Станволение и развитие международной финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ понятия финансов и их роль в развитии мировой финансовой системы 5
1.1. Понятие и сущность финансов 5
1.2. Анализ роли финансов в развитии мировой экономики 11
Глава 2. Международная финансовая система: определения и пути развития 15
2.1. Основные принципы формирования мировой финансовой системы 15
2.2.Перспективы развития глобальной финансовой системы 31
Заключение 34
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 56.73 Кб (Скачать документ)

    Хотя  финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят  от проводимой правительством финансовой политики.

    Финансы – это прежде всего распределительная  категория. При их помощи осуществляется вторичное распределение или  перераспределение национального  дохода. Доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла: с 9- 18% на кануне Первой мировой войны, до 35-50% и более в настоящее время.

    Вместе  с тем следует отметить, что  распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем  использования цен и кредита. Цена есть денежное выражение стоимости  товара. Прежде чем произойдет распределение  и перераспределение национального  дохода, товар должен быть реализован.

    Цена  предопределяет величину денежных средств  поступающих от реализации продукции  к ее собственникам, и выступает  исходной основой дальнейшего распределительного процесса. В условиях гиперинфляции  в Российской Федерации произошел  резкий рост цен – и перераспределительная  функция цены усилилась. Цены также  регулируют спрос на товары и их предложение и тем самым оказывают  воздействие на воспроизводство. 4

    Крупные перераспределительные процессы протекают  в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит  - взаимосвязанные  категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий  на расширенной основе.

    Кредит  представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные  институты. Банки аккумулируют свободные  денежные средства предприятий и  населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности  и срочности предприятиям, нуждающимся  в них.

    В отличие от финансов, выражающих одностороннее  и безвозмездное движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный  срок возвращен кредитору с уплатой  по нему заранее установленных процентов.

1.2. Анализ роли финансов  в развитии мировой  экономики

    Сущность  финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций  спорный.

    Известный финансист А..М. Бирман, выделял три  основные функции финансов: 5

    Обеспечение процесса хозяйствования денежными  средствами;

    Контроль  рублем;

    Распределительная.

    А. М. Александров и Э. А. Вознесенский утверждали, что финансы выражаются в формировании денежных фондов, использовании  денежных фондов и контроле.

    Однако  никто не отрицает, что финансы  — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один — валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения  валового внутреннего продукта можно  с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и  т. д., установленных государством.

    Если  рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что  они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

    Действие  распределительной функции финансов вытекает из сущности финансов: обеспечение  отношений, связанных с распределением и перераспределением совокупного  общественного продукта (СОП), национального  дохода (НД) и чистого дохода (ЧД), формирования доходов и накоплений; создания фондов денежных средств. Конкретный механизм действия распределительной  функции вытекает из сущности финансов как отношений по распределению  и перераспределению той части  общественного продукта, действие которого происходит в условиях разделения, отрыва и раздвоения стоимостной и вещественной форм общественного продукта и национального дохода.

    Распределительная функция финансов отражает экономические  отношения, обусловленные движением  чистого дохода, а также его  влиянием на составные части и  элементы совокупного продукта (создавая тем самым условия для последующей  реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов  купли и продажи).

    Финансы через чистый доход не только опосредуют весь процесс общественного производства, но и сами активно участвуют в  кругообороте средств на всех его  стадиях, непосредственно обеспечивая  процесс расширенного воспроизводства.

    Итак, общественное назначение распределительной  функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении  части стоимости совокупного  общественного продукта, главным  образом чистого дохода, в денежной форме в целях обеспечения  расширенного воспроизводства; во-вторых, в формировании потенциальных возможностей для создания финансовой основы функционирования государства и всей экономической  системы любой общественно-экономической  формации.

    Наряду  с распределительной функцией финансы  играют контрольную функцию. Контрольная функция порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их целевому расходованию.

    Контрольная функция количественно через  движение финансовых ресурсов отображает экономические процессы, связанные  с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта. Контрольная функция обусловлена  нормативным характером денежных отношений.

    Нормативные акты регламентируют как условия  распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов льгот по платежам, порядок их исчисления и т. д.); финансирования из бюджета (порядок открытия бюджетного финансирования и его использования); кредитования; формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов.

