Сравнительная характеристика источников и структуры финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 00:20, контрольная работа

Описание

Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 39.49 Кб (Скачать документ)

Сущность лизинга  состоит в следующем. Если предприятие  не имеет свободных средств на покупку оборудования, оно может  обратиться в лизинговую компанию. В соответствии с заключенным  договором лизинговая компания полностью  оплачивает производителю (или владельцу) оборудования его стоимость и  сдает в аренду предприятию-покупателю с правом выкупа (при финансовом лизинге) в конце аренды. Таким  образом, предприятие получает долгосрочную ссуду от лизинговой фирмы, которая  постепенно погашается в результате отнесения платежей по лизингу на себестоимость продукции. Лизинг позволяет  предприятию получить оборудование, начать его эксплуатацию, не отвлекая средства от оборота. В рыночной экономике  использование лизинга составляет 25% - 30% от общей суммы заемных средств. Принятие решения в отношении  лизинга базируется на соотношении  величины лизингового платежа с  платой за использование долгосрочного  кредита, возможностью получения которого располагает предприятие. 
 

Формирование  и использование  финансовых ресурсов на микро- и макроуровнях.

Чистый доход  в составе валового внутреннего  продукта (ВВП) является основным источником формирования финансовых ресурсов. Исходя из распределения и перераспределения  части ВВП, создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Часть чистого  дохода направляется на расширенное  воспроизводство сферы материального  производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся  в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т. е. формируются на микроуровне  и используются на затраты по расширению производства. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов денежные фонды направляются на новые  капитальные вложения, увеличение оборотных  средств, финансирование научно-технического прогресса, проведение мероприятий  по охране природы и т. д. Осуществление  этих затрат за счет использования  децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными  средствами воспроизводственный процесс  элементов общественного труда  и их расширенного воспроизводства.

Одновременно  децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого  дохода, являются источником расширенного воспроизводства второго элемента совокупного общественного продукта -- стоимости рабочей силы. Создаваемые  за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды  направляются на обеспечение социального  обустройства работников, дополнительное материальное стимулирование и т. п.

Второй по величине источник формирования децентрализованных финансовых ресурсов -- амортизационные  отчисления -- образуется за счет стоимости  основных производственных фондов. Учитывая долговременный характер замещения  изношенных основных фондов, амортизационные  отчисления, в отличие от других элементов финансовых ресурсов, несут  в большей мере функции восполнения  и замещения, но поскольку замещение  изношенных основных фондов происходит через долговременный период, то и  замещение их происходит на принципиально  новой технической основе (амортизационный  фонд выступает не как источник простого воспроизводства, поскольку простое  замещение на прежней технико-технологической  основе бессмысленно).

Амортизационные отчисления совместно с другим основным источником, частью чистого дохода становятся важным источником расширенного воспроизводства. Эти денежные средства направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих основных фондов, приобретение более производительного оборудования и современных технологий, что соответствует сложившейся практике использования средств амортизационного фонда. В результате долговременного характера замещения основных фондов происходит отрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материально-вещественным содержанием. Амортизационный фонд становится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе. Безусловно, в условиях инфляции меняется характер финансирования всего воспроизводственного процесса.

Источниками формирования децентрализованных финансовых ресурсов являются также экономия от снижения стоимости строительно-монтажных  работ, выполняемых хозяйственным способом; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; прирост устойчивых пассивов; выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества и др.

Выбор способов и источников финансирования предприятия  зависит от многих факторов: опыта  работы предприятия на рынке, его  текущего финансового состояния  и тенденций развития, доступности  тех или иных источников финансирования, способности предприятия подготовить  все требуемые документы и  представить проект финансирующей  стороне, а также от условий финансирования (стоимости привлекаемого капитала). Однако необходимо отметить главное: предприятие  может найти капитал только на тех условиях, на которых в данное время реально осуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий, и только из тех источников, которые  заинтересованы в инвестициях на соответствующем рынке (в стране, отрасли, регионе). Получить полное представление  о существующих на рынке условиях финансирования можно без особых проблем и в кратчайшие сроки, опросив ключевые финансовые институты  или обратившись к консультантам  по корпоративным финансам. При этом следует оценить как существующие условия финансирования, так и  вероятность успешного привлечения  капитала из предполагаемого источника.

Подавляющее большинство  российских предприятий ориентируются  на финансирование из государственного бюджета. Во-первых, это наиболее традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в  областной администрации или  в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых  знаний и навыков. Во-вторых, подготовить  проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию  информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные. В-третьих, государство -- самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами.

