Стратегия привлечения финансовых средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:08, реферат

Описание

Выделены основные типы стратегий привлечения финансовых средств, которые могут иметь внутреннюю и внешнюю ориентацию (но, как правило, должны органически сочетать ту и другую).

Работа состоит из  1 файл

Стратегия привлечения финансовых ресурсов.doc

— 45.00 Кб (Скачать документ)

Стратегия привлечения финансовых ресурсов

Выделяют следующие  типы стратегий привлечения финансовых средств, которые могут иметь  внутреннюю и внешнюю ориентацию (но, как правило, должны органически  сочетать ту и другую).

1. Использование  собственных средств для расширения своей рыночной ниши. Применяется средними и крупными узкоспециализированными фирмами, действующими на сложившихся устойчивых рынках. В целом малоприбыльна.

2. Объединение  финансовых ресурсов средних  и крупных фирм для осуществления  дорогостоящих проектов захвата новых рынков.

3. Использование  всех доступных источников финансирования (займы, выпуск акций, создание  консорциумов и пр.) для формирования  и реализации перспективных инновационных  программ малых и средних предприятий  наукоемких отраслей. Рискованно, но высокоприбыльно.

4. Привлечение  донорских средств крупных фирм  — потребителей продукции в  рамках вертикальной интеграции  с ними.

5. Перекрестное  финансирование (подразделения, генерирующие  финансовые средства, делятся ими  с теми, у кого их недостает).

Внешняя ориентация предполагает опору на заемные средства (облигационные займы и банковские кредиты), внутренняя — на собственные (уставный капитал и прибыль).

Стратегия финансирования определяет:

1) оптимальное  соотношение внутренних и внешних источников привлечения финансовых средств;

2) цену, которую  фирма может за них заплатить;

3) способы распределения  (перераспределения) финансовых  ресурсов между подразделениями.

Первая задача является особо сложной и не имеет  однозначного решения. Причина состоит в том, что отклонение от оптимума в ту и другую сторону одновременно чрезвычайно выгодно и рискованно.

Ориентация на использование прибыли — наиболее безопасный способ финансирования. Но, во-первых, ее величина вообще ограниченна, что накладывает жесткие рамки на потенциальные возможности развития фирмы. Во-вторых, рост доли прибыли, направляемой на расширение и совершенствование производства, ущемляет текущие интересы собственников.

Эти ограничения, казалось бы, можно преодолеть за счет эмиссии акций, которая приносит дополнительно огромные средства. Однако компании идут на этот шаг обычно с большой неохотой, и этому есть причины. Дело в том, что акции реализуются сторонним лицам, а следовательно, уходят из-под контроля эмитента и впоследствии свободно продаются и покупаются на рынке ценных бумаг. Таким образом, рано или поздно они могут сосредоточиться в руках любого лица (в том числе и конкурента), что позволит ему без ведома учредителей установить контроль над корпорацией.

В этом смысле использование внешних (заемных) источников финансирования более предпочтительно. Но фирма при этом попадает в зависимость к кредиторам, которые при случае (что особенно характерно для России) могут ее целенаправленно обанкротить.

Однако использование  заемных средств может принести компании немалые выгоды (а не только предотвратить скрытую смену собственника). Дело в том, что увеличение их доли обусловливает рост главного показателя, характеризующего эффективность ее работы, — рентабельности собственного капитала .

Чем она выше, тем большим спросом пользуются акции фирмы, тем, следовательно, выше их курс и, таким образом, цена самой  корпорации. Причина состоит в  том, что привлеченный капитал зарабатывает прибыль наравне с собственным, а из расчета рентабельности в данном случае исключается.

В то же время  увеличение доли заемного капитала, как  уже говорилось, соответственно увеличивает  и риск банкротства, ибо у фирмы  в нужный момент может не оказаться  средств на погашение займов.

Многие негативные стороны описанных выше стратегий привлечения финансовых ресурсов можно преодолеть с помощью лизинга — долгосрочной аренды оборудования. Фирма-лизингодатель закупает (в том числе и по поручению фирмы-лизингополучателя) и передает в аренду необходимые элементы основного капитала.

