Сравнительная характеристика налоговых доходов бюджетов разных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть налоговые доходы бюджетов РФ и проанализировать их влияние на бюджеты на федеральном и региональном уровнях
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретическую часть, виды различных доходов.
2. Рассмотреть данные о доходах в бюджеты за 2008-2009 гг. и плановый период 2010-2012 гг.
3. Проанализировать их, выявить динамику, сделать сравнительную характеристику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета…………………………………….4
1.1. Экономическое содержание доходов бюджета………………………………………....4
1.2. Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета………….………….…...6
1.3. Доходы региональных и местных бюджетов…………………………………………11
Глава 2. Анализ федерального бюджета и бюджета Свердловской области………….17
2.1 Федеральный бюджет…………………………………………………………………….17
2.2 Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………………………………………..18
2.3 Анализ доходов федерального бюджета…………...…………………………………...20
2.4 Анализ доходов областного бюджета…………………………………………………...26
2.5 Сравнительная характеристика доходов федерального и областного бюджетов..32
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованных источников.……………………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета…………………………………….4

1.1. Экономическое содержание доходов бюджета………………………………………....4

1.2. Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета………….………….…...6

1.3. Доходы региональных и местных бюджетов…………………………………………11

Глава 2. Анализ федерального бюджета и бюджета Свердловской области………….17

2.1 Федеральный бюджет…………………………………………………………………….17

2.2 Основные характеристики федерального бюджета  на 2010  год и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………………………………………..18

2.3 Анализ доходов федерального бюджета…………...…………………………………...20

2.4 Анализ доходов областного бюджета…………………………………………………...26

2.5 Сравнительная характеристика доходов федерального и областного бюджетов..32

Заключение…………………………………………………………………………………….34

Список использованных источников.……………………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм -  доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

Тема данной курсовой работы: «Сравнительная характеристика налоговых доходов бюджетов разных уровней», я считаю, что эта тема актуальна в наше время, потому что доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны. Сравнительный анализ помогает рассмотреть динамику по доходам, выявить самые крупные и самые мелкие поступления в бюджет и получить достоверную картину о состоянии бюджетов страны в настоящее время и их перспективы на будущее.

Объектом исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования налоговые доходы бюджета РФ.

Цель работы: рассмотреть налоговые доходы бюджетов РФ и проанализировать их влияние на бюджеты на федеральном и региональном уровнях

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

              1. Рассмотреть теоретическую часть, виды различных доходов.

              2. Рассмотреть данные о доходах в бюджеты за 2008-2009 гг. и плановый период 2010-2012 гг.

              3. Проанализировать их, выявить динамику, сделать сравнительную характеристику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ, остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.

Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй - у  Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.

Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Этот метод самый непопулярный, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

 

 

1.2. НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.

К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом  законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

Все налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий и организаций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги – это  налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Налоговая система в Российской Федерации построена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (принята часть первая и пять глав части второй), действующими ещё некоторыми положениями Законов РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (принят 27 декабря 1991 г.), “О государственной налоговой службе РСФСР” от 21 марта 1991 г. и рядом законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов. В них определены принципы построения налоговой системы, её структура и состав, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги - налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга); местные налоги.

Первоначально насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог  на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменён.

Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

В настоящее время после изменений осталось 15 федеральных налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.

Полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами (действует с 24 октября 1995 г.), а также платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц - это регулирующие доходы, которые процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов федерального бюджета.

Готовятся предложения об изменении налогообложения природных ресурсов, имея в виду ввести единый налог на природные ресурсы вместо ныне действующих двух налогов - налога о воспроизводстве минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и налога на пользование природными ресурсами (роялти). Предполагается ввести систему коэффициентов, обеспечивающих учёт всех особенностей добычи ископаемых, экономические показатели компаний, истощённость природных ресурсов, дебитность скважин, а также увеличить размер поступления от роялти и ВМСБ в федеральный бюджет до 80% вместо 25%, как сегодня.

В нефтяной отрасли на которую, приходится большая часть платежей за природные ресурсы, предполагается объединить акцизы, которые платят компании, работающие с ресурсами, с налогом на ВМСБ.