Приобретение  активов в рассрочку доступно для предприятий, имеющих хорошее  финансовое состояние и позитивные тенденции развития. При этом в  качестве обеспечения служит приобретаемый  предприятием актив, который переходит  в полную собственность предприятия  только после того, как будет полностью  оплачена его стоимость. Предприятие  должно располагать суммой для оплаты начального взноса, составляющего от 10 до 50% от стоимости приобретаемого актива. Данный способ финансирования в основном используется при приобретении оборудования или транспортных средств (кораблей, самолетов, грузовиков и  т.п.). Финансирование поставщиками оборудования (Vendor financing) также очень широко распространено. Многие производители в качестве механизма стимулирования спроса предлагают своим клиентам приобретение оборудования в рассрочку, после оплаты первоначального  авансового взноса. При этом они  также отдают предпочтение надежным и динамично развивающимся предприятиям.

Среди возможных  источников капитала для промышленных предприятий можно перечислить  следующие:

1. Венчурные  фонды и фонды прямых инвестиций, формирующие инвестиционный портфель  из небольшого числа конкретных  предприятий, на период от 3 до 6 лет, с последующим выходом  из проекта.

2. Стратегические  инвесторы, промышленные компании  или финансовые институты, специализирующиеся  в определенных отраслях промышленности.

3. Инвестиционные  брокеры, осуществляющие частное  размещение акций предприятий  среди индивидуальных и институциональных  инвесторов.

4. Инвестиционные  банки, осуществляющие проектное  финансирование.

В формировании децентрализованных финансовых ресурсов участвуют заемные и привлеченные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, операций с другими  ценными бумагами, и др.). Осуществление  перечисленных затрат за счет использования  децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными  средствами процесс расширенного воспроизводства  на микроуровне. Такой порядок осуществления  воспроизводственного процесса является объективным и независимым от форм собственности. Другое дело, что  субъективизм может иметь место  в пропорциях распределения децентрализованных финансовых ресурсов между элементами ВВП, относящихся к компетенции властных структур, которые могут ускорять процессы развития производства и замедлять их. В условиях рыночных отношений пропорции распределения этих финансовых ресурсов должны определять сами хозяйствующие субъекты. В дореформенный период в нашем государстве порядок формирования децентрализованных денежных фондов финансовых ресурсов, создаваемых у хозяйствующих субъектов, довольно жестко регламентировался государством (фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд социального развития и жилищного строительства и др.).

Другая часть  чистого дохода в соответствии с  сущностью финансов является основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов, которые являются основой финансового обеспечения  общегосударственных потребностей, отражающих макроэкономический уровень.

Если децентрализованные финансовые ресурсы являются главной  формой обеспечения расширенного воспроизводства  непосредственно хозяйствующих  субъектов, то централизованные финансовые ресурсы являются результатом перераспределения  главным образом чистого дохода через налоговые и не налоговые  платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его  форме выражения -- прибыли обусловливает  высокие или низкие темпы роста  финансовых ресурсов.

Источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются также отчисления хозяйствующих  субъектов органам государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные  внебюджетные фонды (фонд социальной защиты населения, дорожный фонд, фонд занятости  и др.).

Централизованные  финансовые ресурсы формируются  также за счет части национального  богатства, вовлекаемой в хозяйственный  оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносителей, поступлений  от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет использования  средств, полученных от реализации государственных  ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т. д.

Незначительная  часть централизованных финансовых ресурсов формируется за счет поступлений  от населения (налогов, сборов, доходов  от займов и лотерей и др.).

Централизованные  финансовые ресурсы посредством  перераспределительных процессов (налогов, отчислений и т. д.) сосредоточиваются  в основном в государственном  бюджете, внебюджетных фондах, фонде  государственного имущественного и  личного страхования. Часть финансовых ресурсов создается путем перераспределения стоимости необходимого продукта в форме отчислений в доход государственного бюджета налогов с населения, отчислений в фонд социального страхования и других денежных поступлений от населения.

Основная часть  финансовых ресурсов аккумулируется в  централизованном фонде финансовых ресурсов государства -- государственном  бюджете. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует единой финансовой политике, обеспечивает возможность финансирования важнейших  общегосударственных программ. Финансовые ресурсы направляются на развитие хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, на финансирование обороны и правоохранительных органов, государственного управления, выплат страховых сумм по всем видам имущественного и личного страхования и др.

Как формирование децентрализованных фондов финансовых ресурсов, так и формирование централизованных фондов финансовых ресурсов государства  является результатом расщепления  и последующего распределения чистого  дохода, создаваемого в сфере материального  производства. Корни и истоки формирования обоих фондов едины -- чистый доход  и его первичное распределение  и последующее перераспределение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. http://md-hr.ru/articles/html/article32451.html
  2. http://examen.od.ua/biznesplan/page223.html
  3. Дробозина Л.А. “Финансы”, - Москва: Финансы, ЮНИТИ, 2003.
  4. Родионова В.М. “Финансы”, - Москва: Финансы и статистика.
  5. И.А. Лысенко “Финансы предприятия: имущество, фонды, налоги”, - Москва: ИПИО, Приз.
  6. “Финансы” под ред. Романовского М.Ф., Перспектива 2001г.
  7. “Финансы на макроуровне” под ред. Самсонова Н.Ф., - Высшая школа.

Информация о работе Сравнительная характеристика источников и структуры финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях