Особенности функционирования
транспортных предприятий:
- продукция транспорта не имеет вещественной формы, т.к. транспорт не производит, а лишь перемещает товары и продукцию, созданную в других отраслях экономики;
- цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;
- в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, количество пассажиров, тонны грузооборота;
- продукция транспорта не накапливается в запасах, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность дорог;
- транспорт не добавляет и не создает ничего вещественного к перевозимому товару, поэтому из формы кругооборота капитала выпадает товар (Т) в виде вещи, т.к. продается сам производственный процесс;
- в составе средств производства на транспорте нет сырья;
- характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств.
Как отрасль экономики
транспорт имеет следующие особенности:
- продукция транспорта
не имеет вещественной формы:
транспорт не производит новые вещи, а лишь перемещает товары, продукцию,
созданные в других отраслях экономики;
- транспорту не принадлежит
предмет его труда – перевозимые
грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;
- цены на транспортную
продукцию складываются на основе
тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;
- в качестве единицы
измерения транспортной продукции
используют: тонна – километры,
отправленные тонны грузооборота
и количества пассажиров;
- продукцию транспорта
нельзя накопить, отложив на запас,
поэтому транспорт не может работать без резерва
локомотивов и вагонов и должен учитывать
пропускную способность на дорогах;
- транспорт не создает
и не добавляет ничего существенного
к перевозимому товару. Отсюда
вытекает и особенность кругооборота
средств труда – из формы кругооборота капитала выпадает
товар Т в виде вещи, т.к. на транспорте продается
сам производственный процесс, т.е. перевозка;
- в составе средств
производства на транспорте нет
сырья, стоимость которого весьма
значительна на промышленных предприятиях;
- характеризуется неравномерностью
использования в течение года
транспортных средств (т.е. наличием
сезонных пиков).
Продукция транспорта имеет
стоимостную оценку. Чем больше объем
перевозок, тем выше доля транспорта
в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного
воспроизводства.
Производственный процесс
на транспорте состоит из следующих
этапов:
- погрузка грузов в подвижной состав;
- перемещение между пунктами отправления и назначения;
- выгрузка в пункте назначения.
Каждый из этапов слагается из ряда операций.
Погрузка груза включает
работы и затраты по подготовке груза
к отправлению, закреплению, увязке,
взвешиванию, подсчету, оформлению транспортной
документации.
Для перемещения выбирается
тип подвижного состава, маршрут движения, обеспечивается безопасность
движения и сохранность груза, заправка
транспортных средств горюче-смазочными
материалами, осуществляется контроль
за движением подвижного состава.
При выгрузке необходимо
ознакомление грузополучателя с
товаро-распорядительными документами, взвешивание
и подсчет груза, выявление порчи или потерь.
Эффективность транспортного
процесса зависит от продолжительности
выполнения каждого элемента.
Развитие действующих
транспортных путей связано с
длительными сроками изысканий и проектирования, создания соответствующих
промышленно-строительных мощностей и
подготовки материально-финансовых ресурсов1.
Транспорт используется
не только для осуществления внешних
перевозок, но и для перевозок
внутри производства (внутрипроизводственный транспорт), издержки которого
являются частью производственных издержек
предприятия. Внутрипроизводственный
транспорт является частью отрасли, в
которой он функционирует.
Особенности и преимущества
технико-экономических характеристик
видов транспорта.
Железнодорожный транспорт:
- занимает ведущее место в транспортной системе страны, находится в собственности государства;
- регулярность грузовых и пассажирских перевозок не зависит от климатических условий, времени года и суток;
- высокая пропускная и провозная способность, измеряемая миллионами тонн грузов и пассажиров и скорость доставки;
- невысокая себестоимость перевозок, более короткий путь движения по сравнению с речным и морским транспортом и высокая эффективность.
Автомобильный транспорт:
- более высокая маневренность и скорость доставки грузов, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте;
- дает возможность доставлять грузы от склада отправителя до склада получателя, минуя перепогрузочные операции;
- требует небольших по сравнению с железнодорожным транспортом капитальных вложений;
- отличается высокой себестоимостью, выгоден для транспортировки грузов на короткие расстояния (до 300 км) и небольшими партиями.
Речной транспорт:
- невысокая себестоимость и большая провозная способность на глубоководных реках;
- невысокие капитальные затраты, расход топлива и металла;
- недостатками являются: несовпадение направления течения реки с грузопотоками, нерегулярность перевозок в течение года, меньшая скорость доставки;
- используется для доставки массовых грузов (нефти, леса, хлебных и строительных);
- эффективен при совмещении с железнодорожным транспортом.
Морской транспорт:
- дает возможность обеспечить массовые межконтинентальные перевозки грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами;
- низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния и высокая скорость движения по сравнению с речным транспортом;
- меньшие капитальные затраты по сравнению с речным и железнодорожным транспортом при массовых перевозках на дальние расстояния.