Иногда имеет  место возвратный лизинг — субъект продает имущество лизинговой компании и берет его в аренду с возможностью обратного выкупа.

По содержанию лизинг представляет собой форму  товарного кредита в основной капитал, а по форме схож с инвестиционным финансированием. Существуют следующие основные варианты лизинга.

1. В зависимости  от количества участников:

  • прямой лизинг (поставщик и лизингодатель — одно лицо);
  • косвенный лизинг (имущество в лизинг сдает не поставщик, а финансовый посредник).

2. По типу  имущества, становящегося объектом  сделки (движимое и недвижимое).

3. В зависимости  от места ее заключения (внутренний  и внешний). При внутреннем лизинге  все участники представляют одну  страну. При внешнем (международном) — разные государства.

4. В зависимости  от формы возврата средств  выделяют лизинг:

  • с денежным платежом;
  • с компенсационным платежом (продукцией, услугами);
  • со смешанным платежом.

5. По объему  обслуживания:

  • чистый лизинг (все обслуживание имущества осуществляет лизингополучатель);
  • с дополнительным обслуживанием.

6. По сроку  использования имущества и связанными  с ним условиями амортизации:

  • с полной окупаемостью и полной амортизацией;
  • с неполной.

7. По характеру  оплаты (оперативный и финансовый  лизинг).

Оперативный лизинг предполагает сдачу имущества в аренду на срок, меньший нормативного срока его службы. Поэтому лизинговые платежи по од ному договору не покрывают всей стоимости имущества, и оно сдается несколько раз. При этом обязанности по ремонту и страхованию имущества обычно ложатся на лизингодателя. Такая форма лизинга используется в отношении средств транспорта, строительного оборудования, сельскохозяйственной и компьютерной техники.

Размеры платежей при оперативном лизинге выше, чем при других формах, в связи с учетом дополнительных рисков невозможности повторно предоставить имущество в лизинг. По окончании срока договора имущество возвращается.

Финансовый лизинг — операция по специальному приобретению имущества в собственность с последующей сдачей в пользование на срок, приблизительно совпадающий со сроком эксплуатации и амортизации. Обычно имущество приобретается для конкретного пользователя, который его сам выбирает. Риск переходит к лизингополучателю.

Иногда используется раздельный лизинг , который частично финансируется лизингодателем, а частично за счет ссуд. Основной риск при этом несут кредиторы.

Предприятия со слабой финансовой базой, но высокорентабельные, а также молодые и малые  предприятия могут использовать сублизинг.

Лизингодатель снижает для себя риск невозврата ссуд, получает определенные налоговые (на имущество) и амортизационные льготы.

Лизингополучатель приобретает:

  • 100%-ное финансирование;
  • отсутствие необходимости немедленного возврата средств;
  • возможность создания удобной всем схемы выплат;
  • уменьшение риска морального и физического износа для лизингополучателя;
  • снижение налогооблагаемой прибыли, поскольку лизинговые платежи относятся на издержки;
  • ускорение оборота продукции, стимулирование внедрения новинок и освоения достижений НТП.

Стратегию привлечения капитала не в последнюю очередь обусловливает цена, которую за это нужно заплатить. На нее влияют:

  • выплаты из прибыли, например дивиденды по привилегированным акциям;
  • процент по банковским ссудам и облигациям;
  • ставка налогообложения.

На практике рассчитывается средневзвешенная, или текущая, цена капитала (СВЦК), которая часто используется в качестве ставки дисконтирования и эталона для сравнения выгодности условий привлечения дополнительного капитала и определения соответствующей стратегии действий.

Любой новый  вариант стратегии привлечения  капитала сравнивается с его действующей  ценой или внутренней нормой доходности, и, если та оказывается выше, такой  вариант берется на вооружение.

Что же касается перераспределения финансовых потоков  между подразделениями, то его стратегия вырабатывается с помощью портфельных матриц, например Мак-Кинси.

Информация о работе Стратегия привлечения финансовых средств