Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:20, курсовая работа
Перемены, происходящие в экономике России, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях банков с субъектами хозяйствования - предприятиями, организациями, другими банками. Банки как коммерческие организации, основными операциями которых являются кредитование, расчетные, депозитные, кассовые и другие операции, несут при их проведении самые разнообразные риски: невозврат выданного кредита, неуплату процентов по ссуде, риски расчетные, валютные, процентных ставок и т.п. Высокая рискованность банковских операций главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов.
Введение.................................................................…….................….….....стр 3
Глава 1
Банковское кредитование предприятий
1.1.
Фундаментальные системы кредитования.................…......стр 3
1.2.
Субъекты кредитования и виды кредитов...................….…стр 4
1.3.
Объекты кредитования ……………………....................….…стр 9
1.4.
Особенности современной системы кредитования....……стр 10
1.5.
Условия кредитования ……………………...................….…стр 11
1.6.
Этапы кредитования ………………………...................……стр 14
1.7.
Общие организационно-экономические основы кредитования …………………………………………………..................….…стр 15
1.7.1. Методы кредитования и формы ссудных счетов...................…………………………………………….…стр 16
1.7.2. Кредитная документация………………………………..стр 18
1.7.3. Процедура выдачи кредита……………………………..стр 19
1.7.4. Порядок погашения ссуды……………………………...стр 22
1.8.
Современные способы кредитования……..................…….стр 26
Глава 2
Система оценки кредитоспособности клиента банка
2.1.
Понятие и критерии кредитоспособности клиента…......................................……………………..............стр 27
2.2.
Кредитоспособность крупных и средних предприятий………....................................…...........................стр 29
2.2.1. Коэффициенты оценки кредитоспособности………….стр 29
2.2.2. Анализ денежного потока……………………………….стр 32
2.2.3. Анализ делового риска………………………………….стр 35
2.2.4. Определение класса кредитоспособности клиента……стр 36
2.3.
Оценка кредитоспособности мелких предприятий…........стр 37
Заключение.......................................................................……......………...стр 38
Список литературы.....................................................
Наиболее распространенным (и конечным) источником погашения кредита являются собственные денежные средства заемщика, однако в целом ряде случаев их оказывается недостаточно. В таких случаях источником возврата ранее выданной ссуды может быть предоставление нового кредита, не пролонгация старой ссуды, а выдача кредита под новый объект, другое обеспечение, другой залог. Допускается составление нового кредитного договора с большим обеспечением.
Если заемщик не может погасить ссуду за счет собственных средств или нового кредита, то банк может использовать соответствующие положения кредитного договора, предусматривающего возможность возврата кредита со счета гаранта (гарантийное обязательство от банка-гаранта получает в момент подготовки кредитного соглашения).
Задержка возврата кредита может наступить и в силу не зависящих от клиента обстоятельств, в частности, из-за неплатежей покупателей. По решению суда (арбитража) соответствующие денежные средства могут в последующем поступить от просроченных дебиторов -- со счетов других предприятий.
Наконец, можно предположить, что в случае неплатежеспособности государственных предприятий в качестве поддержки им могут послужить соответствующие ассигнования из бюджета, которые используются для возврата полученных в банке ссуд.
Оформление погашения кредита можно производить на основе специальных документов и без них. В качестве документов, дающих основание для погашения долга, могут выступать письменные распоряжения клиента или ранее переданные банку срочные обязательства, распоряжения самого банка, выписываемые на основе кредитного соглашения, приказы арбитража, суда. Распоряжение клиента списать денежные средства с его расчетного счета в погашение ссудной задолженности может быть дано не только в письменной, но и устной форме (в этом случае в распоряжении отделу, ведущему счета клиента, делается отметка -- ссылка на полученное распоряжение руководства предприятием). Погашение кредита может осуществляться и на базе безбумажной технологии -- по каналам связи.
