Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:02, курсовая работа
Целью настоящего исследования является охарактеризовать современную банковскую систему РФ и особенности её развития с тем, чтобы найти пути совершенствования её деятельности.
Цель определила решение следующих задач:
- рассмотреть сущность банковской системы Российской Федерации;
- изучить основные этапы становления и развития банковской системы Российской Федерации;
- выявить пути совершенствования банковского сектора России после кризиса банковской системы европейских стран.
Сущность банковской системы РФ
Понятие и виды банковской системы
Сущность и принципы банковской системы
Становление банковской системы
Анализ состояния банковской системы РФ
Макроэкономическая ситуация в Российской Федерации и ее влияние на банковскую систему
Анализ банковской системы Российской Федерации на современном этапе
Анализ банковского сектора орловской области
Направление развития банковской системы
Кризис банковской системы Европейских стран
Перспективы развития банковской системы России
Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можно выделить пять этапов:
1-й
- с середины XVIII в. до 1860 г. - период
создания и функционирования
банков как государственных (
2-й
- с 1860 по 1917 г. - период развития
и совершенствования
3-й - с 1917 по 1930 г. - формирование новой банковской системы;
4-й - с 1932 по 1987 г. - стабильное функционирование «социалистической» банковской системы;
5-й
- с 1988 г. по настоящее время
- формирование современной
В
России история становления банковской
системы началась с указа императрицы
Анны Иоанновны «О правилах займа денег
из Монетной конторы», подписанного ею
8 января 1733 г. Монетная контора оперировала
крайне ограниченными суммами, которые
выдавались под залог золота и серебра
из расчета 8% годовых сроком на год с правом
отсрочки. Указом от 21 июля 1758 г. в Санкт-Петербурге
и Москве был учрежден Медный банк, или
«Банковые конторы вексельного производства
для обращения медных денег», задачей
которых было привлечение в казну серебряной
монеты и содействие обращению медных
денег в империи. С 1770 г. в Российской
империи начался прием вкладов с выплатой
по ним процентов. Оплата вкладов в государственных
кредитных учреждениях производилась
из расчета 5% годовых. Во второй половине
XVIII в. Дворянский банк был преобразован
в Государственный заемный банк. Государственный
заемный банк открыл свои операции 11 января
1787 г. и начал выдавать ссуды дворянству
под залог населенных имений. С 31 мая 1860
г. Государственный заемный банк был ликвидирован,
а его дела переданы Санкт-Петербургской
сохранной казне. Правление императора
Александра характеризовалось тем, что
власти страны встали на путь политических
и экономических реформ. Составной частью
этих реформ и реорганизации всей банковской
системы стало создание Государственного
банка, который начал свою деятельность
2 июня 1860 г. В 80-90-е гг. основным направлением
работы Государственного банка было проведение
денежной реформы. Задачей Госбанка в
это время было накопление золотого запаса
и борьба с колебаниями валютного курса
с помощью девизной политики. В начале
1900-х гг. Государственный банк России считался
одним из самых крупных и влиятельных
европейских кредитных учреждений. После
Октябрьской революции 1917 г. банковская
система России в результате национализации
банков была фактически ликвидирована.
В течение 1918--1919 гг. были ликвидированы
все виды дореволюционных кредитных учреждений
(земельные и городские банки, общества
взаимного кредита). Банковскую деятельность
монопольно осуществлял Государственный
банк, переименованный в Народный банк
РСФСР. Однако и он декретом СНК от 19 января
1920 г. был упразднен, а его активы и пассивы
переданы Бюджетно-расчетному управлению
Наркомфина. Переход к НЭПу несколько
оживил банковскую деятельность. Банковским
законодательством СССР и России 1988-1991
гг. одноуровневая структура банковской
системы была преобразована в двухуровневую,
включающую первый уровень - Центральный
банк Российской Федерации, второй - коммерческие
банки. В соответствии с законодательством
создана сеть коммерческих банков: универсальных
и специализированных, региональных и
отраслевых. Центральный банк РФ является
основным звеном банковской системы. В
течение 1988--1989 гг. в Российской Федерации
было создано более 150 коммерческих и кооперативных
банков на базе денежных накоплений отдельных
отраслей промышленности. По состоянию
на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков
в России составило 2150.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Макроэкономическая
ситуация в РФ и ее влияние на банковскую
систему
2.2.
