tify">
В
соответствии с Федеральным законом
«О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации» назначаются
следующие виды пенсий по государственному
пенсионному обеспечению:
пенсия
за выслугу лет;
пенсия
по старости;
пенсия
по инвалидности;
социальная
пенсия.
2.2.
Фонд социального страхования
РФ
Фонд
социального страхования
Российской Федерации
управляет средствами государственного
социального страхования России. Он
является специализированным финансово-кредитным
учреждением при Правительстве
РФ.
Основные
задачи фонда:
- обеспечение
гражданам государственных пособий,
санаторно-
курортного лечения, оздоровления работников
и членов их семей;
- участие в
разработке и реализации государственных
программ
охраны здоровья работников;
- осуществление
мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
фонда;
- разработка
предложений о размерах тарифа страховых
взносов;
- подготовка
и повышение квалификации специалистов
системы
государственного социального страхования;
- сотрудничество
с аналогичными фондами других государств
и
международными организациями по вопросам
социального страхования.
Средства
ФСС направляются на:
- выплату пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка,
при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет,
а также социального пособия на погребение
или возмещение стоимости гарантированного
перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных
выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом
или инвалидом с детства до достижения
им возраста 18 лет;
- оплату путевок
для работников и их детей в санаторно-курортные
учреждения;
- частичное
содержание находящихся на балансе страхователей
санаториев-профилакториев;
- частичную
оплату путевок в детские загородные оздоровительные
лагеря;
- частичное
содержание детско - юношеских спортивных
школ;
- оплату проезда
к месту лечения и обратно;
- создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости
Фонда на всех уровнях;
- обеспечение
текущей деятельности, содержание аппарата
управления Фонда;
- проведение
научно - исследовательской работы по
вопросам социального страхования и охраны
труда;
- участие в
финансировании программ международного
сотрудничества по вопросам социального
страхования.
2.3.
Федеральный фонд
обязательного медицинского
страхования
Закон
"О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации". Он
обеспечивает конституционное право
граждан России на медицинскую
помощь и направлен на повышение
ответственности граждан, государства
и работодателей в области охраны здоровья.
Законом введено обязательное
медицинское страхование (с 1993 г.), в
России оно является всеобщим, составной
частью государственного социального
страхования и реализуется посредством
программ обязательного медицинского
страхования (базовой и региональных).
Согласно закону, граждане России имеют
право на:
- выбор страховой
медицинской организации, свободный выбор
медицинского учреждения и врача;
- медицинскую
помощь на всей территории России;
- предъявление
иска страхователю, страховщику и медицинскому
учреждению на возмещение ущерба пациенту.
Для выполнения задач по обязательному
медицинскому страхованию в РФ образован
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования.
Средства
ФОМС направляются на:
- финансирование
ОМС проводимого страховыми медицинскими
органами;
- осуществление
финансово-кредитной деятельности по
обеспечению системы ОМС;
- выравнивание
ресурсов городов, районов для проведения
ОМС;
- направление
финансовых ресурсов для разработки тарификации
стоимости медицинских услуг;
- создание
финансовых резервов устойчивого медицинского
страхования;
- текущее содержание.
Заключение
Социальное
страхование является формой социальной
защиты экономически активного населения
от различных рисков, связанных с потерей
работы, трудоспособности и доходов, на
основе коллективной солидарности возмещения
ущерба.
Государственное
социальное страхование осуществляется
за счет специальных фондов, образуемых
из обязательных взносов работодателей
и, в некоторых случаях работников,
а также дотаций из федерального
бюджета на материальное обеспечение
работников и членов их семей. Государственное
социальное страхование находится
в ведении органов законодательной
и исполнительной власти, формирующих
государственный бюджет и его
расходную часть. Пособия и льготы,
поступающие населению через
эту систему, устанавливаются законодательными
и нормативными актами. Они распределяются
по принципу солидарности, который
означает, что выплаты не зависят
от уплачиваемых гражданином налогов
и страховых взносов и определяются
только степенью нуждаемости.