1.8. СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КРЕДИТОВАНИЯ
В современной российской практике кредитования не выделяются ссуды под конкретный объект кредитования (в том числе под определенные виды товарно-материальных ценностей и затрат). Поэтому кредиты, предоставляемые на производственные, торговые или посреднические цели, на распределительные или перераспределительные операции, не выделяются. Это, однако, не означает, что такого рода кредиты не предоставляются вовсе. Ссуды на производственные и внепроизводственные потребности предоставлялись ранее и предоставляются в настоящее время, но классифицируются они не по объему, а по способу выдачи ссуд, а также в зависимости от срока кредитования.
В соответствии с требованиями Банка России предоставление кредита на разнообразные потребности заемщиков может осуществляться
несколькими способами:
* в разовом порядке;
* многоразовым способом в меру потребности в пределах открываемой заемщику линии и обусловленного в кредитном соглашении срока кредитования:
* посредством оплаты разрыва в платежном обороте предприятия в виде дебетового сальдо на его расчетном (текущем, корреспондентском) счете;
* на базе объединения кредитного потенциала ряда банков (консорциального кредита);
* другими способами.
Выдача ссуды может производиться как путем оплаты за счет кредита различного рода платежных документов, так и путем зачисления денежных средств на расчетный (текущий, корреспондентский) счет. Кредиты юридическим лицам предоставляются при этом только в безналичном порядке, физическим лицам -- в безналичной и наличной форме через кассу банка. При изменении условий кредитования банк-кредитор и клиент составляют дополнительное соглашение.
Погашение задолженности по ссуде производится путем списания денежных средств с расчетного счета заемщика либо по платежному требованию банка-кредитора (если клиент обслуживается в другом банке). Если речь идет о погашении кредита физическим лицом, то это погашение осуществляется на базе письменного распоряжения физического лица, почтового перевода, взноса им в кассу банка наличных денег, удержания из зарплаты заемщика, являющегося сотрудником данного кредитного учреждения.
В современных условиях сроки кредитования предприятий устанавливаются банками в следующих пределах: до 30 дней, от 31 до 90 дней, от 91 до 180 дней, от 181 дня до 1 года, от 1 года до 3 лет, свыше 3 лет.
2. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ БАНКА
2.1. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА
Кредитоспособность клиента коммерческого банка -- способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).
Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.
Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.
Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента: характер клиента, способность заимствовать средства, способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности), капитал, обеспечение кредита, условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).
Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка. Репутация клиента как юридического лица складывается из длительности его функционирования в ванной сфере, соответствия экономических показателей среднеотраслевым, из его кредитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов). Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма (образование, опыт работы), моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотношения руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды выдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кредитной политике (например, нарушает утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).
Способность заимствовать средства означает наличие у клиента Права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или сведения переговоров, т.е. наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирм, достижение совершеннолетия или другие признаки дееспособности заемщика -- физического лица. Подписание договора неуполномоченным или недееспособным лицом означает большую вероятность потерь для банка.
Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вложения капитала в недвижимость. Последнее и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, что не может являться основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения активов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.
Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки: 1) его достаточность, которая анализируется на основе сложившихся требований к минимальному уровню уставного фонда (акционерного капитала) и коэффициентов финансового левера; 2) степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.
Пол обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях. Качество залога, надежность гаранта, поручителя и страхователя особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка, проблемах с ликвидностью его баланса или достаточностью капитала.
К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся влекущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.
Последний критерий -- контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы: имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия, как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового), насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующих качество ссуд.
Изложенные критерии оценки кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся:
* оценка делового риска; * оценка менеджмента;
* оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов;
* анализ денежного потока;
* сбор информации о клиенте;
* наблюдение за работой клиента путем выхода на место.
Несмотря на единство критериев и способов оценки, существует специфика в анализе кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов. Эта специфика заключается в комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании.
2.2. КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ КРУПНЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий основывается на фактических данных баланса, отчета о прибыли, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве способов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.
2.2.1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка
В мировой и российской банковской практике используются различные финансовые коэффициенты для оценки кредитоспособности заемщика. Их выбор определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной политикой банка. Все используемые коэффициенты можно разбить на пять групп:
Информация о работе Система оценки кредитоспособности клиента банка