Сущность функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:41, лекция

Описание

Финансы предприятий (организаций) – это отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, их распределения и использования.
На предприятии финансы выполняют распределительную и контрольную функции.
Эти функции выполняются в форме транзакций и анализа денежных потоков. Управляя денежными потоками, продажами и затратами с помощью распределительной функции финансов направляются средства в нужном направлении и одновременно контролируется исполнение финансовых решений, правильность прогнозов и плановых расчетов.

Работа состоит из  1 файл

ффф.docx

— 32.40 Кб (Скачать документ)

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение организации (предприятия) в критические моменты хозяйствования.

 

 

 

Управление финансами  коммерческой организации — это  процесс создания финансового механизма  организации ее финансовых отношений  с другими субъектами. Он включает следующие основные элементы:

  • финансовое планирование;
  • оперативное управление;
  • финансовый контроль.

1. Финансовое планирование. При разработке финансовых планов коммерческой организации происходят соизмерение намечаемых затрат на осуществляемую деятельность с имеющимися возможностями, определение направлений эффективного вложения капитала; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых ресурсов; оптимизация финансовых взаимоотношений с контрагентами, государством и т. д.; осуществляется контроль за финансовым состоянием предприятия. Необходимость финансового планирования коммерческой организации может быть вызвана не только внутренней потребностью эффективного управления финансовыми ресурсами, но и внешней — желанием кредиторов и инвесторов иметь информацию о доходности предстоящих вложений.

2. Оперативное управление. Большое значение для управления финансами коммерческой организации имеет анализ исполнения финансовых планов и прогнозов. При этом не всегда обязательным условием является соответствие плановых финансовых показателей фактическим. Наибольшее значение для эффективного управления имеет выявление причин отклонения от плановых (прогнозных) показателей. Данные о фактическом исполнении финансовых планов анализируются не только специальными подразделениями организации, но и органами управления коммерческой организации.

Для принятия оперативных  управленческих решений по финансовым вопросам руководству организации  важно не только иметь финансовые планы и прогнозы, но и получать обширную информацию о состоянии  финансового рынка, финансовом состоянии  контрагентов по сделкам, возможном  изменении конъюнктуры рынка, налоговом  реформировании. В крупных организациях для сбора такой информации создаются  специальные аналитические центры. Коммерческая организация может  также покупать такую информацию — в частности, аналитические  обзоры по финансовым рынкам являются одной из услуг современных коммерческих банков. Услуги консультационного характера, влияющие на принятие финансовых решений, могут оказывать также аудиторские  фирмы.

Коммерческие организации  прибегают к услугам управляющих  компаний и других участников рынка  ценных бумаг при размещении финансовых ресурсов в ценные бумаги, размещении собственных ценных бумаг на рынке, осуществлении кассовых и срочных  сделок на различных сегментах финансового  рынка.

3. Финансовый контроль. Государственный финансовый контроль за коммерческими организациями негосударственных форм собственности ограничен вопросами исполнения налоговых обязательств, а также использованием бюджетных средств, если коммерческая организация такие средства получает в рамках государственной помощи. Большое значение для эффективного управления финансами коммерческой организации имеет внутрихозяйственный финансовый контроль, а также аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль может осуществляться специальными подразделениями, созданными в коммерческих организациях, осуществляющими проверки и анализ документов. Внутрихозяйственный  финансовый контроль происходит также  в процессе визирования руководителем  организации (руководителями подразделений) документов, оформляющих финансово-хозяйственные  сделки. Коммерческие организации, входящие в холдинги, ассоциации проверяются головными («материнскими») компаниями, также имеющими в своем составе специальные контрольные службы.

Для получения достоверной  информации о финансовом состоянии  коммерческой организации, выявления  имеющихся резервов ее руководство  может инициировать аудиторскую  проверку и обследование. Отдельные  виды деятельности, организационно-правовые формы, высокие показатели активов  и выручки от реализации продукции (работ, услуг), участие иностранного капитала требуют обязательного  аудиторского заключения о достоверности  финансовой отчетности коммерческой организации. Таким образом, аудиторские проверки коммерческой организации могут  носить как инициативный, так и  обязательный характер.

Особенностью внутрихозяйственного и аудиторского контроля коммерческой организации является его направленность на оценку эффективности принимаемых  управленческих решений, а также  выявление резервов роста финансовых ресурсов.

Таким образом, управление финансами  коммерческой организации включает элементы управления, аналогичные другим звеньям финансовой системы, но при  этом существует специфика финансового  планирования, оперативного управления и организации финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы финансирования предприятий

В связи с полным обособлением значительной части хозяйствующих субъектов от государства важное значение имеет их финансовое обеспечение, включающее: финансовое самообеспечение (т.е. самофинансирование, самокредитование, самострахование), кредитование, бюджетное финансирование.

Под самофинансированием  понимается финансирование деятельности предприятия за счет собственных источников финансовых ресурсов, к которым относятся прибыль, направляемая в фонд накопления, и амортизационные отчисления. Самофинансирование представляет собой метод осуществления расширенного воспроизводства. Самофинансирование основывается на следующих принципах:

1) накопление собственного  денежного капитала;

2) выбор рациональных  направлений и оптимальных накопительных вариантов вложения капитала;

3) постоянное обновление  основных фондов и нематериальных активов;

4) гибкое реагирование  на потребности рынка.

Накопление собственного денежного капитала в зарубежной практике характеризует показатель «кэш-флоу» (причем он может использоваться и для характеристик денежного потока, и как показатель денежной наличности). Данный показатель представляет собой часть временно свободных (до следующего распределения) денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия. Он равен сумме амортизационных отчислений, чистой прибыли и других денежных запасов, представляющих собой не использованные ранее денежные средства. Данный показатель имеет важное значение для оценки общей доходности и ликвидности предприятия. Показатель «кэш-флоу» рассчитывается для каждого из трех видов деятельности предприятия: производственной, инвестиционной, финансовой.

Под самокредитованием понимается мобилизация предприятием дополнительных финансовых ресурсов за счет выпуска и размещения акций трудового коллектива и инвестиционных взносов работников предприятия. Под инвестиционным взносом понимается денежный вклад работника в развитие данного хозяйствующего субъекта. Самокредитование фактически означает участие работников предприятия в его деятельности и строительстве объектов социально-культурного назначения посредством передачи ему взаймы собственных денежных средств.

Под самострахованием понимаются меры, предпринимаемые хозяйствующим  субъектом с целью защиты от возможных  потерь и убытков. Главной задачей  самострахования является оперативное преодоление временных затруднений в финансово-коммерческой деятельности предприятий. Самострахование выражается в создании на предприятии резервных денежных фондов на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации предприятия и т.д.

Одним из источников финансирования предприятия являются кредиты банков, расходуемые на производственные цели; на проведение торгово-посреднических операций; на временные нужды (выплату заработной платы и платежи в бюджет).

Бюджетное финансирование подразумевает  ассигнования из бюджета. В настоящее  время безвозмездное бюджетное  финансирование почти не используется, но предприятия могут рассчитывать на получение бюджетных ссуд. Основой организации финансов предприятий является финансовый план. Формой финансового плана служит баланс доходов и расходов, в котором находят отражение результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками. Главная задача баланса доходов и расходов — проверка синхронности поступления и расходования денежных средств, которая обеспечивает поддержание ликвидности и платежеспособности предприятия, что выражается в постоянном наличии на счетах в банке денежных сумм, достаточных для расчетов по обязательствам.

Финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. В состав доходов включаются:

1) суммы, получаемые за  счет устойчивых источников собственных средств (прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд);

2) суммы, получаемые за  счет заемных средств (кредиторская  задолженность, постоянно находящаяся  в распоряжении предприятия).

Если доходы больше расходов, то сумма превышения направляется в резервные фонды. Если расходы превышают доходы, то недостаток денежных средств восполняется за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, различных благотворительных взносов и т.д. Управление финансами предприятия осуществляет финансовая дирекция, состоящая из различных подразделений, к которым могут относиться: финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел экономического анализа и т.д.

К функциям финансовой дирекции относятся:

- определение цели финансового  развития предприятия;

- разработка финансовой  стратегии предприятия;

- разработка кредитной  политики предприятия;

- установление сметы расходов  финансовых ресурсов для всех  подразделений предприятия;

- разработка финансовых  планов предприятия;

- участие в разработке  бизнес-плана;

- обеспечение финансовой  деятельности предприятия;

- осуществление денежных  расчетов с поставщиками и  покупателями;

- ведение финансового  учета и составление финансовой  отчетности предприятия;

- анализ финансовой деятельности  предприятия.


Информация о работе Сущность функции финансов