Действующая
в России система социального
страхования сохраняет черты, в
большей степени характерные
для социальной помощи, чем страхования.
При достаточно высокой страховой
нагрузке на работодателей (почти 40% от
фонда оплаты труда) уровень большинства
социальных выплат явно недостаточен
и не увязан с объемом страховых
средств. Правовое поле данного института
социальной защиты только формируется.
Отсутствует реальное разделение системы
социального страхования и социальной
помощи. Термины принципы и инструментарий
организации финансовых институтов
и систем социальных гарантий, эквивалентность
страховых взносов и выплат увязка
уровней социальных рисков и страховых
тарифов – эти и другие классические
элементы, и механизмы данных систем
– все еще представляются отвлеченными
категориями, а не жизненно важными
регуляторами социальной защиты населения.
Это
во многом объясняет массовую незаинтересованность
трудозанятого населения в своевременной
уплате в полном объеме страховых
взносов (работниками и работодателями)
в государственные внебюджетные
социальные фонды.
Приходится
констатировать серьезное отставание
в создании экономических условий
и институциональной базы для
формирования новых механизмов социальной
защиты в форме сбалансированных
между собой экономических отношений
и института социального страхования.
Так, существующее правовое положение
(статус) внебюджетных социальных фондов
зауживает их роль и функции, сводит
их, в основном, к финансовым учреждениям
(«сборщиков взносов» и «распределителей
средств»). Мировой опыт свидетельствует,
что основные виды социального страхования
(пенсионного, от несчастных случаев
на производстве и т.д.), финансовых
задач по компенсации утраты заработков
(в связи с временной и постоянной
утратой трудоспособности или места
работы), выполняют целый ряд других
функций: оздоровление трудящихся и
членов их семей, организацию лечения,
проведение крупномасштабных национальных
программ по реабилитации инвалидов (медицинской,
профессиональной и социальной).
Недостатки,
препятствующие институционализации
социального страхования:
- наличие высокой
и все расширяющейся сферы теневого рынка
труда и доходов – нерегистрируемые формы
занятости, неофициальные и неучитываемые
выплаты заработной платы, что в итоге
снижает уровень социальных гарантий
для занятых в этой сфере работников и
существенно сужает (до 25-30%) экономические
возможности для финансирования государственных
внебюджетных социальных фондов;
- сохранение
архаичных положений социального законодательства,
консервирующих нестраховые механизмы
приобретения прав на пенсионное и другие
виды социального страхования, что порождает
нездоровые стимулы уклонения работниками
работодателями от законодательно установленных
процедур оформления трудовых отношений
и уплаты в полном объеме налогов и страховых
взносов;
- наличие крайне
высокой и неоправданной дифференциации
в системе заработной платы и доходов
населения в различных секторах экономики
и регионах страны, которая при этом не
увязана с системой страховых отчислений
и всей системой социальной защиты, является
тормозом развития системы социального
страхования;
- сохранение
устарелых механизмов исчисления размеров
пенсий и пособий на основе минимальной
заработной платы, размеры которой лишают
какой-либо смысловой нагрузки всю процедуру
увязки уровня социальной защиты с объемом
социальных выплат;
- отсутствие
концептуально выверенной системы управления
социальным страхованием в форме демократических
механизмов участия во всех важнейших
процедурах принятия решений основных
социальных субъектов – полномочных представителей
работников и работодателей.
