Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:45, реферат
В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии - Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерст-ва финансов и соответствующих органов.
Структура Министерства финансов РФ
В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии - Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерст-ва финансов и соответствующих органов.
Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характе-ром своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государ-ства. Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение еди-ной финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятель-ность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти - федеральными, органами субъектов Федерации, органами мест-ного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и ос-вобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министер-ство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назна-чаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председа-тель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и ва-лютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, док-ладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.
Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе централь-ного аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:
1. Департамент бюджетной политики;
2. Департамент налоговой политики;
3. Департамент управления государственным внутренним долгом;
4. Департамент отраслевого финансирования;
5. Департамент межбюджетных отношений;
6. Валютно-экономический департамент;
7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;
8. Департамент финансирования государственного аппарата;
9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;
10. Юридический департамент;
11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;
12. Департамент страхового надзора;
13. Департамент внешнего долга;
14. Департамент международных финансовых организаций;
15. Департамент государственного финансового контроля;
16. Департамент организации аудиторской деятельности;
17. Информационно-технический департамент;
18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;
19. Департамент валютного контроля;
20. Департамент социальной сферы и науки.
Список литературы
1. Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
3. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 624 " Вопросы министер-ства финансов РФ" // СЗ РФ. 2000. № 35.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ
5. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - Стр. 87
Федеральный орган исполнительной власти
Особую роль в функционировании государственных финансов играет Министерство финансов Российской Федерации. Это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Минфин России имеет территориальные органы.
К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:
• совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;
• разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
• разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
• разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
• разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;
• участие
в разработке и проведении единой
политики в сфере формирования и
использования государственных
• разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
• осуществление государственного финансового контроля;
• обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.
Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:
• подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
• участвует
в разработке прогнозов социально-
• участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
• участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета;
• разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;
• участвует
в разработке проектов правовых актов;
разрабатывает и принимает
• разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ; исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;
• подготавливает
предложения и реализует меры,
направленные на совершенствование
структуры государственных
• подготавливает предложения о предельной численности работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов совместно с Министерством труда и социального развития РФ и размере ассигнований на содержание аппаратов этих органов;
• совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения федерального бюджета;
• разрабатывает совместно с Министерством по налогам и сборам РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы;
• координирует политику федеральных
органов исполнительной власти, на
которые возложена
• участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
• участвует в разработке
порядка и осуществлении
• проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;
• разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры государственных заимствований;
• участвует в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг; регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий; выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов РФ;
• проводит совместно с Банком России операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ; управляет государственным внутренним и внешним долгом России, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;
• подготавливает предложения
по формированию и использованию
средств государственных
• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с ними переговоры и консультации по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений;
• подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;
• разрабатывает совместно с Министерством экономики РФ проекты программ государственных внешних заимствований, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
• участвует в подготовке
проектов межправительственных и межгосударственных
договоров в области
• участвует
в работе по возврату кредитов иностранным
государствам, осуществляет необходимые
меры по выполнению обязательств РФ по
кредитным соглашениям с
• участвует в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, обеспечивает пополнение, сортировку, оценку, учет и сохранность драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, разрабатывает и утверждает порядок определения цен на них; разрабатывает с участием Банка России необходимые меры по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретает в Госфонд России драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них; производит отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, из Госфонда России в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства РФ;
• разрабатывает с участием Министерства экономики РФ проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно-исследовательских и социально-культурных целей, для продажи на внешнем рынке, а также проекты планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов; представляет в Правительство РФ предложения об экспортных квотах на необработанные природные алмазы; осуществляет государственный контроль за качеством сортировки, классификации, оценки и реализации алмазного сырья;
• разрабатывает с участием Министерства экономики РФ и утверждает расчетные, отпускные и другие виды цен на добытые и обработанные в РФ драгоценные камни; осуществляет анализ динамики цен на мировом рынке алмазов посредством продажи в установленном порядке контрольных партий алмазного сырья; организует и проводит пробирный надзор; осуществляет контроль за совершением сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в РФ, за их реализацией на внешнем рынке;
• регистрирует сделки между пользователями недр и другими субъектами рынка, предусматривающие отчуждение драгоценных металлов;
• устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций;
• устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;
• проводит в
пределах своей компетенции комплексные
ревизии и тематические проверки
поступлений и расходования средств
федерального бюджета; контролирует рациональное
и целевое использование
• проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Министерство финансов РФ имеет право:
• проводить
совместно с Министерством
• представлять Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
• ограничивать, приостанавливать, а в отдельных случаях и прекращать финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также при непредставлении ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;