Совершенствование методов, использования в бюджете планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание

Под методологией планирования и прогнозирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории. Методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I Развитие методологии бюджетного планирования и прогнозирования
Научные основы финансового прогнозирования и планирования……...4
Методы бюджетного планирования……………………………………….6
1.3. Методы бюджетного прогнозирования…………………………………..11
II. Бюджетное устройство Российской Федерации
2.1 Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы…..14
2.2 Сущность финансово-бюджетного федерализма………………………...16
2.3. Межбюджетные отношения………………………………………………18.
2.4Методы бюджетного регулирования и способы распределения доходов между бюджетами……………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

курсовая бюджет.docx

— 78.58 Кб (Скачать документ)

 

НОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ                                                                                       ТЕХНОЛОГИЙ

                                               

                                                   

                                              Курсовая работа

 

 

Дисциплина:  Государственные и муниципальные финансы

 

Тема: Совершенствование методов, использования в бюджете планирования и прогнозирования.

                                                 

 

                                     Выполнил(а):Вологодский Александр  Николаевич

                                        Поток: ГМН-49

                                                                        Адрес: г. Татарск ул. Ленина 57-98

                                                              Проверил______________________

                                                              Оценка________________________

                                                                 Дата___________________________

 

 

                

 

 

                                                         2012

                                                        План

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

I Развитие методологии бюджетного планирования и прогнозирования

    1. Научные основы финансового прогнозирования и планирования……...4
    2. Методы бюджетного планирования……………………………………….6

1.3. Методы бюджетного  прогнозирования…………………………………..11

II. Бюджетное устройство Российской Федерации

2.1 Основы бюджетного  устройства и построения бюджетной  системы…..14

2.2 Сущность финансово-бюджетного  федерализма………………………...16

 2.3. Межбюджетные отношения………………………………………………18.

2.4Методы бюджетного регулирования  и способы распределения доходов  между бюджетами……………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………………28

Список использованных источников………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

    Сложности трансформационного периода, неразработанность проблемы бюджетного прогнозирования и планирования и ее исключительная важность в связи с ежегодной разработкой бюджетов на всех уровнях государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации в качественно новых условиях, диктуемых рынком, для формирования фондов денежных средств в объемах, обеспечивающих бездефицитное финансирование государством своих расходных обязательств, направленных на достижение и сохранение в долгосрочной перспективе экономической, финансовой и социальной стабильности, предопределили актуальность настоящего исследования. Вопросы сводного финансового и бюджетного планирования и прогнозирования являлись объектом научного исследования многих ученых. Их выводы и предложения плодотворно влияли на практику социалистического строительства. Однако, в настоящее время эти достижения имеют объективно ограниченные рамки применения и многие положения нуждаются в кардинальном пересмотре и переориентации с централизованного директивного финансового, бюджетного планирования и прогнозирования на децентрализованное индикативное бюджетное планирование и. прогнозирование с учетом трех уровней бюджетной системы России. Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А. М. Волков, В.А. Галанов, Л.П. Евстигнеева, B.C. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова. Бюджетное прогнозирование и в первую очередь прогнозирование территориальных бюджетов связано с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами. Методология прогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц. Проблемы территориального бюджетного прогнозирования отражены также в работах С. К. Битокова, Н.М.Дементьевой, Т.Т. Тулебаева. Цель курсовой работы - исследовать совершенствование методов, используемых в бюджете планирования и прогнозирования.

 

 

1.Развитие методологии  бюджетного планирования и прогнозирования

      1.1 Научные основы финансового прогнозирования и планирования

    Под методологией планирования и прогнозирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования.

    Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.

Методология планирования и  прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.

    Методика представляет собой совокупность рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей плана и прогноза. Она носит частный характер, находится в соподчинении с методологией планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть .

    Планирование бюджета представляет собой процесс разработки общей структуры и объемов доходов и расходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу. Схема данного процесса установлена БК РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех уровней.

Бюджетное планирование занимает центральное место в системе  управления общественными финансами. Оно связывает в единое целое  все сферы общественных финансов: оказание бюджетных услуг, управление долгом, управление бюджетными закупками, планирование бюджетных инвестиций, планирование межбюджетных отношений и пр.

    Система бюджетного планирования — совокупность организации, методов и процедур формирования проекта бюджета.

Система бюджетного планирования состоит из годового бюджетного планирования и перспективного (среднесрочного) финансового планирования.

     Процесс разработки годового бюджета обеспечивается за счет выделения отдельных элементов перспективного финансового плана, относящихся к очередному бюджетному году. При этом годовой бюджет должен рассматриваться только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективного финансового плана.

    Результаты процесса бюджетного планирования представляются в виде следующих документов:

-   сценарные условия;

-   основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики;

-   перспективный финансовый план;

-   бюджет субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на очередной год (в случае перехода на многолетний бюджет — на три года) .

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов:

-    процесс формирования на среднесрочный период сценарных условий и основных направлений бюджетной, налоговой, долговой и инвестиционной политики;

-    финансовый орган вырабатывает перспективный финансовый план и контрольные цифры для проекта бюджета на следующий год;

-    разработка проекта бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на основе утвержденного финансового плана;

-    проект бюджета вместе с программой действий администрации и финансовым планом рассматриваются органом исполнительной власти;

-    с учетом утвержденного бюджета, уточнения показателей прогноза социально-экономического развития и иных факторов осуществляется уточнение перспективного финансового плана .

     Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений .

      Прогнозирование бюджета ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.

     Цель прогнозирования бюджета состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития государственных фондов денежных средств, вариантное предвидение предстоящего развития поступлений доходов и направления использования бюджетных средств, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование источников формирования доходов и направления расходования средств.

Выделяют три вида прогнозирования:

1.     Долгосрочное – разрабатываются раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу;

2.     Среднесрочное - разрабатываются на период от трех до пяти лет при условии внесения ежегодных корректив;

3.     Краткосрочное - составляются на финансовый год .

    Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии конкретных решений в области социально - экономической политики государства.

    Таким образом, изучив научные основы финансового планирования и прогнозирования, можно сделать вывод, что бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач. А задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить переспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

 

                                1.2 Методы бюджетного планирования

    Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном.

К методам бюджетного планирования можно отнести:

- экономического анализа;

- индексный,

- балансовый,

- нормативный,

- программно-целевой,

- бюджетирование, ориентированное на результат и др.

Метод экономического анализа

    Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования.

Сущность метода экономического анализа заключается в том, что  экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозном (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

     Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

    В процессе экономического анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия и выявить тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.

Информация о работе Совершенствование методов, использования в бюджете планирования и прогнозирования