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги. В 1997-2000гг. на них приходилось от 62% до 66% общей суммы доходов федерального бюджета, а в 2001 г.-75% и в 2002г.-72%.

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему 42-43% всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г. Он заменил действовавшие два налога - налог с оборота и налог с продаж. Под “добавленной стоимостью” понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Акцизы также взимаются через цены товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке), алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, минеральное сырьё (нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ))  в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и газ.

Таможенные пошлины действуют на основе Закона РСФСР “Об основах налоговой системы РФ” (декабрь 1991г.) и Таможенного кодекса РФ, принятого в середине июня 1993 г. Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введённым с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” (с последующими изменениями).

Что  касается  прямых  налогов,  то  в  России  важное  значение   принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль являются  российские  организации и иностранные организации,  осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками.

Подоходный налог с физических лиц  в России действует с 1 января 1992 г. (с 1 января 2001 г.- налог на доходы физических лиц). Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.

К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, от его продажи, доходы от реализации государственных запасов, доходы от продажи земли и нематериальных активов, поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы, а так же безвозмездные перечисления (нерезидентов и бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций, наднациональных организаций, средства передаваемые в целевые бюджетные фонды), доходы целевых бюджетных фондов.

С 1 января 2001 г. упразднены действовавшие ещё в 2000 г. следующие целевые бюджетные фонды, средства которых были консолидированы в бюджете 2000 г.: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Федеральный экологический фонд  Российской Федерации, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства  водных биологических ресурсов, Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Упразднены также Фонд по охране о. Байкал и Фонд содействия военной реформе.

При формировании доходной части федерального бюджета на 2002 г. был учтён ряд изменений, внесённых в налоговое законодательство в ходе исполнения бюджета в 2001 г. и ранее.

 

1.3. ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

• налог на имущество предприятий;

• налог на недвижимость;

• дорожный налог;

• транспортный налог;

• региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов - более 25%.

Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий - примерно 9%, доходы от государственной собственности - 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества - 1,5%, поступления от целевых бюджетные фондов - 2,8%.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

      обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

      обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

      проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

      обеспечение реализации региональных целевых программ;

      формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

      осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

      содержание и развитие предприятий учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

      обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

      оказание финансовой помощи местным бюджетам;

      обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

      компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство), на втором месте - расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) - более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.

Следует отметить, что региональный бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением

деятельности местных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:                         

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц;

• налог на рекламу;

• налог на наследство или дарение;

• местные лицензионные сборы.

В свою очередь земельный налог включает:

• земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

• земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;

• доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

• возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

• доходы  от  приватизации  объектов  государственной  и  муниципальной собственности;

• доходы от продажи земли;

• доходы от продажи квартир гражданам.

А также средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

• от налога на добавленную стоимость;

• от акцизов;

• от налога на прибыль (доход) предприятий;

• от подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает   национальное   богатство.   Основными   методами   перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение  возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011-2012 ГОДОВ

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 - 2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 -2012 годах:

Таблица 3.1

Показатель

Отчет

Оценка

Прогноз

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы, млрд. руб.

5 127,2

6 278,8

7 781,1

9275,9

6 561,3

6 636,2

7 346,9

8 097,4

%% к ВВП

23,7

23,3

23,5

22,2

17,0

15,7

15,7

15,5

Расходы, млрд. руб.

3 514,3

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 980,1

9 822,8

9 358,6

9 661,2

%% к ВВП

16,3

15,9

18,1

18,2

25,9

23,2

20,0

18,5

в том числе условно утверждаемые

 

 

 

 

 

 

234,0

483,1

%% к общему объему расходов

 

 

 

 

 

 

2,5

5,0

Дефицит/профицит, млрд. руб.

1 612,9

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-3 418,8

-3 186,6

-2 011,7

-1 563,8

%% к ВВП

7,5

7,4

5,4

4,1

-8,9

-7,5

-4,3

-3,0

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

 

В 2010 - 2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год.

Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.

Таким образом, в 2010 - 2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 годах – иные источники финансирования дефицита федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 АНАЛИЗ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).

При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года.