Глоссарий
№ |
Понятие |
Содержание |
1. |
Социальное
государство |
это сложная
система, создаваемая и функционирующая
с целью улучшения здоровья нации,
решения социальных проблем |
2. |
Социальное
страхование |
это установленная,
контролируемая и гарантированная
государством система обеспечения,
поддержки престарелых, нетрудоспособных
граждан за счёт государственного целевого
внебюджетного Фонда социального
страхования, а также других коллективных
и частных страховых фондов |
3. |
Пенсионный
фонд РФ |
совокупность
активов, внесённых для государственного
либо негосударственного управления средствами
пенсионной системы, и обеспечивающих
права граждан на пенсионное обеспечение |
4. |
Фонд социального
страхования РФ |
один из государственных
внебюджетных фондов, созданный для
обеспечения обязательного социального
страхования граждан России |
5. |
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
(ФОМС) |
один из государственных
внебюджетных фондов, созданный для
финансирования медицинского обслуживания
граждан России |
6. |
|
|
7. |
|
|
8. |
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список
литературы
- Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993Бюджетный
кодекс РФ
- Указ
президента Российской Федерации «О мерах
по совершенствованию управления государственным
пенсионным обеспечением в Российской
Федерации» от 27.09.2000 г. №1709 – ФЗ.
- Собрание
законодательства Российской Федерации.
2000.№40. Ст.3936
- Собрание
законодательства Российской Федерации.
2000.№40. Ст.3936
- Федеральный
закон « Об основах обязательного социального
страхования» от 16.07.1999 г. №157 – ФЗ. Собрание
законодательства Российской Федерации.
1999.№29. Ст.3686
- Федеральный
закон «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации»
от 15.12.2001 г. №166 – ФЗ. Собрание законодательства
Российской Федерации. 2001.№51. Ст.4831
- Федеральный
Закон РФ N 1499-1 от 28.06.91 \"О медицинском
страховании граждан в РФ\"
- Бугаев Ю.С.
О некоторых проблемах и перспективах
социального страхования в России. // Финансы
– 2008. - № 3
- Бабич А.М.,
Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального
страхования. Учебное пособие , 2007
- Социальная
политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина.-
М.: Издательство «Экзамен», 2007
- Официальный
сайт Фонда социального страхования www.fss.ru
- Поляк Г.Б.
Финансы :Учебник для студентов вузов,
третье издание. М.: «Ось-89» 2009
- Гринкевич
Л.С., Сагайдачная Н. Государственные и
муниципальные финансы России. М.: ЮНИТИ
– ДАНА 2007
- Грачева
Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. 2-е
изд., М., 2007
- Финансы.
/ Под ред. М.П. Видяпина. - М.: Финансы и статистика,
2008
- Социальная
политика: реформа социального страхования
/ Под ред. Л.А. Беляевой. - М.: Центр комплексных
социальных исследований и маркетинга,
2008
- Кондратьева
З.А. Порядок формирования и использования
средств Фонда социального страхования
// Законодательство, 2004.- №6, - с. 12- 34
- www.mosstat.ru
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_страхование
- Бюджетная
система Российской Федерации http://www.budgetrf.ru
Приложение 1
к Федеральному закону
"Об исполнении бюджета Фонда
социального страхования
Российской Федерации
за 2006 год"
СТРУКТУРА
РАСХОДОВ
ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 2006 ГОД
┌───────────────────────────────────┬───┬──┬──┬────────┬───┬──────────────┐
│
Наименование расходов
│Мин│Рз│ПР│ ЦСР │ВР │
Сумма │
│
│ │ │ │
│ │ расходов │
│
│ │ │ │
│ │(тыс. рублей) │
└───────────────────────────────────┴───┴──┴──┴────────┴───┴──────────────┘
Фонд социального
страхования
Российской
Федерации
393
208 150 996,2
Общегосударственные
вопросы 393 01
2 972,8
Международные
отношения и
международное
сотрудничество
393 01 08
2 972,8
Международное
сотрудничество
393 01 08 030 0000
2 972,8
Взносы в
международные организации 393 01
08 030 0000 120 2 972,8
Образование
393 07
13 848 359,6
Переподготовка
и повышение
квалификации
393 07 05
418 298,3
Учебные заведения
и курсы
по переподготовке
кадров
393 07 05 429 0000
418 298,3
Переподготовка
и повышение
квалификации
кадров
393 07 05 429 0000 450 418 298,3
Молодежная
политика
и оздоровление
детей
393 07 07
13 430 061,3
Социальное
страхование
393 07 07 750 0000 13 430 061,3
Оздоровление
детей
393 07 07 750 0000 452 13 430 061,3