Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:55, контрольная работа
Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов. Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежный оборот.
1 Социально – экономическая сущность финансов
2 Сущность, функции государственного кредита. Виды и формы кредитной деятельности государства
3 Государственный контроль
В случае финансирования затрат на оплату
труда, например, преподавателей и врачей,
количество наличной денежной массы в
обращении останется без изменений, хотя
возможно изменение структуры платежеспособногооспроса. Операции по купле-продаже государственных
ценных бумаг или выдача кредитов под
их залог, проводимые центральным банком,
являются важным инструментом регулирования
ликвидности коммерческих банков в стране.
В РФ такого рода операции получили распространение
после августовского кризиса рынка межбанковских
кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко
ликвидных государственных ценных бумаг
стали предоставляться Банком России
с апреля 1996 г.
Выступая на финансовом рынке в качестве
заемщика, государство увеличивает спрос
на заемные средства и тем самым способствует
росту цены кредита. Чем выше спрос государства,
тем выше при прочих равных условиях уровень
ссудного процента, тем более дорогим
становится кредит для предпринимателей.
Дороговизна заемных средств вынуждает
бизнесменов сокращать инвестиции в сферу
производства, в то же время она стимулирует
накопления в виде приобретения государственных
ценных бумаг.
До определенных
пределов этот процесс не оказывает существенного
негативного влияния на производство.
В том случае, если в стране достаточно
свободных капиталов, негативное воздействие
будет равняться нулю до их полного поглощения.
Только после этого активность государства
на финансовом рынке выразится в росте
ссудного процента, а отвлечение значительной
доли денежных накоплений для непроизводительного
использования существенно замедлит темпы
экономического роста.
Положительное воздействие на производство
и занятость государство оказывает, предъявляя
спрос на товары национального производства
за счет позаимствованных за рубежом средств,
выступая в качестве кредитора и гаранта.
В промышленно развитых странах распространена
система поддержки малого бизнеса, экспорта
продукции или производства в отдельных
районах, испытывающих спад, путем гарантирования
государством кредитов, предоставляемых
банками согласно соответствующимрпрограммам.
Поддержка
малого бизнеса предполагает, что государство
берет на себя погашение задолженности
банкам по кредитам, предоставленным мелким
предпринимателям, в случае их банкротства.
В большинстве промышленно развитых стран
функционируют государственные или полугосударственные
компании, которые по низким ставкам страхуют
риск неплатежа экспортерам национальных
товаров. Тем самым поощряется освоение
новых рынков сбытапотечественнойппродукции.
Большую
роль в стимулировании развития производства
и занятости играют кредиты, предоставляемые
за счет бюджетов территорий или внебюджетных
фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное
развитие определенных районов или необходимых
направлений экономики той или инойтттерритории.
Контрольная функция государственного кредита органически
вплетается в контрольную функцию финансов.
Однако она имеет свои специфические особенности,
порожденные особенностями этой категории:
- тесно связана с деятельностью государства
и состоянием централизованного фонда
денежных средств;
- охватывает движение стоимости в двустороннем
порядке поскольку предполагает возвратность
и возмездность получения средств;
- осуществляется не только финансовыми
структурами, но и кредитными институтами.
В основном
контролируется целевое использование
средств, сроки их возврата и своевременность
уплаты процентов.
Существуют различные основания для классификации видов государственного контроля. В зависимости от объема контрольной деятельности различают общий и специальный контроль.
Общий государственный контроль заключается в систематической проверке соответствия решений и действий подконтрольного объекта законодательству, укреплению государственной дисциплины и законности, изучению обоснованности и реальности решений подконтрольного органа, совершенствование практики разработки и принятия таких решений.
Характерными чертами общего контроля является то, что он охватывает всю деятельность подконтрольных органов; общий контроль осуществляется обладающими наибольшими полномочиями по контролю органами. Общий контроль осуществляют, например, Правительство РФ и правительства (администрации) субъектов федерации.
Общий контроль выполняет функцию предупреждения правонарушений и служит основой для проведения специального контроля.
Специальный государственный контроль осуществляется по функциональным направлениям деятельности подконтрольного объекта. Специальный контроль осуществляют органы, в содержании полномочий которых проверка определенного вида деятельности. Могут быть выделены: финансовый контроль, валютно-экспортный контроль, контроль за состоянием правопорядка и другие виды контроля.
В зависимости от положения контролирующего субъекта контроль может быть внешним и внутренним.
Внешний государственный контроль осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства. Определенные трудности при осуществлении внешнего контроля создает то, что подконтрольный объект стремится оградить себя от контроля и скрыть недостатки.