Анализ банковской
системы РФ на современном
этапе
К
середине 2010 года банковская система
России во многом преодолела самые
негативные последствия кризиса. Вопреки
алармистским прогнозам, предсказывавшим,
что плохие кредиты могут составить
до 60% кредитного портфеля, доля просроченных
кредитов осталась на приемлемом уровне
(6,5% на 1 апреля 2010 года), а банки создали
резервы под возможные потери,
которые уже перекрывают
В
то же время было бы ошибочным считать,
что все трудности уже
2.3
Анализ Банковского
сектора Орловской области
Состояние экономики Орловской области в 2009 г. , как и России в целом, во многом определялось кризисными процессами в мировой экономике, начавшимися в 2008 году, и сопровождавшимися падением объемов производства и потребительского спроса. Динамика основных показателей социально-экономического развития в течение года имела положительную динамику – они постепенно улучшались.
В промышленности, производящей около четверти валового регионального продукта, индекс производства в 2009 году составил 72,2% против 98,4% в 2008 году.
Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств составил 26,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах соответствует уровню 2008 года, в действующих ценах – на 7,7% выше.
Оборот розничной торговли характеризовался снижением физических объемов на 8,4% (в 2008 году рост на 21,3%). Объем платных услуг, оказанных населению, увеличился в сопоставимых ценах на 11,4% (в 2008 году – на 1,5%).
В экономику и социальную сферу области было направлено 19,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 73,2% к уровню 2008 года в фактически действующих ценах и 75,6% – в сопоставимых.
Рост номинальной заработной платы составил 106,3%, реальной – 94,8%.
Банковская сфера. По состоянию на 1 июля 2010 года в области функционируют два самостоятельных банка с тремя филиалами и 18 филиалов инорегиональных банков, в т. ч. 3 отделения АК Сбербанка России и 193 банковские структуры в форме представительств, операционных офисов, кредитнокассовых и дополнительных офисов. Кредитные учреждения региона формировали «корзину» предложений во многом в соответствии с фактическим спросом на виды банковских услуг, как для нефинансового сектора, так и для населения. Наиболее активно организации использовали расчетнокассовое обслуживание. Следующими по частоте использования являлись услуги с применением пластиковых карт, кредитование и технологии удаленного доступа. В целом уровень потребности предприятий в банковских услугах превышал возможность их получения.
Одним из основных факторов расширения доступности банковских услуг является рост ресурсной базы банковского сектора и, прежде всего - его капитальной базы.
За истекший год совокупный капитал региональных кредитных организаций возрос на 23,5%.
В 2009 году, несмотря на непростую финансово – экономическую ситуацию, объем банковских операций увеличился, валюта баланса возросла на 3,7%. Однако, кредитный портфель банков медленно, но снижался, что связано с возросшими рисками кредитования и неопределенной общеэкономической ситуацией. При этом кредитование в регионе продолжает оставаться одним из основных направлений деятельности банков.
На 1 января 2010 года доля кредитных вложений в реальный сектор экономики в структуре активов кредитных учреждений составила 60,4%.
В отчетном году по сравнению 2008 годом общий объем выданных кредитов уменьшился на 39%. Замедление процесса кредитования главным образом связано с нестабильным финансовым состоянием заемщиков и увеличением риска невозвратности заемных средств. Сумма просроченной задолженности по кредитам и прочим размещенным средствам за 2009 год возросла на 49,7%, в том числе по кредитам, предоставленным физическим лицам – в 2,5 раза.
