Социальное обеспечение в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.
В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: фонда социального страхования, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
I Социальное обеспечение: понятие, виды, принципы,
источники……………………………………………………………………5
II Сущность видов социального обеспечения………………………….12
2.1. Государственные пенсии (виды, условия предоставления,
способы начисления)………………………………………………………..12
2.2. Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления)……………………21
2.3. Социальные услуги как вид социального обеспечения……………...28
2.4. Социальные выплаты и льготы и их недостатки……………………..30
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы ………………………………………………………....36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 41.51 Кб (Скачать документ)

 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

 
      

По  дисциплине «Финансы»       

На  тему: «Социальное обеспечение в современных условиях»  
  
  
  
  
  
  
  
       

Москва      

2009г.  
       

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3                                    

I Социальное  обеспечение: понятие, виды, принципы,

источники……………………………………………………………………5

II Сущность  видов социального обеспечения………………………….12            

2.1. Государственные  пенсии (виды, условия предоставления,

способы начисления)………………………………………………………..12

2.2. Социальные пособия  как вид социального обеспечения

(виды, условия  представления, способы начисления)……………………21                   

2.3. Социальные услуги  как вид социального обеспечения……………...28

2.4. Социальные выплаты  и льготы и их недостатки……………………..30

Заключение  ………………………………………………………………….33

Список литературы ………………………………………………………....36  
  
  

 
  
  
  
  
                                         

 

 

                                             
  
       

 

 

ВВЕДЕНИЕ        

Социальное  обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.       

Выделяют  несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид  обеспечения следует называть социальным:       

Первый  критерий – источники финансирования.       

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: фонда      

социального страхования, Федерального Фонда обязательного  медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных  фондов социальной поддержки населения.       

Второй  критерий – круг лиц, подлежащих обеспечению.                                      

С юридической позиции установлено, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан. А лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица. Имеющие статус беженцев и      

вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д.      

Третий  критерий – условия предоставления обеспечения.      

Право на тот или иной вид обеспечения  устанавливается для определенных групп вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.)      

Четвертый критерий – цель предоставления обеспечения.      

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.      

Исходя  из этого определения, к системе  социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Если в советский период система социального обеспечения была органическим составным элементом перераспределительной системы  в обществе государственного социализма, позволяя государству частично сокращать несоответствие заработной платы и условий труда, смягчать недостатки системы пенсионного обеспечения, улучшать условия жизни уязвимых слоев населения, привлекать население для работы в особо тяжелых климатических условиях, перераспределять прибыль, полученную от использования государственной собственности, среди верхушки работников госаппарата, то теперь,  в условиях перехода к рыночной экономике она должна претерпеть кардинальные изменения.   
  
  
  
        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  Социальное обеспечение: понятие, виды, принципы, источники.       

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом.      

Как экономическая категория социальное обеспечение – это система  распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых  граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца), многодетным семьям и др.).      

Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.       

Пенсии  – это периодические выплаты  определенных денежных сумм для материального  обеспечения граждан в связи  со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью  кормильца. Основные виды пенсий:

  • по старости
  • по инвалидности
  • за выслугу лет
  • по случаю потери кормильца
  • Некоторым категориям граждан выплачиваются  так называемые социальные пенсии.
  • Основные  виды пособий:
  • по временной нетрудоспособности
  • по беременности и родам
  • при рождении ребенком;
  • на детей военнослужащих срочной службы
  • по безработице
  • ритуальные.
  • Наряду  с этим существуют другие формы обеспечения:
  • профессионально - техническое обучение
  • переобучение безработных
  • переобучение и трудоустройство инвалидов
  • бесплатное содержание нетрудоспособных в домах – интернатах для престарелых и инвалидов
  • протезирование и снабжение инвалидов мото- и вело - колясками, автомобилями
  • организация многих видов помощи на дому и т. д.

 

      Важной  особенностью социального обеспечения  являются принципы его построения:

  • Всеобщность – распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие.
  • Общедоступность  – условия, определяющие право  на ту или иную пенсию, доступны  для всех. Так, право на пенсию  по старости у мужчин возникает  в возрасте 60 лет, а у женщин  в возрасте 55 лет. А для занятых  на тяжелых видах труда пенсионный  возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, а для женщин –20 лет, а занятых на тяжелых работах – еще ниже.
  • Установление  зависимости размеров и форм  обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов. Этот принцип находит свое отражение опосредованно через заработную плату.
  • Большое  разнообразие предоставляемых видов  обеспечения и услуг. Это пенсии  и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома – интернаты для  инвалидов и престарелых и т. д.
  • Демократический характер организации  и управления проявляется в  решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников.

 

      Социальное  обеспечение способствует постоянному  обновлению кадров, росту производительности труда. Пенсии по случаю потери кормильца  создают детям возможность учиться  и приобрести необходимую профессию.      

Наряду  с охраной труда важной составной  частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. В Российской Федерации в обязанность государства входит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.       

«Достойный  труд - это труд интересный, следовательно, предприниматели должны откликаться на требования научно-технического прогресса и создавать рабочие места, требующие новых знаний, новых технологий», - считает Починок А. П. - В коллективных и в индивидуальных договорах предусматриваются расходы на обучение, лечение и предупреждение заболеваний. Государство само стимулирует предпринимателя и работника. Каким образом? Оно больше позволяет включать в себестоимость затраты на эти нужды для предпринимателя и списывает из доходов физического лица расходы на образование и лечение.      

А что такое предупреждение заболеваний? Это охрана труда, жесткие требования. В России элементарные меры в течение последних лет позволили сократить количество несчастных случаев. Сейчас в России делается принципиально новая спецодежда, предъявляются новые требования к компьютерной технике и освещению рабочих мест, к запыленности и шумам.»1.      

Пенсионное  законодательство, создавая преимущества для граждан, работающих в более  тяжелых условиях труда, способствует закреплению кадров в ведущих отраслях народного хозяйства.      

Осуществлять  государству социальную политику позволяют  денежные средства, мобилизуемые в  бюджет и внебюджетные фонды.      

Средства  государственных целевых внебюджетных фондов, созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.      

В соответствии с  Постановлением Верховного Совета РСФСР  от 22 декабря 1990г. был создан Пенсионный фонд РФ, цель которого – государственное  управление пенсионным обеспечением граждан.       

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от 1.5 – 6 лет, компенсаций пенсионерам и др. Расходы Пенсионного фонда в 2001г. составили 491123 млн. рублей.       

Вторым  по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд Социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха.      

В соответствии с Законом РСФСР  от 19 апреля 1991 г. создан Государственный  фонд занятости населения РФ. За счет средств этого фонда решаются задачи по профессиональной переподготовке населения, трудоустройству и др.      

Одной из характерных черт социального  государства является его ответственность  за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума. Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы». Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:      

· оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;      

· обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;      

· формирования федерального бюджета.      

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:      

· оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;      

· оказания необходимой государственной  социальной помощи малоимущим гражданам;       

· формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.2                

 «Социальная  политика государства должна  исходить прежде всего изтого, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.      

Нетерпима ситуация, когда человек работает на хорошей, любимой работе, получает зарплату, но не может прокормить себя и семью. Следовательно, необходимо повышение заработной платы, чтобы  она превышала прожиточный минимум».3      

Ответственность же государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить.      

Значительные  ассигнования на социальное обеспечение  направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьи.      

Информация о работе Социальное обеспечение в современных условиях