Внутренний государственный контроль осуществляется собственными силами подконтрольного органа. Внутренний контроль может осуществляться руководителем органа либо путем создания специализированного контрольно-ревизионного органа.
В зависимости от периода, когда осуществляется контроль, может быть выделен предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный государственный контроль осуществляется перед принятием подконтрольным органом управленческого решения или совершением какого-либо действия. Текущий государственный контроль осуществляется в течение всего периода функционирования подконтрольного органа. Последующий государственный контроль осуществляется после принятия решения или совершения действия подконтрольным органом.
В зависимости от характера полномочий субъекта, осуществляющего государственный контроль, различают: контроль президента РФ; контроль органов законодательной власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти.
Контроль президента Российской Федерации в сфере управления осуществляется в двух основных формах.
Непосредственный контроль президента РФ. Он осуществляется в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ (представление кандидатуры Председателя Правительства РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой, назначение на должность руководителей министерств и ведомств, высшего командования Вооруженных Сил России, высших должностных лиц субъектов РФ и др.). Президентский контроль через соответствующие президентские структуры:
администрацию президента РФ, важнейшей задачей которой является обеспечение контроля президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти РФ;
контрольное управление президента РФ, которое, являясь структурным подразделением администрации президента РФ, осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с планами контрольных проверок или на основании отдельных поручений президента РФ и руководителя его администрации.
По результатам проверок управление вправе вносить на рассмотрение президента РФ свои предложения, направлять соответствующие материалы в прокуратуру РФ и в различные контрольные органы РФ.
Контроль органов законодательн
- дает согласие президенту РФ на назначение председателя правительства РФ;
- решает вопрос о доверии правительству РФ, осуществляет контроль за деятельностью правительства РФ по разработке федерального бюджета;
заслушивает отчет о его исполнении (Счетная палата Российской Федерации).
В зависимости от органов исполнительной власти, осуществляющих контроль, и объему выполняемых полномочий, выделяют общий, внутриведомственный или отраслевой и надведомственный контроль.
Общий контроль осуществляют Правительство РФ и Правительства (администрации) субъектов РФ.
Надведомственный контроль осуществляется для обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления.
Внутриведомственный или отраслевой контроль осуществляется органами отраслевой компетенции в рамках одной системы. Отраслевой контроль представляет собой систематическую проверку деятельности органа управления, учреждения, организации в процессе повседневного отраслевого руководства.
Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Судебный контроль представляет собой осуществление контрольной функции государства при применении судебной власти в рамках особой судебно-процессуальной формы. Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов, условий и причин, их порождающих, в принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.
Конституционный Суд
РФ разрешает в пределах своей
компетенции исключительно
Таким образом, с учетом разнообразия содержания государственного управления происходит формирование отдельных видов контроля. В зависимости от определяющего критерия при классификации на виды выделяют внутренний и внешний контроль, ведомственный (отраслевой) и надведомственный, общий и специальный.
Список использованной литературы
1. Вахрин П.И. Финансы: Учебник для вузов. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 502 с.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. - СПб., Издательство «Лань», 2002. - 800 с.
8. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. / С.В.Галицкая. М.: Экзамен, 2002. - 224 с.
1. Глущенко В.В. Финансы / В.В.Глущенко, В.Н.Чехунов. - Харьков: Изд-во Ун-та внутр. дел. 2000. - 160 с.
2. Деньги. Кредит. Банки / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 464 с.
3. Злобина А.А. Финансы: Учебное пособие / А.А.Злобина. - М.: МГУП, 2001. - 265 с.
10. Павлова Л.Н. Финансы
4. Продченко И.А. Деньги. Кредит. Банки: Учебный курс. Часть 2 / И.А.Продченко. - М.: МЭИПТ, 2009. - 134 с.
12.
Райзберг Б.А. Основы
6.
Финансы. Денежное обращение.
Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина,
Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и
13. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под редакцией О.В.Соколовой. - М.: Юристъ, 2000. - 784 с.
7. Финансы и кредит: Учебное пособие / Л.Г.Колпина, Г.И.Кривцова, В.Л.Тарасевич и другие; Под редакцией М.И.Платницкого - МН.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. - 336 с.
11.
Финансы: Учебник для вузов.
Под редакцией профессора М.В.
15.
Шелопаев Ф.М. Финансы,
1. Экономика: учебник / А.И.Архипов и другие; под редакцией А.И.Архипова, А.К.Большакова. - третье издание, переработанное и дополненное. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005 - 840 с.
Информация о работе Социально – экономическая сущность финансов