Становление финансовой системы России в XVII-XVIII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование сущности финансовой системы в целом, а также исследование финансовой системы в России XVII-XVIII века, принципов формирования и функционирования отдельных ее звеньев.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Дать определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций.
2. Обозначить сущность и принципы зарождения финансовой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5
2.СОСТАВ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………………..7
3.ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………9
4.ФИНАНСЫ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ XVII – XVIII ВЕКОВ…………………………………………………………………………..12
5.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XVII–XVIII ВЕКАХ…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………………......23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…………………………. 24

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит Курсовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, если деньги – это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы – это совокупность денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). К причинам, порождающим финансы, можно отнести следующие:

      Существование государства

      Развитие товарно-денежных отношений

      Появление налогов в денежной форме

      Движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Финансы как историческая категория XVII – XVIII веков

Деньги в России долго оставались редким и дорогим товаром. Цена их стала падать только после усиления торговых сношений с Западом. Но зато нигде на Западе падение цены денег не шло так быстро, как в России. По весьма вероятному расчёту рубль в древней Руси по своей покупательной силе был сильнее рубля конца XIX века, как это видно из диаграммы:

Отношение покупательной силы рубля к покупательной силе рубля конца XIX века
 

Быстрое падение цены рубля в начале XVII века и начале XVIII века объясняется как порчей монеты, так и вздорожанием всех цен вследствие Смутного времени и мероприятий Петра.
              Кредит в России почти отсутствовал; процент равнялся 20% в древней Руси, и ещё в начале XIX века приходилось платить 10%. Только с середины XVIII столетия появляются первые кредитные учреждения, созданные правительством и имеющие сословный характер. Частные же банки начинают возникать только в конце XIX века.
              При слабом экономическом развитии правительство вынуждено было, особенно в течение XVII-XIX веков, напрягать все платёжные средства страны, чтобы покрывать расходы на оборону страны и на расширение её территории.
              Какое значение имел военный расход в общем составе государственных нужд, видно из таблицы, представляющей возрастание государственного расхода с конца XVII по конец XIX века:

Платежи по государственному долгу присоединены к военному расходу, так как займы делались почти исключительно на покрытие чрезвычайных издержек. Таким образом, от 1/2 до 3/5, а при Петре даже от 2/3 до 3/4 бюджета поглощали военные расходы.
              В допетровское время важнейший расход государства был также военный. Об этом можно судить потому, что все важнейшие прямые налоги древней России прямо предназначались на покрытие военных расходов.
Ряд этих налогов начинается с татарской "дани". При Иоанне III к ним присоединяется "ямская подать" (на содержание сообщений). Иоанн IV создаёт в 1550-х годах целую систему военных налогов: "засечные деньги" (на постройку засек), "емчужные" (на селитроварение для производства пороха), "пищальные" (на содержание "пищальников" - отряда регулярной пехоты, вооружённой огнестрельным оружием), "полоняничные" (на выкуп пленников).
              После Смутного времени к этим военным налогам присоединяются новые, в несравненно больших размерах: рядом с прежними "ямскими деньгами", которые теперь получают название "малых", - "большие ямские"; рядом с "пищальными" - гораздо более значительная "стрелецкая подать" деньгами и хлебом. Перед воцарением Петра все эти налоги сливаются в один. Пётр, помимо них, вводит целый ряд новых налогов на специальные военные нужды своего времени, и кончается тем, что сливает все прямые подати, старые и новые, в один прямой налог значительно больших размеров, чем все прежние - подушную подать, прямо назначенную на содержание войска.
              Помимо введения новых налогов и увеличения их размеров, правительство старается увеличить доходность налогов путём привлечения всё большего количества плательщиков. Для этой цели оно изменяет несколько раз форму взимания податей.
              С конца XVI и начала XVII века для владельческих земель вводится новый способ уплаты налогов с "сохи": подати взимаются только с "живущей", т.е. не пустой, а распаханной части пашни, и каждая "четверть" (1/2 десятины) этой пашни начинает приравниваться известному количеству дворов.           Указами 1630-31 годов устанавливается норма 8-16 крестьянских дворов на "живущую четверть". Одновременно производится второе генеральное описание "сошной пашни" и крестьянских дворов.
              Наконец, в течение XVII века правительство переходит к третьей системе обложения: с каждого двора отдельно. Для этой цели в первые годы царствования Алексея Михайловича (1646-48 гг.) и вторично в начале царствования Фёдора Алексеевича (1678 г.) составляются общие переписи дворов во всём государстве (так называемые переписные книги). После составления второй из них (1679-81 гг.) все прямые налоги перелагаются на двор; "соха" и "живущая четверть" окончательно отменяются. При Петре и подворное обложение заменяется подушным; для проверки числа душ от времени до времени предпринимались ревизии.
              Для населения, впрочем, все эти перемены в способах обложения имели очень мало значения, так как правительство требовало уплаты налога не от каждого плательщика особо, а от целых групп их вместе. На тяглую общину падала общая сумма платежей, приходившихся со всех её членов. Эта общая сумма раскладывалась уже самими плательщиками между собой по их "животам и промыслам", т.е. пропорционально их платёжным силам. Отдельные попытки правительства в XVII веке взять налог прямо с имущества или с дохода отдельного плательщика ("пятая", "десятая", "пятнадцатая", "двадцатая" деньга) были бессильны против установившегося способа раскладки. Самый прогрессивный и справедливый из прямых налогов - подоходный налог - не был введен к концу XIX века из европейских стран только во Франции и России.
              С учетом обесценивания рубля, на деньги конца XIX века в 1680 году приходилось на человека 1 руб. 80 коп. государственных платежей, в 1724 году цифра эта увеличилась до 6 руб. 25 коп., в конце XIX века она доходит до 8 руб. на человека. Средний годовой доход рабочего составлял при этом около 150 рублей.
              Общая сумма доходов государства выросла с 1,5 млн. рублей в 1680 году до 332 млн. рублей в 1870 году При этом сравнительное значение главных статей государственного дохода видно из следующей диаграммы:

Доля (в %) главных статей дохода


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Этапы развития  финансовой системы  России в XVII –XIX веках

 

Решение сложнейших государственных и общественных задач требовало больших расходов, которые в течение XVII века постоянно возрастали. Большие средства расходовались на войско, управление, торговлю, дороги и промышленность. Деньги нужны были на выплату жалованья дворянскому ополчению, стрельцам, иностранным специалистам, инженерам и офицерам-наемникам, на покупку за границей оружия и различных товаров для казны. Феодальная основа российского государства, господство натурального хозяйства не давали достаточных денежных ресурсов. Приходилось постоянно прибегать к выискиванию различных способов покрытия государственных расходов.

В начале XVII века в России складывалась система финансового управления. Были созданы приказы, имевшие финансовые функции. - Приказ большой казны, Стрелецкий, Ямской. Доходы с собственных земель царя поступали в Приказ большого дворца. При дворе патриарха был свой финансовый приказ. Финансовая система России оставалась сложной и запутанной, поэтому налогово-финансовая сфера была одной из первых, подвергшейся упорядочению при царе Алексее Михайловиче. В 1655 году был создан Счетный приказ, регулировавший расходы и доходы государства.

Доходы казны складывались из разнообразных поступлений. Сумма всех прямых налогов - податей на общество и физических лиц - называлась тягло, а люди, земли, дворы - тяглыми. Доходы увеличивались путем включения в состав тяглого населения все новых категории жителей. Дополнительные доходы давали государству займы; у монастырей, церковных иерархов и купцов. Быстрое освоение Сибири имело в основном экономическую подоплеку. Только продажа за границу добытой в Сибири и собранной в виде ясака пушнины приносило до 1/3 всех доходов казны, кроме того, в значительных количествах вывозился "рыбий зуб" (клыки моржей, заменявшие слоновую кость). Сбор ясака с нерусских народов Поволжья и Сибири осуществляли Казанский и Сибирский приказы.

Правительственные финансовые средства составлялись из доходов окладных и неокладных. Окладные доходы составлялись из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги давали 44% всех государственных доходов. В начале XVII века был образован Приказ большой казны, в ведении которого находились сбор прямых налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами, и монетное дело (Денежный двор). Взимание прямых налогов в городах и черных волостях проводилось выборными властями волостей, посадов или специальными выборными сборщиками и целовальниками, а в боярских, помещичьих и других частных владениях - приказчиками. Все сборы поступали в земскую избу или к воеводе (съезжая изба), откуда передавались в соответствующий приказ.

Главным предметом тяглого обложения были земли на основании сошного письма, то есть расписания тяглых земель и дворов на сохи. Соха "черных" ("добрых'") земель равнялась 500 четям в одном поле, монастырских - 600, а служилых по отечеству - 800 четям. Соха земель менее плодородных была больше. Чем больше четей входило в соху (соха служилых людей по отечеству в одном поле в 1,6 раза больше сохи черносошных крестьян), тем меньше становился налог и тем большая доля от эксплуатации крестьянина оставалась у помещика. Эта привилегия отражала дворянский характер налоговой политики. В царствование Федора Алексеевича была проведена принципиально важная налогово-финансовая реформа: переход от поземельной системы налогообложения к подворной, при которой податной единицей становился крестьянский двор. Для этого в 1678 - 1679 годах была проведена общая подворная перепись и составлены переписные книги, в которые внесено 800 тысяч тяглых дворов. Чтобы уменьшить подати, крестьяне шли на укрупнение дворов, совместное проживание в одном дворе нескольких семей.

Финансовая политика Российской империи в XVIII веке складывалась по мере проведения административных реформ государственного аппарата и усиления бюрократии, укрепления централизованного унитарного государства и наступательной внешней политики. Вслед за потребностями государства шло создание органов по управлению финансами, формирование бюджета, усовершенствование налоговой и создание кредитной системы.

К началу XVIII века связи между Россией и Европой были довольно слабы; государство не вело на западе активной внешней политики и не было заинтересовано в развитии европейских финансовых учреждений, наподобие бирж и банков, о чем свидетельствовал и отказ от проекта кредитного учреждения в Пскове, предложенный в 1665 году А.Л. Ординым-Нащокиным.
              Тем не менее, завоевания России, постоянная нехватка средств в казне, слабость отечественного купечества в сравнении с иностранными торговцами, подталкивали правительство в сторону преобразований.
              В конце Северной войны Петр I приступил к реформе государственного аппарата. За образец была взята швейцарская система центральных учреждений, действовавших на принципах камерализма. Создание коллегий было одной из важнейших составных частей реформы. В 1717 году определились с названием коллегий и их компетенцией. Начался набор штата служащих. Финансовые функции обеспечивали три коллегии: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия. В 1719 году был создан первый Регламент, определивший обязанности коллегий. Камер-коллегия обеспечивала сбор доходов, руководила работой губернских и уездных финансовых учреждений; штатс-контор-коллегия распределяла средства, надзирала за их целевым использованием; ревизион-коллегия обеспечивала общий контроль за расходами и доходами. В отличие от приказов, каждая коллегия имела общегосударственную компетенцию с четким разграничением их функций и подчинением разветвленной сети местных финансовых учреждений. Это способствовало усилению роли государства в управлении финансами и отечественной промышленностью. Созданные Петром Великим коллегии просуществовали до 1802 года - до проведения Александром I министерской реформы.

В последующие годы наблюдались значительные отступления от петровских идей и начинаний, что искажало и деформировало государственный аппарат и сделало настоятельной необходимостью проведение новой реформы финансового управления. Созданная коллегия экономии (1763) и проведенная секуляризация церковных земель (1764) сумели снять на какое-то время остроту финансовых проблем. Реорганизация центральных органов финансового управления была растянутой по времени и проводилась постепенно, что вообще было свойственно Екатерине II как политику и государственному деятелю. Постепенно все руководство финансами государства сосредоточилось в руках генерал-прокурора Сената, при котором создаются новые учреждения - экспедиция о государственных доходах и казначейство. С проведением в 1775 году губернской реформы реорганизация органов финансового управления затронула и провинцию. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Учреждались должности губернских и уездных казначеев, которые были обязаны хранить собранные деньги. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму - 30 млн руб. При Павле I была учреждена должность государственного казначея и восстановлена камер-коллегия. Все это явилось переходным периодом для проведения более основательной министерской реформы начала XIX века.

