Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа
Проблема организации эффективной системы безналичных расчётов в России, в настоящее время одна из актуальнейших, поскольку от нее зависит финансовое состояние банковской платёжной системы и всей страны в целом.
Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов их организации, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота (движения расчетных документов с учетом времени их оформления и оплаты)
Введение
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ РФ
1.1. Понятие и сущность безналичных расчётов
1.2. Характеристика системы организации безналичных расчетов
1.3. Формы безналичных расчетов
ГЛАВА 2. ОБЗОР И АНАЛИЗ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ В РФ
2.1. История развития системы безналичных расчётов в РФ
2.2. Роль центрального банка в современной системе безналичных расчётов РФ
2.3. Обзор недостатков системы безналичных расчетов в РФ и меры по их совершенствованию
Заключение
Список литературы
Данная схема обладает существенными преимуществами в том случае, если филиалы располагаются в одном регионе (обслуживаются в одном РКЦ)- При этом платежи «филиал-филиал» являются для банка внутренними со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В настоящее время весьма часто для осуществления расчетов между банком и корреспондентом применяется система «Клиент-Банк» («Электронный клиент»).
Система электронных расчетов (СЭР) предназначена для ускорения выполнения платежных операций между банком и клиентом, а также для улучшения контроля над этими операциями. Ускорение достигается путем замены бумажных платежных документов на электронные с возможностью быстрой передачи последних по каналам связи, а также с помощью полной автоматизации обработки электронных документов.
Электронные документы, применяемые в СЭР, идентичны бухгалтерским документам, используемым в соответствии с нормативными актами Центрального банка России, и являются основанием для осуществления бухгалтерских записей. Таким образом, применять подобную систему банку удобно потому, что корреспондент заполняет форму платежного документа, предусмотренную банком в соответствии с действующим законодательством.
Развитие безналичных расчетов в России весьма перспективно и главное в конечном счете рентабельно, однако на сегодняшний момент существует целый ряд проблем, а именно, политические вопросы (как замкнуть цепочку клиент-платежная система-получатель платежа), технические вопросы, оборудование, программное обеспечение, биллинговая система и согласование между ними. Рост безналичных платежей обеспечивает не только столица. Сегодня рынок Москвы и Санкт-Петербурга в достаточной мере насыщен пластиковыми картами. Происходит активизация регионов в отношении безналичных расчетов. Лидером по числу оборотов является Новосибирск. При этом доля безналичных операций в торгово-сервисной сети в среднем по системе составила 35,4%.
В целом, безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах - до 90%. Именно широкое развитие безналичных расчётов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.
Таким образом, среди существующих форм расчетов наибольший удельный вес занимает безналичная форма расчета. Повышение доли данной формы расчетов в общем итоге всех расчетов характеризует степень зрелости товарных отношений в стране.
Законодательство в области организации системы безналичных платежей, постепенно совершенствуется. Банками и их клиентами были положительно восприняты усилия ЦБ по повышению эффективности системы расчетов, изменению инструкций и положений, регламентирующих требования к участникам системы.
Банк России ввёл в постоянную эксплуатацию систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП). Если сейчас платеж достигает получателя в течение дня внутри одного региона либо на следующий день, если платеж межрегиональный, то участие в системе БЭСП позволит банкам проводить клиентские платежи за считанные минуты.
Через действующую сейчас расчетную систему Банка России ежегодно проводится 700 млн платежей на сумму порядка 300 трлн руб., или около 60% всех безналичных платежей в России. Расчеты в ней осуществляются несколькими рейсами в день, что увеличивает сроки прохождения платежей. Ее пользователями являются все российские банки.
Подключение к БЭСП не предполагает отказа от существующей системы расчетов несколькими рейсами в день. Новинкой, пользуются только 10-20 крупных банков, на которые приходится порядка 90% всех безналичных расчетов.