Финансы
предприятий и организаций. За 2009
год по основным видам экономической деятельности
крупных и средних предприятий получен
положительный сальдированный финансовый
результат в размере 1489,0 млн. рублей. Снижение
составило 35% по сравнению с 2008 годом. Прибыль
прибыльных предприятий уменьшилась на
18,4% и сложилась в сумме 5418,0 млн. рублей.
Наибольший вклад в формирование прибыли внесли обрабатывающие производства (36,5% величины общего финансового результата).
На
долю предприятий оптовой и
Общая
сумма убытков крупных и
Государственные финансы. В 2009 году в консолидированный бюджет области собрано 10955,8 млн. рублей налоговых и неналоговых платежей, что на 10,8% меньше, чем за 2008 год.
По
состоянию на 1 января 2010 года недоимка
в консолидированный бюджет Орловской
области составила 334 млн рублей, против
238 млн рублей на 1 января 2009 года.
Из
общей суммы задолженности
Негативное влияние на исполнение доходной части бюджета оказали произведенные налоговыми органами возвраты налогоплательщикам в сумме 697 млн. рублей, в том числе налога на прибыль 355 млн. рублей, налога на доходы физических лиц 310 млн. рублей.
Основную
долю в структуре поступивших
налоговых и неналоговых
Консолидированный бюджет области за 2009 год исполнен по доходам в сумме 19852,3 млн. руб. , что больше поступлений предыдущего года на 478,9 млн. рублей. В процентном отношении объем доходов бюджета вырос на 2,5%. Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета составила 55,2% от общего объема бюджетных доходов. Расходы консолидированного бюджета освоены на сумму 20464,5 млн. рублей. Прирост к уровню прошлого года составил 8,3%.
Несмотря на снижение темпов социально – экономического развития области и связанного с этим сокращения поступления доходов в бюджет в 2009 году расходы консолидированного бюджета сохранили социальную направленность. Расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, спорт, средства массовой информации составили 12173,4 млн. рублей, или 59,5% расходов регионального бюджета, и выросли по сравнению с уровнем прошлого года на 7,2%.
Уровень жизни населения области в 2009 году характеризовался снижением отдельных показателей. Темпы роста потребительских цен (112,1%) превышали темпы роста денежных доходов населения и среднемесячной заработной платы.
Среднедушевые
номинальные денежные доходы в 2009 году
составили 10,5 тыс. рублей, или 106,6% к 2008
году, среднемесячная заработная плата
возросла на 6,3% и достигла 11,9 тыс. рублей.
В реальном исчислении денежные доходы
населения и среднемесячная заработная
плата снизились на 5,5 и 5,2% соответственно.
Изменение доходов населения, в течение отчетного периода складывалось следующим образом:
Показатели | 2009 год - отчет | ||||
Всего | в т. ч. по кварталам: | ||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | ||
Среднемесячный доход на душу населения, рублей | 10464 | 8703 | 10284 | 10466 | 12290 |
Темп роста к соотв. периоду 2008 года, % | 106,6 | 105,5 | 109,0 | 101,5 | 110,3 |
Реальные денежные доходы населения, в % к соотв. периоду 2008 года | 94,5 | 90,1 | 96,0 | 91,3 | 100,4 |
Номинальная среднемесячная зарплата, рублей | 11854 | 10827 | 11651 | 12270 | 12668 |
Темп роста к соотв. периоду 2008 года, % | 106,3 | 108,3 | 105,7 | 106,2 | 105,1 |
Реальная среднемесячная зарплата, в % к соотв. периоду 2008 года | 94,8 | 94,4 | 93,4 | 95,0 | 96,3 |
Средний размер пенсии на конец периода, руб. | 5938 | 4954 | 4963 | 5169 | 5938 |
Темп роста к соотв. периоду 2008 года, % | 135,5 | 127,0 | 126,2 | 118,0 | 135,5 |
Реальная пенсия, в % к соотв. периоду 2008 года | 124,8 | 110,4 | 112,8 | 106,1 | 124,8 |