Сущность финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:09, контрольная работа

Описание

Взоры предпринимателей того времени – ремесленников и купцов обратились в сторону хранилищ денег. Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики – коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности и владельца сбережений. Этому банки обязаны своим рождением.

Содержание

Введение
1. Сущность финансов
1.1 Предпосылки возникновения финансов
1.2 Понятие и необходимость финансов
2. Влияние финансов на экономику
2.1 Использование финансов для регулирования экономики
2.2 Место и роль финансов в рыночной экономике
2.3 Государственные финансы и их влияние на экономику
3. Современная банковская система
3.1. Сущность банковской системы
3.2. Структура банковской системы
3.3. Специализированные банки и кредитные учреждения
4. Современный этап становления российской банковской системы
4.1. Центральный банк Российской Федерации
4.2. Состояние банковской системы и денежно-кредитная политика
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

фин.и кред..docx

— 89.09 Кб (Скачать документ)

Главным инструментом регулирования  воспроизводственных пропорций  являются финансы предприятий. С  их помощью происходит регулирование  воспроизводственной структуры  производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое использование финансов для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает участия в данном процессе страхования, банковского кредита, бюджета.

Регулирование воспроизводственной  структуры осуществляет прежде всего сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта.

Оно может способствовать ускоренному  развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для появления  новых производств и современник  технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для  развития инфраструктурных отраслей и  т.п.

 

    1. Место и роль финансов в рыночной экономике

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах.

Рыночная  экономика — это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже  товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические  субъекты (предприниматели) и юридические  лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические  условия реализации товара.

Рынок —  это сфера проявления экономических  отношений между производителями  и потребителями товаров, между  стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики очень важно  точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом  покупки и актом продажи, в  этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал — это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег — это вложение их в предпринимательство, передача в  ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления  финансов как самостоятельной сферы  функционирования денежных отношений.

Финансы — система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей  роли в общественном производстве финансы  включают в себя два звена:

общественные  финансы,

финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое  звено выполняет свои задачи и  ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно  возросла, от финансового положения  предприятия зависит его положение  на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль  финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

Финансовое  обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое  регулирование экономических и социальных процессов — второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое  стимулирование эффективного использования  всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

через эффективное  вложение финансовых ресурсов;

создание  поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

использование бюджетных стимулов (представление  льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и  фермерских хозяйств с целью обеспечения  их роста и развития);

использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную  уплату налогов, сокрытие доходов и  имущества от налогообложения, непредставление  налоговых деклараций и т.п.).

 

 

 

 

2.3 Государственные финансы и  их влияние на экономику

Роль  современного государства и его  финансов в экономике или в  экономическом кругообороте - огромна. Государство активно участвует  в регулировании экономической  жизни своей страны. Именно регулирование  экономики составляет суть государственной  экономической политики.

Для регулирования  хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство вмешивается  в экономические процессы, чтобы достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры.

Государство регулирует рыночные процессы, противодействуя  монополизму и поощряя конкуренцию. Во время кризисов вмешательство  государства в экономику смягчает их негативные последствия и ускоряет выход из них. Государство также  само участвует в таких видах  экономической деятельности, которые  жизненно необходимы для всего общества в целом, но из-за малой прибыльности (а иногда и убыточности) не привлекает частный капитал. Для снятия социальной напряженности государство участвует  в процессе перераспределения доходов, оказывая помощь малообеспеченным слоям  населения.

Прямое  вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.

Наиболее  важной формой прямого вмешательства  в экономику является создание государственного сектора. Выражая интересы всех экономических  субъектов, государство организует производство и реализацию продукции  отраслей, которые не привлекают частный  капитал ввиду своей низкой рентабельности.

Государственный сектор предназначен для обеспечения  нормального функционирования хозяйства  в целом. Как правило, он менее  эффективен, чем частный, и бывает убыточным, поэтому ему выделяются субсидии.

При использовании  второй важной формы прямого вмешательства  государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, либо в виде субсидий или оплаты научно-исследовательских работ, или выплаты процентов по ценным бумагам, или пособий по безработице.

Через третью форму своего прямого вмешательства, различные экономические программы, государство содействует серьезным  структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета.

Косвенные формы государственного вмешательства  оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.

Первая  из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику  через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного  резервирования.

Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство  мобилизует для выполнения своих  функций.

Величина  государственных финансов определяется функциями и ролью государства  в обществе:

Суть  первой из них - экономической - заключается  в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении государственным сектором, программировании).

Вторая  функция - оборонная - состоит в финансировании армии, милиции.

Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малообеспеченным слоям  населения, финансировании пособий  по безработице, инвалидам и больным.

Выполнение  этих четырех функций возлагается  на современную финансовую систему, структура которой зависит от поставленных конкретных задач. Самые  главные задачи решаются путем использования  федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти..

Государственный бюджет - это доходы и расходы  государства, или иными словами, это финансовый план формирования и  использования денежного фонда  государства.

Государственный бюджет утверждает высшая законодательная  власть страны, а за его выполнение отвечает центральное (федеральное) правительство, то есть исполнительная власть.

Структура госбюджета составляют доходная и расходная  части

Доходная  часть бюджета показывает, откуда поступают денежные ресурсы для  финансирования расходов государства.

Расходная часть бюджета показывает, на какие  цели направляются аккумулированные государством финансы.

Доходы  и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного  уровня: центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и расходы, -региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.

Доходная  часть госбюджета формируется в  основном из налогов. В большинстве  стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и  два других источника - государственные  займы и эмиссия бумажных и  кредитных денег. Займы осуществляются в форме выпуска государственных  ценных бумаг, приносящих процент. К  эмиссии бумажных и кредитных  денег государство прибегает, когда  его доходы не покрывают расходов.

С помощью  сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач.

Налоги - это принудительные, безвозмездные  и обязательные платежи, которые  платят в доход государства юридические  и физические лица.

Налоги  разделяют на прямые, которые взимают  непосредственно с доходов и  имущества, и косвенные, которые  включаются в цену товаров и тарифа на услуги.

Как правило, в бюджет центрального (федерального) правительства поступают налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог  на физических лиц и на прибыль  предприятий. В местные бюджеты  республик, краев, областей в России, например, собираются налоги на имущество  предприятий, за использование природных  ресурсов, на имущество физических лиц, за право торговли, земельный  налог, курортный сбор и ряд других.

Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве стран на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую  расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Значительно реже бюджетные доходы превосходят  расходы, то есть имеют место излишки  денег в бюджете, и тогда он становится профицитным.

Государственный долг - общая сумма задолженности  правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.

В настоящее  время в большинстве стран  растут как внутренние, так и внешние  долги. Такое положение при неэффективном  использовании полученных средств  на определенном этапе развития может  вызвать тяжелые социально-экономические  последствия. Современные эксперты признают опасным для стабильности национального хозяйства такое  положение, при котором общая  сумма государственного долга превышает  объем ВВП в 1,5-2 раза. Поэтому правительства  всех стран стараются не доводить государственный долг до этой черты. Этого можно достичь путём уменьшения расходов на военные нужды, конверсии в оборонной промышленности, сворачивании социальных программ, приватизации низкорентабельных предприятий государственного сектора.

3. Современная банковская система

3.1. Сущность банковской системы

Банк  – это организация, созданная  для привлечения денежных средств  и размещения их от своего имени  на условиях возвратности, платности  и срочности. Основное назначение банка  – посредничество в перемещении  денежных средств от кредиторов к  заемщикам и от продавцов к  покупателям.

Банковская  система – совокупность различных  видов национальных банков и кредитных  учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных  центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и  валютную политику, является ядром  резервной системы. Коммерческие банки  осуществляют все виды банковских операций.

В странах  с развитой рыночной экономикой сложились  двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен  центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионые фонды, ломбарды, трастовые компании и другие).

Информация о работе Сущность финансов