В XVIII веке впервые возникает понятие ''государственный бюджет" как общий финансовый закон, утверждаемый верховной властью страны. Лично Петр I прилагал немало усилий для налаживания строгого учета государственных доходов и расходов. Отличительной чертой финансовой жизни российского государства в ХМ II веке было значительное возрастание бюджета империи. Если в 1680 году доходы государства не превышали 1,5 млн руб., то в 1724 году они составили 8.5 млн руб., то есть за 44 года увеличение произошло в шесть раз, но если учесть падение ценности рубля за это время, то реальное возрастание составит 3,5 раза. Кстати, Петр I не оставил наследникам государственного долга. При его преемниках, несмотря на роскошь и пышность двора, бюджет не рос так сильно - не было таких изнурительных войн. Между царствованием Петра и Екатерины II (40 лет) бюджет увеличился менее чем в два раза. Заметное увеличение бюджета наблюдается уже во второй половине XVIII века. Если во времена правления Елизаветы Петровны рост доходов государства составлял примерно 60 тыс. руб. в год, то при Екатерине II достиг 1,8 млн руб. в год. Подобное увеличение связано с повышением прямых и косвенных налогов.

У истоков финансовой реформы, проведенной в 1862-1866 годах, стоял государственный контролер, один из честнейших и способных сотрудников государственного аппарата эпохи- Великих реформ В.А. Татаринов. Еще в 1856 году он был командирован за границу для ознакомления с формами и способами организации финансового хозяйства других государств. Серьезно изучив действие финансовых систем многих стран, Татаринов разработал проект реформирования финансового управления в России. Свою основную задачу реформатор видел в том, чтобы прекратить злоупотребления казенными средствами и положить конец хозяйственному и финансовому произволу, которые царили в различных министерствах и ведомствах. Для этого необходимо было провести централизацию государственного хозяйства и сосредоточить распоряжение казенными средствами исключительно в Министерстве финансов. Отныне ответственным распорядителем всех государственных средств являлось не каждое министерство в отдельности, а только министр финансов. Его деятельность находилась под бдительным учетом Государственного контроля, а все сметные предложения в виде государственной росписи утверждались Государственным советом. Сама роспись, начиная с 1862 года, публиковалась в печати. Следующим шагом стало создание единства кассы. Теперь все казенные средства проводились через кассу Министерства финансов, откуда шли ассигнования на нужды ведомств в строгом соответствии с государственной росписью. Точность в использовании Финансовые реформы 18 века, взятые из опыта буржуазной Европы, в России проводились, прежде всего, в интересах дворянства и крупного купечества. Тем не менее, они определили то направление, в котором происходило дальнейшее развитие не только торговли и финансов, но и всего общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовая система представляет собой совокупность государственных финансовых институтов, реализующих строго определенные функции.

Развитие финансовой системы российского государства прошло несколько исторических этапов, каждый из которых имел свои особенности, был подготовлен предыдущим этапом и обеспечил развитие последующего. Развитие любой системы идет по спирали, и финансовая система российского государства – не исключение. В данной работе показан процесс создания государственной финансовой системы России XVII-XVIII веков, которая

позволяла собирать налоги, обеспечивая оптимальный кругооборот денежных средств. Чётко дано определение финансовой системы и финансов, обозначены этапы развития финансовой системы, предпосылки к дальнейшему развитию  денежной политики России, проведён сравнительный анализ финансового положения населения на протяжении становления системы финансов.

Актуальность данной проблемы обуславливается и тем, что, на многие вопросы, возникающие сегодня, в том числе и в финансовой системе Российской Федерации, есть ответы в нашем богатом историческом прошлом, часть которого показана в представленной курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Бессон, Жан-Луи. Деньги и Финансы : Учеб. пособие: Пер. с фр. -Н-Новгород ун-та им. Н.И. Лобачевского. 1998. - 154с.

2.      Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. -М. : ИНФРА - М. 1997. -248с.

3. Дробозина Л.А., Финансы, денежное обращение, кредит, М., ЮНИТИ,                                                                                                                                                  1997.

4.      Крейнина М.Н. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник - М.: Финансы, 1997.-341 с.

5.      Лескова Н.Е. Акцизное обложение: ретроспективный взгляд// Финансы - 2001. - №4. - с.67-69.

6.      Муравьева Л. А. Финансы и кредит России в первое пореформенное двадцатилетие // Финансы и кредит. -2001. - №17. - С. 65-74.

Информация о работе Становление финансовой системы России в XVII-XVIII веках