В части налогового законодательства приняты следующие решения:

а) индексация ставок акцизов:

на табачные изделия: индексация специфических ставок на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной ставки до 7%;

на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;

на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год;

на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года;

б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;

в) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);

г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.

По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:

а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;

б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

              В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры:

а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;

б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.

В банковском законодательстве запланировано внесение изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.

Рисунок 1

 

Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.1). В номинальном выражении  доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9  млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.

Рисунок 2

 

Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составит порядка 8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 2).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году (рис. 3). В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.

 

Рисунок 3

 

Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источникам доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.

Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП (таблица 1):

Таблица 1

                           

Прогнозируемая структура доходов федерального бюджета приведена в Таблице 2

Таблица 2

Структура доходов федерального бюджета

 

2009

2010

2011

2012

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

Всего доходов

6561,3

17,1

6636,2

15,7

7346,9

15,7

8097,4

15,5

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефтегазовые доходы

2545,8

6,6

2955,0

7,0

3245,2

6,9

3520,8

6,7

НДПИ (без ненефтегазовых доходов)

882,8

2,3

982,9

2,3

1088,0

2,3

1187,1

2,3

Таможенные пошлины

1663,0

4,3

1972,1

4,7

2157,2

4,6

2333,7

4,4

Ненефтегазовые доходы

4015,5

10,4

3681,2

8,7

4101,7

8,8

4576,6

8,8

НДС

1943,7

5,1

2148,4

5,0

2430,4

5,2

2792,0

5,4

Налог на прибыль организаций

172,8

0,4

191,5

0,5

192,4

0,4

200,3

0,4

ЕСН

495,4

1,3

41,3

0,1

0

 

0

 

Акцизы

105,8

0,3

145,1

0,3

182,7

0,4

233,9

0,4

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

11,1

0,0

10,7

0,0

11,2

0,0

11,8

0,0

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

506,6

1,3

546,3

1,3

620,7

1,3

700,5

 

1,3

 

 

Проведя сравнительный анализ Таблицы 2 можно рассмотреть динамику изменения различных статей доходов в бюджет.

В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает третью часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о ее значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что  сумма доходов показателя растет с 2545,8 млрд. руб. в 2009 году до 2955,0 в 2010 г., а затем до 3520,8 в 2012 г. Прогнозируется увеличение на 975 млрд. руб.

Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов,  в общем объеме растут. Несмотря на то что к 2010 году показатель падает на 334,3 млрд. руб. по отношению к 2009 г., в прогнозе на 2011-2012 гг. наблюдается рост с 3681,2 млрд. руб. до 4576,6 млрд. руб. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что в 2010 году происходит увеличение поступлений на 18,7 млрд. руб., к 2012 еще на 8,8 млрд. руб., что составляет в итоге 200,3 млрд. руб.

Налоги и взносы на социальные нужды.  Из данных Таблицы 2, видно, что в связи введением страховых взносов и упразднением единого социального налога суммы поступлений резко уменьшаются к 2010 году до 41,3 млрд. руб., вместо 495,4 млрд. руб. в 2009 году. В 2011-2012 годах данная статья не приносит доходов в федеральный бюджет.

Налог на добавленную стоимость. Доля доходов от этого раздела растет. Прогнозируется, что в 2010 году сумма  показателя возрастет на 204,7 млрд. руб.  по отношению к 2009 году.  Позднее наблюдается дальнейший рост еще на 643,6 млрд. руб., что составит 2792 млрд. руб. в 2012 году

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этот показатель резко возрастает от 105,8 до 233,9 млрд. руб. на 128,1 млрд. руб. Изменения в этом разделе связанны с увеличением ставок на ввозимую продукцию.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета в 2009 году составили 11,1 млрд. руб. В 2010 планируется спад до 10,7 млрд. руб. К 2012 году планируется рост показателя до 11,8 млрд. руб.

Таможенные пошлины. Сумма доходов этого раздела в 2009 году составила 506,6 млрд. руб., в 2010 году на 39,7 млрд. руб. больше, а к 2012 году вырастет до 700,5 млрд. руб.

