Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:40, реферат

Описание

Конкурентоспособность и платежеспособность хозяйствующего субъекта определяются, прежде всего, рациональной организацией финансов. Рыночная экономика не только привела к усилению роли финансов в функционировании предприятия. Она определила для них новое место в системе хозяйствования. Большинство рыночных регуляторов относится к элементам финансового механизма, то есть входит в состав финансов. Финансы возникают с появлением денег.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)
y">     Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

     2.2 Контрольная функция

     Еще одной не менее важной функцией финансов является контрольная, основу которой составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы “пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают «универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта». Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Финансовая информация позволяет увидеть различные стороны работы предприятий, оценить результаты хозяйственной деятельности и на этой основе принимать меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

     Контрольная функция действует не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Совместность действия этих функций позволяет полностью раскрыть экономическую сущность финансов. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией. В то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. В их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

     В условиях развития рыночных отношений  направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются. Распределительная и контрольная функции это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

     Финансовые  показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

     2.3 Прочие функции

     2.3.1 Помимо распределительной и контрольной  функции финансы выполняют также  регулирующую функцию. Эта функция  связана с вмешательством государства через финансы государственные расходы, налги, государственный кредит в процессе воспроизводства. Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь распределительной, как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо

     2.3.2 В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную  функцию. Ее содержание заключается  в том, чтобы обеспечить для  всех хозяйствующих субъектов  и граждан стабильные условия  в экономических и социальных  отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту. Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов доходов, использование денежных фондов доходов и контрольная.

     3 Методы управления финансами

     Управление - это совокупность приемов и методов  целенаправленного воздействия  на объект для достижения определенного  результата. Управление финансами - это  деятельность, связанная с проведением  общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы. Органы управления финансами Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.

     Управление  финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции. В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления.

     В качестве объектов управления выступают  разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов финансы предприятий организаций, учреждений, страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления финансовые службы отделы предприятий организаций, учреждений, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.

     Управленческие  решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с  этим должна быть достаточно полной и  достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации узких мест, решения вновь возникающих задач и т. п. Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. 
 

     Заключение

     Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

     Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. В курсовой работе мною были рассмотрены функции финансов, а именно распределительная и контрольная эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие регулирующая функция она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Таким образом, в курсовой работе я попыталась раскрыть следующие вопросы необходимость и сущность финансов, дать определение государственным финансам и методам их управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников информации

 

     1 Казак А.Ю. Сергеев Л.И. Финансы.  Учебник, С-Пб 2000 г.

     2 Мамедов О.Ю. Современная экономика,  Ростов-на-Дону, "ФЕНИКС", 2006 г.

     3 Журнал «Финансы», №№ 1-5, 2011 г.

     4 Интернет-сайты:

           - «Википедия»;

           - «РБК»;

           - официальные сайты  Министерства Финансов Российской Федерации, Минсоцразвития;

           - «Консультант-Плюс».

Информация о работе Сущность и функции финансов