Социальное страхование как финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание

Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Работа состоит из  1 файл

курсовик по финансам.doc

— 54.00 Кб (Скачать документ)

     Глава 1. Характеристика социального страхования  как финансовая категория. 

     
    1. Необходимость и экономическая сущность социального  страхования.

     Государственное социальное страхование - объективная  необходимость. На определенном этапе  развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

     Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

     К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

     Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

     Переход к рыночной экономике сопровождался  модернизацией всей финансовой системы  Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

     В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:

     • пенсионным;

     • обязательного медицинского страхования;

     • социального страхования;

     • занятости (до 2001 г.).

     В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют  принципам формирования и использования  страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

     Создание  внебюджетных фондов необходимо государству  для более эффективного использования  своих финансовых ресурсов.

     Специфика внебюджетных социальных фондов –  четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое  использование их средств.

     Согласно  Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.

     Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

     Расходы и доходы (бюджет) государственных  внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме  закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.

     Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации), внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

     Однако  нельзя не отметить, что наряду с  обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.

     В своей теме я раскрываю сущность государственной системы социальной защиты населения, как и каким  образом, государство берет под  свою опеку лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

     Государственное обязательное социальное страхование  — часть государственной системы  социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

     Обязательное  социальное страхование образует систему  создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан в следствии признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

     К основным принципам обязательного  социального страхования относятся:

     - устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

     - всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

     - государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

     - государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

     - паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

     - обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

     - ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

     - обеспечение надзора и общественного контроля;

     - автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

     Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

     Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые  должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

     Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые  для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.

     Застрахованные  лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

     Различают следующие виды социальных страховых  рисков:

     - необходимость получения медицинской помощи;

     - временная нетрудоспособность;

     - трудовое увечье и профессиональное заболевание:

     - материнство;

     - инвалидность;

     - наступление старости;

     - потеряю кормильца;

     - признание безработным;

     - смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

     Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

     - у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

     - у страховщика — с момента регистрации страхователя;

     - у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

     - у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов. 

     1.2 Характеристика социального страхования  как финансовая категория.

     Выступая  в денежной форме, закрепляя  эти  отношения  юридическим документами,  страхование  имеет  черты,  приближающие его   к   категориям «финансы» и «кредит», и в то же  время  как  экономическая  категория  имеет характерные только для нее функции, выполняет присущую только ей роль.

     Организация социального страхования базируется на следующих основных принципах:

     - личная ответственность – сами работники участвуют в финансировании страхования, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;

     - солидарность – работодатели, трудящиеся  и государство принимают финансовое  участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;

     - организационное самоуправление  – руководство органами социального  страхования осуществляется полномочными  представителями работников и  работодателей, что укрепляет солидарность двух социальных субъектов и страховых сообществ, делает систему социального страхования «прозрачной» для общественности, способствуя социальной стабильности, формированию демократического сознания населения;

     - всеобщность – социальное страхование распространяется на самые широкие круги нуждающихся в нем, что выражается в законодательном закреплении гарантий реализации прав застрахованных, порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг;

     - обязательность социального страхования независимо от воли и желания работодателей и застрахованных, что находит выражение в обязательном характере (по закону) уплаты страховых взносов работодателями и работниками, а также в определенных случаях и государством (из государственного бюджета);

     - государственное регулирование  – законодательное закрепление  гарантий прав в области страховой  защиты, уровня выплат и качества  услуг, условий назначения пособий,  контроля за правильностью использования  финансовых средств.

Информация о работе Социальное страхование как финансовая система