Проанализировав данные Таблицы 2 можно сделать вывод, что сумма доходов вырастает по всем статьям: как по налоговым, так и по нефтегазовым

 

 

2.4 АНАЛИЗ ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

В 2008 году доходы региональной казны составили 118,7 млрд рублей, при этом в виде собственных доходов поступило 99,9 млрд рублей, что на 6 млрд рублей меньше, чем планировалось.

Основную статью доходов (44%) традиционно составляет налог на прибыль и он составил 44,6 млрд. рублей. Налог на доходы физических лиц принес в областной бюджет 37 млрд. рублей.

Доходы консолидированного бюджета в 2009 году исполнены в сумме 139,6 млрд.рублей - со снижением к уровню 2008 года на 11,0 процентов, или на 17,3 млрд. рублей.

Собственные доходы консолидированного бюджета  исполнены в сумме 109,3 млрд.рублей, что ниже факта 2008 года на 20,8 процентов, или на 28,7 млрд.рублей.

Доходы областного бюджета с учетом безвозмездных перечислений исполнены в сумме 103,3 млрд.рублей - со снижением к факту 2008 года на 15,4 млрд. рублей, или на 13,0 процентов.  Собственные доходы областного бюджета исполнены в сумме 73,1 млрд.рублей, что составляет 109,6 процента годового прогноза. Снижение к уровню 2008 года 26,8 млрд.рублей, или 26,8 процента.

Доходы местных бюджетов с учетом безвозмездных перечислений исполнены в сумме 68,5 млрд.рублей - со снижением к уровню 2008 года на 8,1 млрд. рублей, или на 10,6 процента.

Собственные доходы местных бюджетов исполнены в сумме  36,2 млрд. рублей, что составляет 90,8 процента годового прогноза. Снижение к уровню 2008 года 1,9 млрд.рублей, или 5,0 процентов.

Основными доходными источниками консолидированного бюджета Свердловской области в 2009 году являлись: налог на доходы физических лиц – 44,6 процента; налог на прибыль организаций – 18,5 процентов; налог на имущество организаций – 9,9 процента; акцизы – 5,1 процента; земельный налог – 3,7 процента.

Поступления от уплаты налога на прибыль составили 20,2 млрд.рублей. Это один из самых сложно прогнозируемых платежей в бюджет, зависящий не только от общей экономической ситуации, но и от экономической политики, проводимой собственниками крупных компаний.

Перевыполнение прогноза на 5,9 млрд.рублей связано с тем, что заявленные в ноябре-декабре 2009 года  налогоплательщиками к возврату суммы переплат  по налогу (600 млн.рублей) были значительно ниже суммы переплат на 01.10.2009г. (5,6 млрд.рублей).

Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет составили 48,7 млрд.рублей, что на  6,3 млрд.рублей ниже уровня 2008 года, или на 11,3 процентов.

Основные причины снижения поступлений - сокращение численности работников и рост числа безработных;  установление режима неполного рабочего времени;  задолженность по выплате заработной платы (на 01.01.2010г.- 35,8 млн.рублей);  снижение размера заработной платы (средний размер заработной платы 2009г – 17397 руб, снижение 1,2% к 2008 году);   рост задолженности по уплате НДФЛ (на 01.01.2010г. составила 714 млн.руб. и за год выросла на 16,2%).

Акцизы в 2009 году в бюджет Свердловской области поступили в сумме 5,6 млрд.рублей.

Налог на имущество организаций поступил в консолидированный бюджет в сумме 10,8 млрд.рублей.  Положительная динамика объясняется увеличением  налогооблагаемой базы. По статистическим данным в 2008 году остаточная стоимость основных фондов экономики Свердловской области возросла на 139,6 млрд.рублей или 15,5 процента. Коэффициент обновления основных фондов составил 6,7 процента и превысил уровень 2007 года на 34 процента.

Один из основных доходных источников местных бюджетов – земельный налог исполнен в сумме 4,1 млрд.рублей.

Рост поступлений и высокое исполнение прогнозных назначений в 2009 году связаны с ростом кадастровой стоимости земельных участков.

Конкретный размер дополнительных доходов местных бюджетов зависел от деятельности органов местного самоуправления, т.к. установление ставок и льгот по земельному налогу относится к их полномочиям.