Дело в том, что система БЭСП изначально рассчитана на крупные банки, в которых сосредоточены крупные клиенты, готовые платить повышенный тариф за новую услугу. Кроме того, стать участником системы сможет кредитная организация, прошедшая проверку на соблюдение обязательных резервных требований ЦБ и не имеющая просроченных обязательств. Остальные банки будут пользоваться старым порядком расчетов.
Себестоимость услуг ЦБ для банков по рейсовым платежам составляет порядка 8 рублей за одну платежку, с учетом комиссии банка тариф для клиентов - в среднем 10 рублей. Тарифы ЦБ за срочные платежи в три раза выше - 25-30 рублей, значит, и клиент заплатит за срочность в три раза больше.
Мелкие же клиенты проводят большое количество платежей на небольшие суммы, поэтому платить повышенный тариф за срочность им в большинстве своем может быть невыгодно.
Однако, следует отметить, что для банков проблемы срочных платежей новая расчетная система ЦБ не решит. Если банк отправителя платежа в Москве является участником БЭСП, а банк получателя в регионе - никакого ускорения клиент не получит. Таким образом, срочные платежи возможны лишь между банками--участниками системы, и глобальной ее назвать нельзя даже внутри России.
Проблему можно решить через перевод банком срочного платежа в свой же филиал, расположенный в регионе банка-получателя, а там воспользоваться внутрирегиональным рейсовым платежом, что несколько ускорит процедуру. Однако, в этом случае непонятно, зачем вводить такую систему, чтобы банк за свои же деньги придумывал, как ускорить ее работу.
Также следует отметить, что несмотря на длительный срок разработки новой системы, нет окончательного варианта программного обеспечения. Поэтому, многие банки несмотря на все плюсы новшества, мы не торопятся с его использованием.
Говоря о совершенствовании системы безналичных расчётов в России, следует отметить интернет-банкинг. Его внедрение в банковскую практику предопределило использование новых средств связи. В первую очередь это Интернет и мобильные телефонные сети, которые существенно расширили возможности клиентов.
Подобная практика могла бы применяться и в России, но пока не каждый банк может принять от клиента поручение на оплату коммунальных платежей, так как сначала он должен заключить договоры с обслуживающими организациями, а это не всегда удается, особенно с государственными компаниями.
Упрощение процедуры оплаты коммунальных платежей способствовало бы развитию безналичного оборота в России, поскольку клиент существенно сэкономит время, поручив банку автоматическое проведение регулярных платежей по определенному графику.
В заключении, следует отметить, что сфера практического применения расчетов безналичными деньгами в экономике России имеет тенденцию к расширению, что связано с такими преимуществами безналичных расчетов, как:
-снижение издержек обращения;
-безопасность осуществления расчетов;
-ускорение скорости денежного обращения;
-получение банками и предприятиями определенных преимуществ от взаимного сотрудничества (банки расширяют ресурсную базу, а их клиенты при проведении большей части расчетов через банки имеют возможность первоочередного получения ссуд, а зачастую даже на более выгодных условиях, чем прочие клиенты, предпочитающие расчеты наличными);
-возможность осуществления государственного контроля за расчетами и платежами в народном хозяйстве, обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Последнее объясняется тем, что в России, от предприятий требуется прозрачность их финансово-хозяйственной деятельности. В связи с этим именно безналичные расчеты хозяйствующих субъектов, требующие документального оформления всех платежей и обеспечивающие возможность проверки проведенных операций, удовлетворяют обозначенному принципу прозрачности.
Поскольку при выборе формы денег и расчетов немаловажную роль играет фактор удаленности контрагентов друг от друга, именно предприятия (преимущественно в межрегиональных и международных отношениях) используют безналичные формы расчетов.
Издержки на выпуск и обращение наличных денег значительно выше, чем безналичных. Вышесказанное делает очевидным вывод о необходимости расширения сферы безналичного денежного обращения. Основными формами безналичных расчетов являются: инкассовая, платежными поручениями, чековыми книжками, аккредитивная, клиринговая (зачетом взаимных требований), вексельная, кредитные формы.
