Сущность и функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:12, контрольная работа

Описание

Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом получения выступает государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Содержание

1Экономическое содержание и функции государственного кредита................5
1.1 Государственный кредит как экономическая категория…………………....5
1.2 Функции государственного кредита…………………………….....................8
2. Формы государственного кредита……………………………………..……12
2.1 Форма внутриэкономического государственного кредита……………..…12
2.2 Международный государственный кредит

Работа состоит из  1 файл

Сущность и функции государственного кредита;.docx

— 44.50 Кб (Скачать документ)

    Традиционной  формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Он представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается, как правило, в кредит. Условия этого кредита – сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты + комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.

    Старейшая форма внешнеторгового кредита  – фирменные кредиты. Преимущественно, это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле. Вплоть до начала 60-х годов XX века фирменные кредиты были преобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостному объему более чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однако быстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязанной продукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки: ограниченные сроки кредита (от 1 до 7 лет), сравнительно небольшие объемы кредитования, жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому доля фирменных кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию.

    Банковский  внешнеторговый кредит имеет с позиций  импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции, более длительные сроки кредита, большие объемы поставок по кредиту, сравнительно меньшая стоимость кредита.

    Помимо  внешнеторгового кредита банки  предоставляют своим контрагентам их других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют  ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо более широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте.

    Международный кредит, прежде всего, предполагает определение  суммы кредита, его сроков и условий  погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов страхования  кредитного риска. Помимо этого здесь  появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах, евро и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется необязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит. Например, Россия получает кредиты в разных валютах, но валютой платежа, как правило, остается доллар

    Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте, либо в эмиссионном проспекте  при выпуске международных облигаций. Срок международного кредита зависит от целого ряда факторов, к которым относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в предоставлении предыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальное законодательство; межгосударственные соглашения.

    В современных условиях обострения конкуренции  в международной торговле каждое государство стремится создать  условия для повышения конкурентоспособности  отечественных экспортеров. В этих целях государство во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних странах созданы специальные государственные и полугосударственные (смешенные с участием частного капитала) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других – банковские консорциумы, перед которыми ставится задача создания благоприятных условий рефинансирования внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.

    Типичным  примером национального государственного института по стимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США (Эксимбанк), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне он представляет преимущественно гарантии американским промышленным и банковским компаниям против коммерческого и политического риска.

    Помимо  участия в кредитовании экспортеров  государство в странах с рыночной экономикой проводит активную политику по страхованию внешнеторговых кредитов от изменений курсов валют, политической неустойчивости, которые существенно увеличивают риск осуществления международного кредита. В этих целях в Великобритании, во Франции, В ФРГ, в США и в других странах сложилась целая система страхования и гарантирования экспортных операций.

    Возрастающую  роль в сфере международного кредита  играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк реконструкции и развития (Мировой банк), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами – Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая часть отчисляется из бюджетов стран  - членов банков. Активные операции банков развития реализуются как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами  МБРР целесообразными. При этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты А и кредиты В. Кредиты А полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты В предоставляются банком как участником международного банковского консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10 – 25 %.

    Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных  организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта.

    Заключение

    Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизируемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

    Но, оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что  мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми перед налогами. Необходимость  погашения государственного долга  требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только с помощью налогов. Главными задачами системы управления внешним долгом являются: обеспечение национальной экономики страны внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

    Основные  усилия правительства по урегулированию платежной проблемы должны быть направлены на сокращение государственных долговых обязательств всеми возможными способами: мобилизацией внутренних ресурсов, рыночным управлением торгуемой частью долга, реструктуризацией долга в переговорном процессе с кредиторами. 

Библиографический список

  1. Бюджетный кодекс РФ / Консультант Плюс. Версия Проф.
  2. Комментарий к бюджетному кодексу РФ / Консультант Плюс. Версия Проф.
  3. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации: 
    Учебное пособие: Магистр. – 2010. – 383 с.
  4. Ермасова Н. Б. Бюджетная система РФ. Учебник для вузов М.: Высшее образование. – 2009. – 715 с.
  5. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: 2-е изд. Учебник для вузов М.:Издательство Юрайт, 2010. – 777 с.
  6. Карчевский В.В. Организация исполнения бюджета: Учеб. 
    пособие: Вузовский учебник,  2009. – 224 с. 
  7. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в РФ.Уч.пос.-М.:КноРус,2009.Рек. УМО. – 128 с.
  8. Казначейская система исполнения бюджета в РФ/ Под ред. Акперова И.Г. Уч.пос.-2-е изд.-М.:КноРус,2009.Доп. МО РФ. – 640 с.
  9. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ: Учебник /А.С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2009. – 320 с.
  10. Бюджетная система РФ. Учебник / Под ред.О.В.Врублевской, М.В.Романовского. – М., 2003.- 838с.
  11. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. И.Д. Мацкуряка, М., 2003.
  12. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред, В.Д. Фетисова, М., 2003г.- 367с.
  13. Бюджетная система России в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие. / Под ред. А.А. Тедеева, В.А.Порыгина. М., 2005. – 288с.
  14. Яруллин Р.Р. Доходы бюджета : Учебное пособие – Уфа ФГОУ ВПО БГАУ, 2005.-224с.
  15. Сайт «Бюджетная система РФ» - www.budgetrf.ru.
  16. Сайт Федеральной налоговой службы -  www.nalog.ru.
  17. Сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru.
  18. Сайт Счетной палаты РФ - www.ach.gov.ru.
  19. Сайт органов государственной власти РФ - www.gov.ru.
  20.  

Информация о работе Сущность и функции государственного кредита