В результате проведения актуализации кадастровой оценки суммарная кадастровая стоимость земель Свердловской области на 1 января 2009 года возросла в среднем на 49,7%.

Следовательно, можно было ожидать рост поступлений по земельному налогу на 1,8 млрд. рублей (или на 49%) к факту 2008 года.

Однако муниципальные образования не получили ожидаемые дополнительные доходы. В 2009 году поступления возросли только на 500 млн.рублей.  Основная причина - 47 муниципальных образований в 2008 и в 2009 гг. снизили ставки на 15 процентов и предоставили дополнительные льготы. Поэтому в 2010 году муниципалитетам необходимо ещё раз проанализировать действующие ставки и льготы по земельному налогу. Кроме того, у  местных бюджетов существуют резервы по земельному налогу под многоквартирными домами. Процесс формирования земельных участков под объектами многоэтажной застройки затянулся и в  2010 году необходимо завершить работу в этом направлении.

План по доходам в областной бюджет на 2009 г. выполнен со значительным снижением на 15,4 млрд. рублей или 13% и составил 103,3 млрд.рублей, из них налоговых доходов - на 89,4 млрд. рублей. Основу поступлений в бюджет области составили именно налоговые доходы. В 2009 году собрано собственных доходов в областной бюджет в сумме 73,1 млрд.рублей или 109,6 % годового прогноза.

В налоговых доходах бюджета области сохраняется весьма высокая доля  поступлений налога на доходы физических лиц (44,6%) налога на прибыль (18,5%); налога на имущество организаций (9,9%); акцизов (5,1%); земельного налог (3,7%).

 

Структура доходов, тыс. руб.

 

В законе Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" написано что общий объем доходов бюджета Свердловской области на 2009 г. определен на уровне 109364986,7 тысяч рублей, на 2010 г. - 143355792,9 тысяч рублей, на 2011 г. - 159162495,9 тысяч рублей. Исходя из этого, можно сказать, что доходы в Свердловской области будут увеличиваться.

Рассмотрим динамику роста налогов в таблице 3.

Таблица 3

Структура доходов бюджета Свердловской области

 

2008

2009

2010

Тыс. рублей

Тыс. рублей

Тыс. рублей

Всего доходов

58030206

66701387

73411817,1

Из них налоговых:

 

 

 

Налог на прибыль организаций

10506985

14260952

20602705,1

Налог на доходы физических лиц

296538207

29324535

29369624

Налог на имущество

10387258

12292614

12062007

Налог на добычу полезных ископаемых

303426

803426

819495

Единый сельскохозяйственный налог

7935

8258

9610

Акцизы

5048601

5358115

6210470

 

 

За 2009 г. в областной бюджет поступило налога на прибыль в сумме 14260952 тыс. руб. (Рисунок 4), что на 34% превышает факт 2008 г. В 2010 г. планируется дальнейший рост на 44%. В динамике этот показатель растет и достаточно быстро.

      

Рисунок 4. Динамика поступлений по налогу на прибыль, тыс. руб

 

За 2009 год в доход областного бюджета зачислено 12292614 тыс. руб. налога на имущество предприятий. Этот показатель вырос по сравнению с 2008 годом и значительного спада не намечается. Однако в 2010 году ожидается, что доходы от налога сократятся до 12062007 тыс. руб.

 

Рисунок 5. Динамика поступлений по налогу на имущество, тыс. руб

 

 

В 2009 г. в бюджет области поступило акцизов 5358115 тыс. руб., что составило 6% к факту 2000 г. Поступление акцизов в 2010 году ожидается в размере 6210470 тыс. рублей, что составляет рост на 15 процентов. Показатель продолжает рости.

 

Рисунок 6. Динамика поступления акцизов, тыс. руб.

 

 

Проанализировав доходную налоговую часть бюджета области можно увидеть, что количество поступаемых в бюджет налогов растет, и эта тенденция в перспективе будет продолжаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО И ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТОВ

 

Рассмотрим динамику общих доходов федерального и областного бюджетов:

 

Общие доходы бюджетов

 

 

Федеральный бюджет

 

 

Областной бюджет

2009

2010

2011

2008

2009

2010

млрд.

руб.

млрд.