При этом успешное применение инкассовой формы расчетов невозможно в российских условиях ввиду отсутствия отлаженной работы банковской системы и эффективного механизма контроля за исполнением хоздоговоров со стороны государства.
Расчеты платежными поручениями – основная форма безналичных расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, для внесения авансовых платежей либо предварительной оплаты. Эффективность данной формы расчетов зависит от работы банков.
Расчеты чеками, несмотря на удобства и простоту пользования чековыми книжками, широко не применяются из-за отсутствия достаточного уровня развития банковской системы в регионе и больших трансакционных издержек.
Аккредитивная форма характеризуется высокими трансакционными издержками, необходимостью наличия денежных средств на счете предприятия или банковской гарантии, что является затруднительным для выполнения нашим предприятиям в условиях недостатка финансовых средств.
Наиболее удобная форма расчетов для российских условий - клиринговая (зачет взаимных требований). Ее достоинства: высокая скорость обращения средств, надежность расчетов, низкие трансакционные издержки, простота осуществления.
Расчеты путем зачета взаимных требований могут осуществляться как финансовыми службами предприятий, так и через посредников – банков, финансовых компаний. В условиях отсутствия денег у фирм широкое распространение получила форма расчетов с помощью векселей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Алпатов Г.Е., Базулин Ю.В. и др. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Проспект, 2003. – 624 с.
2) Балабанов И.Т., Банки и банковское дело. – СПб.: Питер, 2005. – 256 с.
3) Банк В.Р., Семенов С.К., Организация и бухгалтерский учет банковских операций. - М.: Финансы и статистика. 2004. - 352 с.
4) Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности. - М.: Логос, 2005. - 368 с.
5) Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Дашков и Кº, 2008. – 484 с.
6) Банковское дело. Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2007. - 458 с.
7) Владимирова М.П., Козлов А.И., Деньги, кредит, банки. - М.: КНОРУС, 2006. - 288 с.
8) Глушкова Н.Б. Банковское дело. - М.: Академический Проект, 2005. – 432 с.
9) Жарковская Е.П. Банковское дело. - М.: Омега-Л, 2006. - 452 с.
10) Жуков Е.Ф.,Эриашвили Н.Д., Банковское дело. Юнити-Дана, 2006. – 575 с.
11) Иванова С.П. Деньги, кредит, банки. М.: Дашков и Кº, 2007. - 204 с.
12) Кузнецова В.В., Ларина О.И. Банковское дело. - М.: КноРус, 2007. – 264 с.
13) Корниенко О.В. Деньги. Кредит, Банки. – Ростов н/Д.: Феникс,2008. – 347 с.
14) Коробова Г.Г. Банковское дело. - М.: Экономистъ, 2006. - 766 с.
15) Костерина Т.М. Банковское дело. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. - 191 с.
16) Корчагин Ю.А. Деньги. Кредит, Банки. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 348 с.
17) Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Валенцева Н.И. Банковское дело. - М.: КноРус, 2005. – 766 с.
18) Леонтьев В. Е., Радковская Н. П. Финансы, деньги, кредит и банки. - СПб.: Знание, 2003.- 384 с.
19) Малахова Н.Г. Деньги. Кредит, Банки. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 217 с.
20) Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке. - М.: КноРус, 2008. – 288 с.
21) Парыгина В.А., Тедеев А.А. Деньги, кредит, банки, – М.: ЭКСМО, 2005. – 272 с.
22) Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Д. Банковские операции. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368с.
23) Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. – М.: МарТ, 2004. - 480 с.
24) Тавасиев А.М. Банковское дело. Управление и технологии. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 671 с.
25) Тавасиев A.M., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: базовые операции для клиентов - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304с.
26) Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности (Банковское дело). - М.: ИНФРА-М, 2003. - 720 с.
27) Таран В.А., Щегорцов В.А. Деньги, кредит, банки. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383 с.
28) Янович П.А. Деньги, кредит, банки. - Мн.: БИТУ, 2006. - 56 с.
44