||||||
34. Управление финансами (финансирование) - деятельность
по эффективному привлечению и использованию
денежных средств. | ||||||||||||||||
31. Государственный кредит: сущность, функции, задачи. Общественное назначение государственного кредита проявляется в его фискальной функции и контроле за мобилизацией средств государством, а также регулирующей роли в общественном воспроизводстве. Государственный кредит является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов, поэтому в современных условиях государственные займы стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в равномерном распределении налогового бремени во времени. Тяжесть налогового бремени зависит от сроков заимствования средств и от уровня процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. При непроизводительном использовании мобилизованных посредством государственных займов денежных средств источником их погашения могут быть и новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по ранее выпущенным называется рефинансированием государственного долга. При проведении взвешенной кредитной политики с помощью государственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства, которые государство перераспределит на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими приоритетное социальное и экономическое значение для государства и его граждан. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общегосударственных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения. В условиях инфляции государственные займы как основная форма государственного внутреннего кредита временно уменьшают платежеспособный спрос населения, так как из обращения изымаются избыточные денежные знаки на оговоренный срок. Вместе с тем есть и негативный оттенок функционирования государственного кредита. Когда государство осуществляет заимствования на финансовом рынке, то в целом увеличивается спрос на заемные средства, что ведет к росту ставки процента на рынке кредитов. Тем самым продолжение правительственных заимствований для бюджета сделает эти кредиты дорогими для заемщиков. И это лишает части необходимых ресурсов сферу производства (производственных инвестиций), поскольку инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента. Роль государственного
кредита в воспроизводстве | ||||||||||||||||