Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа
Под методологией планирования и прогнозирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории. Методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации.
Введение…………………………………………………………………………3
I Развитие методологии бюджетного планирования и прогнозирования
Научные основы финансового прогнозирования и планирования……...4
Методы бюджетного планирования……………………………………….6
1.3. Методы бюджетного прогнозирования…………………………………..11
II. Бюджетное устройство Российской Федерации
2.1 Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы…..14
2.2 Сущность финансово-бюджетного федерализма………………………...16
2.3. Межбюджетные отношения………………………………………………18.
2.4Методы бюджетного регулирования и способы распределения доходов между бюджетами……………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………………….29
НОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ
БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ
Дисциплина: Государственные и муниципальные финансы
Тема: Совершенствование методов, использования в бюджете планирования и прогнозирования.
Введение…………………………………………………………
I Развитие методологии бюджетного планирования и прогнозирования
1.3. Методы бюджетного
прогнозирования…………………………………..
II. Бюджетное устройство Российской Федерации
2.1 Основы бюджетного
устройства и построения
2.2 Сущность финансово-бюджетного федерализма………………………...16
2.3. Межбюджетные отношения………………………………………………18.
2.4Методы бюджетного
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….29
Сложности трансформационного
периода, неразработанность проблемы
бюджетного прогнозирования и планирования
и ее исключительная важность в связи
с ежегодной разработкой бюджетов на всех
уровнях государственной власти и органов
местного самоуправления Российской Федерации
в качественно новых условиях, диктуемых
рынком, для формирования фондов денежных
средств в объемах, обеспечивающих бездефицитное
финансирование государством своих расходных
обязательств, направленных на достижение
и сохранение в долгосрочной перспективе
экономической, финансовой и социальной
стабильности, предопределили актуальность
настоящего исследования. Вопросы сводного
финансового и бюджетного планирования
и прогнозирования являлись объектом
научного исследования многих ученых.
Их выводы и предложения плодотворно влияли
на практику социалистического строительства.
Однако, в настоящее время эти достижения
имеют объективно ограниченные рамки
применения и многие положения нуждаются
в кардинальном пересмотре и переориентации
с централизованного директивного финансового,
бюджетного планирования и прогнозирования
на децентрализованное индикативное бюджетное
планирование и. прогнозирование с учетом
трех уровней бюджетной системы России.
Финансово-бюджетное прогнозирование
является сравнительно молодой отраслью
финансовой науки. Ее развитие было связано
с необходимостью составления сводных
финансовых балансов на перспективу. Существенный
вклад в разработку методов перспективных
финансовых расчетов внесли А. М. Волков,
В.А. Галанов, Л.П. Евстигнеева, B.C. Павлов,
Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова. Бюджетное прогнозирование
и в первую очередь прогнозирование территориальных
бюджетов связано с распространением
в 70-е годы практики разработки перспективных
комплексных планов экономического и
социального развития территорий, в которых
необходимо было производить прогнозные
расчеты бюджетных показателей как основы
планирования финансового обеспечения
мероприятий, предусмотренных этими планами.
Методология прогнозирования территориальных
бюджетов впервые в нашей стране была
разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б.
Поляком в ходе подготовки и реализации
комплексных планов экономического и
социального развития административно-
1.Развитие методологии
бюджетного планирования и
1.1 Научные основы финансового прогнозирования и планирования
Под методологией планирования и прогнозирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логика планирования и прогнозирования.
Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории.
Методология планирования и прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретных задач в сложившейся экономической ситуации. Показатели планов и прогнозов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.
Методика представляет собой совокупность рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей плана и прогноза. Она носит частный характер, находится в соподчинении с методологией планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть .
Планирование бюджета представляет собой процесс разработки общей структуры и объемов доходов и расходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу. Схема данного процесса установлена БК РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех уровней.
Бюджетное планирование занимает центральное место в системе управления общественными финансами. Оно связывает в единое целое все сферы общественных финансов: оказание бюджетных услуг, управление долгом, управление бюджетными закупками, планирование бюджетных инвестиций, планирование межбюджетных отношений и пр.
Система бюджетного планирования — совокупность организации, методов и процедур формирования проекта бюджета.
Система бюджетного планирования состоит из годового бюджетного планирования и перспективного (среднесрочного) финансового планирования.
Процесс разработки годового бюджета обеспечивается за счет выделения отдельных элементов перспективного финансового плана, относящихся к очередному бюджетному году. При этом годовой бюджет должен рассматриваться только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективного финансового плана.
Результаты процесса бюджетного планирования представляются в виде следующих документов:
- сценарные условия;
- основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики;
- перспективный финансовый план;
- бюджет субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на очередной год (в случае перехода на многолетний бюджет — на три года) .
Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов:
- процесс формирования на среднесрочный период сценарных условий и основных направлений бюджетной, налоговой, долговой и инвестиционной политики;
- финансовый орган вырабатывает перспективный финансовый план и контрольные цифры для проекта бюджета на следующий год;
- разработка проекта бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на основе утвержденного финансового плана;
- проект бюджета вместе с программой действий администрации и финансовым планом рассматриваются органом исполнительной власти;
- с учетом утвержденного бюджета, уточнения показателей прогноза социально-экономического развития и иных факторов осуществляется уточнение перспективного финансового плана .
Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений .
Прогнозирование бюджета ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных задач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.
Цель прогнозирования бюджета состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития государственных фондов денежных средств, вариантное предвидение предстоящего развития поступлений доходов и направления использования бюджетных средств, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование источников формирования доходов и направления расходования средств.
Выделяют три вида прогнозирования:
1. Долгосрочное – разрабатываются раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу;
2. Среднесрочное - разрабатываются на период от трех до пяти лет при условии внесения ежегодных корректив;
3. Краткосрочное - составляются на финансовый год .
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии конкретных решений в области социально - экономической политики государства.
Таким образом, изучив научные основы финансового планирования и прогнозирования, можно сделать вывод, что бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач. А задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить переспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.
Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном.
К методам бюджетного планирования можно отнести:
- экономического анализа;
- индексный,
- балансовый,
- нормативный,
- программно-целевой,
- бюджетирование, ориентированное на результат и др.
Метод экономического анализа
Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования.
Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозном (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.
Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.
В процессе экономического анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия и выявить тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.