    Именно  контроль за соблюдением нормативных  актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов. Отсюда следует специфика контрольной функции - контрольная функция является производной распределительной функции.6

    В современных условиях понятие финансов охватывает, с одной стороны, государственные  финансы, с другой — финансы предприятий  и корпораций. Государственные финансы - это особая сфера экономических  отношений, связанная с вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного  общественного продукта в целях  образования денежных фондов, необходимых  государству для осуществления  его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном  и местном бюджетах, специальных  фондах, финансах государственных предприятий.

    Характерными  принципами формирования современных  финансов являются следующие:7

    денежная  форма в отличие от натуральных  отношений;

    распределительный характер отношений, т.е. здесь нет  эквивалентного обмена;

    распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через  реальные денежные фонды, например, в  отличие от ценового распределения.

    Таким образом, финансы по своему происхождению  — денежные отношения. Но не все  отношения относятся к финансовым, они становятся таковыми, лишь, когда  в процессе производства и реализации товаров формируются денежные доходы участников процесса воспроизводства  и происходит использование этих доходов, т.ч. когда движение денег  приобретает определенную самостоятельность.

    Роль  государственных финансов в современных  условиях заключается, прежде всего, в  том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс  общественного воспроизводства, поддержания  темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурно перестройки экономики. 

 

Глава 2. Международная финансовая система: определения и пути развития

2.1. Основные принципы  формирования мировой  финансовой системы 

    Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

    В самом общем плане все общественное пространство, в котором обитают  деньги, осуществляется трансграничное движение финансовых ресурсов и лиц (поставщиков/получателей финансовых ресурсов) в определенных правовых и международно-правовом режимах, называется международной финансовой системой (далее - МФС).

    Можно выделить следующие компоненты МФС:8

    объектно-предметная сфера; это сами международные финансовые отношения (далее - МФО), т.е. объект нормативного регулирования в международной  финансовой системе;

    институционально-субъектная сфера; к данной сфере относятся  все участники МФО; частные и  публичные лица, которые являются поставщиками и/или получателями финансовых ресурсов. Предлагается для их обозначения  использовать термин "операторы" как наиболее удобный и употребляемый;

    регулятивная (или нормативная) сфера; к ней  относятся все виды/группы норм, задействованных в регулировании  МФО, а именно: нормы внутреннего  права государств, международно-правовые нормы, нормы "мягкого права", различного рода неправовые нормы;

    функциональная  сфера; к этому компоненту МФС  относятся все способы, приемы, методы, задействованные в управлении ею, в обеспечении порядка и эффективности  данной системы;

    идеологическая  сфера; нет сомнения, что идеологический фон международной финансовой системе  задают установки по вопросам суверенитета в отношении финансовой проблематики, на роль тех или иных мировых валют, обоснование конвертируемости или  неконвертируемости валют и т.п.

    "Денежное  пространство" многогранно, имеет  много уровней, аспектов; связывает  воедино физических, юридических  лиц и государство; связывает  воедино государства между собой;  непосредственно касается проблематики  международной торговли, инвестиций, экономики в целом, внутренних  и внешних экономических функций  государства и др.

    МФС сама по себе - настолько сложное  явление, что и в ней можно  выделить отдельные подсистемы, компоненты, сферы: международные платежно-расчетные  отношения, международные валютные отношения, международные кредитные  отношения и др.

    В свою очередь, МФС является подсистемой  более обширной международной экономической  системы, а та, в свою очередь, - частью международной системы.

    Очевидно, что международная финансовая система  в различных ее секторах находится  под регулированием всевозможных нормативных  комплексов: внутригосударственного права, международного права, наднационального права, транснационального права, "мягкого  права", норм международной морали и прочих неправовых норм.9

    Общая задача всех этих норм - обеспечить порядок  в международной финансовой системе, ее стабильное функционирование, избегать кризисов, предотвращать их, нейтрализовать их отрицательные последствия.

    Финансовые  системы сформировались в Европе в XVI—XVII вв. в период укрепления государственной  власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период.  
Объективную необходимость в единой, стабильной и эластичной денежной системе обусловили следующие причины: 10

    феодальная  раздробленность, в том числе  в монетном деле, которая препятствовала образованию национального рынка;

    товарно-денежные отношения периода капитализма  свободной конкуренции, которые  требовали устойчивости денежной системы, относительного постоянства стоимости  денежной единицы.

Информация о работе Станволение и развитие международной финансовой системы