руб.

млрд.

руб.

млрд.

руб.

млрд.

руб.

млрд.

руб.

Всего доходов

6561,3

6636,2

7346,9

58,1

66,7

73,4

Налог на прибыль организаций

172,8

191,5

192,4

10,5

14,3

20,6

Акцизы

105,8

145,1

182,7

5,1

5,4

6,2

НДПИ

11,1

10,7

11,2

0,3

0,8

0,82

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее число доходов растет. В федеральном бюджете на 2009 г. статья  «всего доходов» составляет 6561,3 млрд. руб. Из них 66,7 приходится на Свердловскую область. В 2010 г. этот показатель вырастет на 74,9 млрд. руб. и на 8,6 млрд. руб. соответственно.

Налог на прибыль организаций в 2009 г. составил  172,5 млрд. руб. в федеральном бюджете и 14,3 млрд. руб. - в областном. В динамике сумма этого налога растет, причем она увеличится довольно значительно - на 10 % за год в федеральном и на 44% в областном бюджетах.

Сумма акцизов увеличится на 37% в федеральном бюджете. В областном – всего на 4%.

Налог на добычу полезных ископаемых снизится в 2010 г., но затем увеличится в 2011 г. и составит 11,2 млрд. руб. В областном бюджете этот налог увеличился в 2,5 раза и составил 0,8 млрд. руб. в 2009г. В 2010 г. рост продолжится, но уже гораздо менее значительно.

              Если рассматривать федеральный бюджет, то в нем очень большую часть налоговых доходов составляет НДС. 1943,7 млрд. руб. в 2009 г. и 2148,4 млрд. руб. в 2010. На втором месте – таможенные пошлины – 506, 6 млрд. руб. в 2009 г. и 546,3 млрд. руб. в 2010. Затем в 2009 г. шел ЕСН, но с 2010 г. он больше не взимается. На его место по количеству доходов встает налог на прибыль организаций – 172,8 млрд. руб. Самая маленькая статья доходов это налог на добычу полезных ископаемых всего 11,1 млрд. руб.

              В областном бюджете основную часть доходов составляет налог на доходы физических лиц – 293,3 млрд. руб. в 2009 г. и 293,7 млрд. руб. в 2010. За ним идет налог на прибыль организаций. В 2009 г. эта статья составила 14,3 млрд. руб., в 2010 г. ожидается 20,6 млрд. руб. Далее идут налог на имущество и акцизы. Самая маленькая статья – единый сельскохозяйственный налог. Он составляет 0,008 млрд. руб. в 2009 г. и ожидается 0,01 млрд. руб. в 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный бюджет, являясь основным  финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую  власть.  С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплектом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой,  выполняет довольно  утилитарную функцию -  фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению   к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он  полностью зависит  от  избранного варианта развития общества и самостоятельной роли  не играет.

Однако, именно бюджет, показывает размеры необходимых государству  финансовых ресурсов  и реально имеющихся резервов, определяет налоговый  климат страны, именно бюджет, фиксируя  конкретные направления  расходования  средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным  выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом  регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Целью работы было рассмотреть налоговые доходы бюджетов РФ и сравнить их на федеральном и региональном уровнях. Были рассмотрены и проанализированы данные за предыдущие года, а также планируемые показатели на ближайшие несколько лет. Была проведена сравнительная характеристика. Цель работы достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 г.)

2. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.).

3. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».

5. Федеральный закон от 24 июля .2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года».

6. Закон Свердловской области об областном бюджете на 2009 год

7. Закон Свердловской области об областном бюджете на 2010 год

Учебная литература

8. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.

9. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2007.- 560 с.

10. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2005. – 240 с.

11. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.: Инфра-М, 2007.- 360 с.

12. Нешитой А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2007.- 512 с.

13. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2007.- 383 с.

14. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2004. – 344 с.

15. Финансы: Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-Издат, 2006.- 464 с.

16. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2006. – 528 с.

 

Периодические издания

17. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9.- С. 8-10.

 

Интернет-источники

18. Сайт федеральной налоговой службы www.nalog.ru

19. www.minfin .ru

 

10

 

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых доходов бюджетов разных уровней