Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:17, реферат
Финансы (фр. finance от лат. financia - наличность, доход) - это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования. Сами финансы не могут существовать отдельно от отношений, способствующих их формированию, поэтому в их понятие включается и специально созданная государством система.
Система финансов и ее звенья
Финансы (фр. finance от лат. financia - наличность, доход) - это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования. Сами финансы не могут существовать отдельно от отношений, способствующих их формированию, поэтому в их понятие включается и специально созданная государством система. Она обеспечивает постоянный и планомерный процесс создания, распределения и использования финансов.
Характерными признаками финансов являются: (1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме; (2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; (3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.
Значение функций финансов необходимо для реализации финансовой политики. В процессе деятельности, связанной с регулированием реального денежного оборота, реализуются три основных функции финансов: распределительная, контрольная и регулирующая.
Распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многообразен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.
Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно - технического прогресса и т.п.
В целом распределительная функция финансов позволяет: (1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; (2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; (3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
Контрольная функция. Распределительная и контрольная функция представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.
Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов - регулирующей.
Регулирующая функция. Проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.
Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образуют финансовые отношения.
Финансовые отношения многообразны. Они возникают:
между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей
между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании современных фондов денежных средств и их использовании;
между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.
Отличительным признаком
финансовых отношений является и
то, что процесс перераспределения
совокупного общественного
Финансовая система -
это совокупность взаимосвязанных
сфер и звеньев финансовых отношений,
посредством которых
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
1) общегосударственные финансы;
2) финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);
3) кредитно - банковскую систему;
4) фондовый рынок;
5) система государственных финансовых органов.
Звенья первой сферы - относятся централизованные финансы (общегосударственные финансы) используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.
Звенья второй сферы - относятся децентрализованные финансы (финансы хозяйствующих субъектов) поскольку именно в этой сфере формируются преобладающая доля финансовых ресурсов. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Кредитно - банковская сфера состоит
из банков и иных кредитных учреждений
страны. К финансовой системе страны
относятся государственные
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
Общегосударственные централизованные
фонды денежных ресурсов создаются
путем распределения и
Государственная бюджетная система.
В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Бюджетная система РФ также включает три уровня: (1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; (2) бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов; (3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).
Федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и принимаются в форме