Нефтепроводный транспорт:
- самая низкая себестоимость (в 2-3 раза) перекачки нефти и нефтепродуктов;
- наименьшие капитальные вложения по сравнению с другими видами транспорта;
- большая протяженность трубопроводов (200-300 тыс. км).
Воздушный транспорт:
- большая скорость, малые сроки доставки грузов и пассажиров;
- наиболее эффективен для перевозки пассажиров и скоропортящихся грузов на дальние расстояния;
- используется в районах, где отсутствует наземный и водный транспорт2.
Высокий удельный вес
в себестоимости предприятий
транспорта занимает заработная плата,
затраты на топливо, электрическую
энергию, амортизация, ремонт, что обусловлено
постоянным движением транспортных
средств.
К снижению себестоимости
приводит:
- использование мощных и экономичных локомотивов, судов и автомашин;
- автоматизация и электрификация железных дорог;
- улучшение состояния шоссейных дорог и условий судоходства;
- механизация погрузочно-разгрузочных работ;
- внедрение передовых методов организации перевозок и труда.
Основными показателями
себестоимости перевозок являются:
- общая сумма расходов по основным видам затрат на весь объем перевозок по видам транспорта;
- экономия от снижения себестоимости;
- себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонно-миль).
Расчеты осуществляются
по статьям затрат, аналогичным затратам
промышленным предприятиям, но дополнительно
включаются следующие статьи:
- на морском и речном транспорте - расходы на текущий ремонт флота, платежи в бюджет по инвалютным расходам;
- на воздушном - текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;
- на автомобильном - текущий ремонт и техническое обслуживание;
- на трубопроводном - потери газа и нефти в газо-нефтепроводах3.
Для определения плановой
величины транспортных затрат используются:
- исходные данные, содержащиеся в расчете плана перевозок, материально-технического снабжения, плана по труду и финансам;
- оценка экономической эффективности, достигнутой в результате совершенствования организации транспортной работы;
- анализ зависимости между изменениями в технике, технологии и организации транспортной работы и величиной расходов на ее выполнение.
Выручка предприятий
транспорта включает доходы, полученные:
- от перевозок;
- выполнения погрузочно-разгрузочных операций;
- экспедирования и прочих работ и услуг.
Доходы от перевозок
зависят от объема оказываемых услуг,
тарифа и договорных цен.
В основе транспортного
тарифа лежит вид транспорта, класс
перевозимого груза и расстояние.
Цены зависят от спроса и предложения
конкретного вида подвижного состава.
Тарифы в зависимости
от степени регулирования классифицируют
на:
- фиксированные, которые используются на железнодорожном транспорте и устанавливаются Министерством путей сообщения РФ по согласованию с государственными органами;
- регулируемые, которые предприятия транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия;
- договорные тарифы устанавливаются по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки и уровня рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (около 35% расходов);
- свободные тарифы устанавливаются самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.
Прибыль транспортных предприятий отражает
результаты эксплуатации транспорта,
вспомогательных производств и хозяйств
и прочих хозяйственных операций4.
Прибыль от эксплуатации
транспорта определяется как разность
между доходами от транспортной работы
и эксплуатационными расходами.
Налогообложение прибыли
осуществляется в соответствии Налоговым
кодексом РФ. Льготы при уплате налогов
являются общими для всех отраслей
экономики.
Прибыль, остающаяся в
распоряжении транспортных предприятий,
используется на развитие производственной базы, социальное
развитие и материальные выплаты.
Распределение прибыли
предприятий транспорта осуществляется
по тем же принципам, что и в
промышленности, но с учетом следующих
особенностей:
- платежи в бюджет по основной деятельности железных дорог определяются централизовано;
- расчет норматива по форменной одежде на железнодорожном транспорте определяется как произведение стоимости одежды и среднего процента переходящей задолженности;
- в финансовый план железнодорожного транспорта включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных дорог, больниц, учебных заведений и др.;
- наряду с финансовым планом на железнодорожном транспорте разрабатывается план валютных операций, где отражаются поступления средств и платежи в иностранной валюте по перевозкам грузов и пассажиров;
- в финансовом плане предприятий речного и морского транспорта отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства и разницы в тарифах по заграничным перевозкам;
- нормативы собственных оборотных средств предприятий автомобильного транспорта определяются раздельно по активам, зависящим от роста производственных затрат (ГСМ) и по активам, запасы которых не связанны с ростом производственной программы;
- в составе устойчивых пассивов на автомобильном транспорте кроме источников финансирования прироста норматива собственных оборотных средств планируются статьи: «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов»;
- на предприятиях воздушного транспорта приобретение и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных частей к ним осуществляется за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из бюджета.